Также нечувствительность большинства конструкций домкратов к пространственному положению, определяет возможность их применения для любого перемещения грузов (в том числе для развития тянущего усилия).
Виды домкратов |
Домкраты могут использоваться как полноценное самостоятельное устройство, а также в качестве силового модуля в составе более сложных подъемных конструкций – кранов, прессов, труборезов, высотных подъемников и т.п.. Но большую распространённость домкраты получили как устройство для подъёма автомобиля с целью замены одного или нескольких колёс.
Пневматические домкраты делятся на 2 подвида: подкатные (с пневмоподушкой), и переносные (с мешком из плотного материала). Обе разновидности работают от компрессора, но последняя может накачиваться и от выхлопной трубы автомобиля.
Виды домкратов
Все домкраты условно можно разделить на:
- Бытовые – относительно дешевые модели, предназначенные для подъема грузов с небольшим весом, в частности – легковых автомобилей. Это так называемые гаражные домкраты – недорогие механизмы, позволяющие производить самостоятельный ремонт транспортных средств в домашних условиях, включая замену колес. В общем речь идет о бюджетных изделиях.
- Профессиональные – гидравлические усиленные конструкции, предназначенные для быстрого подъема легких и тяжелых грузов. Используются в современных сервисных центрах, ремонтных мастерских и на промышленных предприятиях. Сюда входят и узкоспециализированные модели.
Существует большое количество разновидностей домкратов, но их все можно разделить на следующие основные группы:
- гидравлические
- механические
- пневматические
Чаще всего небольшие домкраты имеют ручной привод. Но некоторые модели оснащаются электроприводом, что делает использование домкрата максимально удобным.
Гидравлические домкраты
Относительно современная группа домкратов, которая характеризуется большой грузоподъемностью, отличной устойчивостью и точностью подъема, компактностью и жесткостью конструкции, плавностью хода.
Гидравлические домкраты обеспечивают плавный подъем, легкий ход, отличную устойчивость и точность подъема, компактность и жесткость конструкции, надежную фиксацию грузов, отличаются высокой грузоподъемностью – 5-20 т (отдельные модели – до 200 т), высота подъема – до 0,4 м.
К недостаткам относится:
- крупные габариты
- особые требования к транспортировке и хранению
- высокая стоимость
- относительно большая высота подхвата
Гидравлический домкрат имеет в своем составе рабочий гидроцилиндр (который и развивает усилие), насос (который создает ток и давление рабочей жидкости в гидросистеме), бак (хранилище) для рабочей жидкости, устройства управления – ручка для привода насоса и кран сброса давления в гидросистеме. Обычно домкраты также имеют устройство безопасности – обратный клапан, защищающий цилиндр и гидросистему в целом от перегрузки (в случае превышения давления в гидросистеме клапан открывается и рабочая жидкость возвращается в бак (давление уменьшается).
Если насос находится в одном корпусе с гидравлическим домкратом, то такой домкрат называется автономным. Если насос требуется отдельный - то это неавтономный гидравлический домкрат.
Неавтономные гидродомкраты на односторонние и двухсторонние.
Односторонние домкраты – это цилиндры, где шток после сброса деления возвращается в цилиндр под действием встроенной пружины (по такому принципу работают также и все автономные домкраты).
На двухсторонних цилиндрах возврат штока – гидравлический, т.е. чтобы шток вернулся в цилиндр нужно сбросить давление в его поршневой полости и подать его (давление) в штоковую полость цилиндра. В домкрате двустороннего действия и так тонкая грань между цилиндром и домкратом, практически стирается.
Гидравлические приводы (насосы) для гидродомкратов также бывают автономные, приводимые в действие мускульной силой оператора (например, ручные или ножные насосы) и неавтономные – это электро-, пневмо-, бензо- и т.д. гидравлические насосы (насосные гидравлические станции, которые также называют "маслостанциями").
Выигрыш в силе гидравлического домкрата
Выигрыш в силе в гидравлическом домкрате определяется законом Паскаля. Математически этот выигрыш описывается так:
F= Р・S
где:
Р – давление гидравлической жидкости
S – площадь поршня цилиндра
Площадь поршня рассчитывается по формуле:
S = π・R2 = π・D2 / 4
где: R и D – соответственно: радиус и диаметр поршня цилиндра.
Механические домкраты
Представители старейшего, первоначального типа домкратов.
Механические домкраты делятся на 3 подгруппы: винтовые, реечные и рычажные. Все они функционируют за счет взаимодействия точных механических элементов.
Механические домкраты |
Реечный домкрат
Реечные домкраты – отдельный тип механических домкратов с мускульным приводом и металлической рейки, расположенной внутри вытянутого каркаса. Существует 2 типа механизмов подъема: зубчатый (работающий за счет вращения шестерней) и рычажный (Хай-Джек). Последний поднимает груз при помощи рычага с поперечным стальным прутом, выдвигающим рейку вверх, цепляясь за её зубья.
Особенность реечных домкратов заключается в том, что их подхватный узел (который упирается в груз) способен перемещаться в диапазоне от 0,1 до 1,5 метров от опорной поверхности домкрата, что обеспечивает возможность создавать сравнительно большой зазор между опорной поверхностью (землей или полом) и грузом, на что, например, неспособны классические винтовые или бутылочные домкраты.
Реечный домкрат состоит из стойки с зубцами, передаточной ручки или рычага, он может функционировать как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.
Простая конструкция, удобное управление и большой выигрыш в силе (обеспечиваемый, в том числе наличием длинного рычага), сделали реечный домкрат очень популярным (а иногда и незаменимым) в сельском хозяйстве и в условиях бездорожья - когда нужно совершить быстрый и грубый подъем транспортного средства или какого-либо объекта на значительную (с точки зрения автомобильных домкратов) высоту. Универсальность речного домкрата проистекает из возможности его использования для подъема, толкания, зажима, натяжения и т.п.
К недостаткам относится:
- малая точность регулирования степени подъема
- внушительные габариты и вес
- невозможность устанавливать непосредственно под днище автомобиля
Грузоподъемность устройств – не более 6 т, высота подъема – до 0,6 м.
Реечный домкрат (классический вариант) |
Рычажный домкрат
Рычажные домкраты представляют собой самую простую из всех современных конструкций.
Современный рычажный домкрат состоит из длинной рукоятки, соединенной с основанием в форме Г-образной трубы. На основании установлен подвижный упор и пара колес, для подката при подъеме. Оказывая давление на верхний край рычага, упорная площадка поднимается вверх, повышая усилие в несколько десятков раз.
Грузоподъемность устройства зависит от длины рычага и общей надежности конструкции, но обычно не превышает 2-х тонн.
Большинство подъемников рычажного типа изготавливаются своими руками и используются для частного шиномонтажа. Случается, когда этими приспособлениями приподымают поддоны, и прочие объекты с подходящей высотой. Главное условие для использования устройства – ровная поверхность, по которой смогут легко перемещаться опорные ролики.
Винтовой домкрат
Винтовой домкрат (англ. jackscrew) - это простой и универсальный грузоподъемный механизм работающий по принципу винтовой передачи (т.е. он состоит из винта и гайки) и один из самых древних и самых распространённых сегодня типов домкратов. Винтовые домкраты обычно используются для развития небольшого толкающего или подъемного усилия в быту (автомобильный домкрат) или промышленности.
Бывает двух видов: вертикальный и горизонтальный.
Кроме классического винтового домкрата, существуют домкраты ножничного типа (их еще называют ромбическими домкратами). И в современном мире ромбический домкрат - это главный по распространению тип винтового домкрата, т.к. именно такими домкратами комплектуются легковые автомобили. Преимущество ножничных винтовых домкратов в их легкости, компактности, удобстве использования и скорости работы.
Благодаря конструкции, состоящей из двух плеч на шарнирах, струбцины и вращающейся ручки, эксплуатация винтового домкрата отличается простотой и неприхотливостью. Он характеризуется большим рабочим ходом, малой высотой подхвата, небольшим весом и компактными габаритами. Идеально подходит для бортования легковых автомобилей. Используются в роли подставки и для удержания агрегатов при выполнении ремонта, для удержания строительных конструкций.
К недостаткам относится:
- плохая устойчивость механизма из-за небольшой площади опоры
- малая грузоподъемность
- необходимость регулярной обработки шарниров, винта
Винтовой домкрат |
Винтовой домкрат |
Выигрыш в силе винтового домкрата
Выигрыш в силе – определяющий фактор того, почему винтовой домкрат стал популярным инструментом и получил свое распространение. Для винтового домкрата суть выигрыша в силе заключается в выгодном отношении усилия оператора на рычаге домкрата и силы, которую этот домкрат развивает относительно поднимаемого груза.
где:
Fподъема – сила которую домкрат должен развить для подъёма груза;
Fоператора – вращающая сила которую должен приложить оператор для того чтобы домкрат развил силу F подъема;
L – длина рычага которым оператор передает усилие на резьбу домкрата (длина считается от продольной оси резьбы домкрата);
S – ход резьбы домкрата, т.е. расстояние по резьбе, пройденное винтом за один полный оборот (360°);
Трение в данной формуле игнорируется, но на практике резьбовой механизм винтовых домкратов обнаруживает большое трение, которое соответственно увеличивает необходимое входное усилие, поэтому фактический выигрыш в силе у винтового домкрата составляет не более 50% от расчетного и это не смотря на то, что в современных винтовых домкратах, используется специальная опорная резьба, имеющая минимальное трение
Пневматические домкраты
Пневматический (надувной) домкрат представляет из себя надувную подушку выполненную из прочного материала. Заполняющий подушку газ, вызывает ее расширение и соответственно подъем груза. Такая подушка может сама по себе быть основным рабочим элементом, а также может устанавливаться внутрь полого цилиндра (под поршень) и служить элементом выталкивающим шток.
Пневматический домкрат с помощью шланга присоединяется к воздушному компрессору, баллону со сжатым воздухом или к выхлопной трубе.
Бывают пневмодомкраты низкого (0,2 -0,5 бар) и высокого (до 10 бар) давления. Первые обычно подключаются к выхлопной трубе, вторые к баллону или пневмопроводу.
Грузоподъемность обычных пневматических домкратов не более 5 тонн, высота подъема (перемещения) груза: до 600 мм, высота подхвата: от 100 мм.
Пневматические домкраты очень плавные, но при этом, не самые безопасные (особенно при спуске). Не предназначены для большого веса, и обычно обладают грузоподъемностью до 5 тонн
Главный недостаток пневматических домкратов является их самовольное опускание. Они не предназначены для продолжительного удержания груза.
Пневматические домкраты делятся на 2 подвида: подкатные (с пневмоподушкой), и переносные (с мешком из плотного материала). Обе разновидности работают от компрессора, но последняя может накачиваться и от выхлопной трубы автомобиля.
Разновидности домкратов
Одни домкраты имеют широкое применение, другие нацелены на выполнение узкоспециализированных задач. Ниже приведены все основные виды (если они не упоминались в видах домкратов) и кратко дана информация об каждом из них.
Бутылочный домкрат
Одна из самых простых, эффективных и популярных конструкций подъемников. Может иметь гидравлический и механический принцип действия. Максимальная грузоподъемность последних достигает 100 тонн, а некоторые модели гидравлических превышают этот показатель в несколько раз. Высота подъема, у обеих типов систем, примерно одинаковая и располагается в районе 300 мм. Телескопический домкрат бутылочного типа, может поднимать примерно в 1.5 раза выше классических, но имеет меньшую грузоподъемность в связи с утоньшением стенок поршня.
Бутылочные домкраты |
Небольшие, бюджетные модели подъемников бутылочного типа пользуются большой популярностью в авторемонте и шиномонтаже. Часто используются в качестве силового оборудования при сборке домашних прессов. Недорогой, универсальный домкрат широко востребован в небольших строительных проектах, например, по подъему частных домов. Масштабные операции, по строительству / реставрации высоток или мостов, требуют применения более мощных и дорогостоящих бутылочных подъемников.
Кроме классических вариаций, домкраты бутылочного типа могут иметь небольшие модернизации, расширяющие сферу их использования. Модели с зацепом позволяют поднимать грузы, расположенные близко к земле. Трансмиссионный домкрат оборудован специальным упором, для удобной фиксации одноименной детали автомобиля, а домкрат с полым штоком устанавливается на специализированное прессовальное оборудование. Внешний вид всех этих устройств отличается, однако сама суть принципа действия бутылочной гидравлической системы остается неизменной.
Разновидности бутылочных домкратов |
Подкатные домкраты
Достаточно узконаправленная разновидность домкратов, созданная для удобного и эффективного обслуживания и мелкого ремонта автотранспорта. Такой домкрат на колесах, легко подкатывать под днище и быстро поднимать. Подкатные устройства могут быть гидравлическими и пневматическими. Предел грузоподъемности первых достигает 50 тонн, а вторые обычно осиливают не больше четырех. Средняя высота подъема гидравлических составляет 400 мм, а пневматические обычно берут повыше на 50 мм.
Подкатные домкраты |
Существует несколько видов подкатных подъемных устройств, различающихся типом привода, который может быть ручным, пневматическим или электрическим. Самыми грузоподъемными и быстрыми, являются пневмогидравлические, используемые в профессиональных автосервисах. Электрогидравлические домкраты относятся к бытовому сегменту и обычно не рассчитаны на вес более 4-х тонн. Ручные разновидности самые распространенные и имеют огромный модельный ряд, включающий оборудование для всех сфер использования.
Подкатные домкраты с разным типов привода |
Конструкция классического подкатного домкрата состоит из прочного каркаса, рычажного упора и колес. В основе располагается гидроцилиндр, выполняющий роль главной мышцы, выталкивающей нижнюю часть рычага, заставляя верхнюю подниматься вверх. Некоторые пневмогидравлические устройства представляют собой бутылочный домкрат на колесиках, но есть и профессиональные с более сложным механизмом.
Пневматические подкатные подъемники имеют одну единственную разновидность, с пневмоподушкой, напоминающей камеру от колеса мотоцикла. Устройство может состоять из одного или нескольких подобных элементов (больше подушек – больше высота подъема). Подхват, в среднем, составляет 140 мм, что на 20-30 мм, уступает более низкому домкрату гидравлического типа. В бытовом использовании такие устройства встречаются редко, но в автосервисах ими периодически работают.
Ножничные домкраты
Габаритное подъемное оборудование на гидравлической или винтовой основе.
Может быть полустационарным (устанавливаемым на смотровые ямы), и передвижным (подъемные люльки на колесах).
Несмотря на внушительные размеры, обладает небольшой грузоподъемностью, до 4 тонн. Высота подъема зависит от количества секций и общего назначения оборудования. Чем больше перекрестий, тем выше вылет. В среднем, устройства данного типа могут поднимать грузы на высоту от 50 см до 8 метров.
Ножничные домкраты |
Поперечные рейки, расположенные попарно, служат двум целям: сохранению устойчивости и увеличению площади опорной поверхности.
Домкраты ножничного типа считаются узконаправленным оборудованием, используемым в автосервисах. Более габаритные устройства с большой высотой подъема, применяются при монтаже и ремонте в качестве строительных лесов.
Рычажно-винтовые домкраты
Наверно самая компактная и легкая разновидность винтовых механических подъемников.
Конструкция рычажно-винтовых домкратов состоит из 3-х основных элементов: опоры, реек, винта и упорной площадки.
Такой домкрат может быть 2-х видов: с двумя и четырьмя рейками (комбинированный). Первый вариант представляет собой Г-образное соединение, а второй выполнен в виде ромба с выступающими боковыми гранями.
Виды рычажно-винтовых домкратов |
Максимальная грузоподъемность рычажно-винтовых домкратов составляет 1,5 тонны, а высота достигает 450 мм.
Основной сферой применения рычажно-винтовых домкратов, является замена авторезины и мелкий кузовной ремонт.
Устойчивость рычажно-винтовых домкратов весьма ненадежна и имеет самый высокий показатель срывов. Чтобы обезопасить себя и автомобиль, после подъема следует опускать груз на специальные опоры (или пеньки), а домкрат убирать до завершения работ. Аккуратность использования и следование технике безопасности, значительно уменьшает шанс срыва.
Клиновые домкраты
Своеобразный тип домкратов, используемый для расширения узких зазоров.
Клиновой домкрат может работать по механическому (винтовому) принципу или от гидравлики. Механический клиновой домкрат имеет достаточно простую, компактную конструкцию, состоящую из 2-х клиньев, кожуха и силового элемента.
Максимальная грузоподъемность винтовых устройств достигает 25 тонн, а показатель гидравлических не превышает 15. Высота подхвата начинается от 6 мм, и заканчивается на 100. Диапазон подъема располагается в пределах 45-150 мм.
Клиновые домкраты |
Клиновые домкраты широко востребованы на лесоповале, где ими расклинивают надпиленные деревья. В железнодорожных работах, это устройство используется как путевой домкрат для зацепа рельс, если стандартным подъемникам не хватает высоты подхвата. При установке или демонтаже оборудования крупногабаритных деталей на конические валы, клиновые конструкции обеспечивают точность и аккуратность операций.
Кабельные домкраты
Узконаправленное приспособление для подъема больших кабельных барабанов. Состоит из 2-х симметричных опор с подвижным центром. Установка происходит следующим образом: в отверстие бабины продевается специальный карандаш для кабельного домкрата, представляющий собой круглый стальной прут, после чего, по бокам ставятся опорные конструкции. Выступающие части карандаша помещаются под упоры и выполняется подъем при помощи гидравлики или винтовых механизмов. Поднятый барабан легко вращается, разматывая кабель.
В зависимости от конструкции, домкрат для кабеля может иметь различные габариты и показатели грузоподъемности. Поднимаемый вес обычно не превышает 40 тонн, поскольку вес стандартных кабельных бабин заканчивается на этих значениях. Высота подъема исчисляется максимально доступным диаметром барабана, и может достигать 3000 мм. Минимальное расстояние подхвата не указывается, но зачастую располагается в пределах 500 мм.
Правила безопасности при работе с домкратами
Ниже приведены основные требования безопасности при работе с разными видами домкратов:
- До начала работ работнику следует произвести внешний осмотр домкрата и убедиться в его исправности.
При осмотре реечных и винтовых домкратов следует убедиться в исправности зубьев, шестерен и рейки, резьбы винта, храповика, собачек, трещотки, отсутствии трещин, обломанных частей и заусенцев на корпусе домкрата и тормозного устройства, проверить затяжку болтовых соединений и состояние стопорных приспособлений, исключающих выход винта или рейки при нахождении штока в верхнем крайнем положении.
При осмотре гидравлического домкрата следует проверить состояние корпуса, манжет и прокладок, запорной иглы, резьбовых соединений.
Если домкрат используется на производстве то еще надо убедиться в наличии на нем клейма или бирки с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности. - После осмотра домкрата перед началом его работы следует опробовать вхолостую механизм подъема и опускания и проверить исправность устройств безопасности.
- Устанавливайте домкрат исключительно перпендикулярно опорным поверхностям. Радиальная нагрузка на домкрат без плавающей опоры недопустима.
- Радиальная нагрузка на домкрат с плавающей опорой не должна превышать 5°.
- При выполнении сварочных работ, надежно защищайте домкрат и его элементы от попадания раскаленного метала.
- Не работайте в зоне объектов удерживаемых домкратами находящимися под давлением. Для длительной и надежной фиксации поднятого объекта используйте домкраты с системой механической фиксации, например, домкраты с фиксирующей гайкой или домкраты ступенчатого подъема.
- Запрещается превышать грузоподъемность домкрата, указанную в техническом паспорте устройства.
- Поверхность под домкратом должна быть ровная и твердая, чтобы его основание не ушло в землю под весом большим весом. Особенно это касается реечных домкратов.
Если под домкратом не твёрдая поверхность (например, грязь) нужно подложить специальную опору или обычную доску площадью больше основания корпуса домкрата: это поможет создать устойчивость, необходимую для безопасного подъема автомобиля. Перед использованием подкладок убедиться что на них нет трещин и сколов. - Не разъединяйте элементы гидросистемы под нагрузкой. В случае необходимости, используйте предохранительные краны (для отсечения части системы находящейся под давлением).
- Во время хранения или транспортировки не изгибайте гидравлические и пневматически шланги и защищайте их от механических воздействий.
- При сборке гидросистемы и пневмосистемы (в меньшей степени) следите за чистотой быстроразъемных соединений и всей зоны работ по сборке. Не соединяйте загрязненные муфты. Попадание загрязнений в гидросистему с высокой вероятностью вызовет повреждение ее элементов.
- Не переносите домкраты за муфты и присоединенные гидравлические и пневматические шланги.
- Убедитесь, что во время выполнения работ не возникнет угрозы деформации или повреждения гидравлических и пневматических шлангов.
- Не ставьте домкрат в месте расположения деталей, которые могут деформироваться. Например, на автомобилях для домкратов есть штатные места для установки домкратов.
- После эксплуатации домкрат нужно очищать от загрязнений, особенно после работы в полевых условиях, например, при вытаскивании машины из грязи. Ведь песок, пыль и твердые частицы, налипшие на реечный или винтовой механизм, увеличивают сопротивление при подъеме.
- Смазывайте трущиеся детали маслом. Чистый и смазанный подъемный механизм будет работать плавно, а пользователю не придется прилагать больших усилий. Но слишком часто смазывать не стоит.
- Гидравлический домкрат стоит периодически осматривать на наличие масла. При необходимости его следует долить.
- Не допускается применять удлинители (трубы), надеваемые на рукоятку домкрата, снимать руку с рукоятки домкрата до опускания груза на подкладки и оставлять груз на домкрате во время перерыва в работе, а также приваривать к лапам домкратов трубы или уголки.
Использование домкратов ЗАПРЕЩАЕТСЯ если:
- имеются трещины или деформации в конструкции механизма, ослаблены болтовые или заклепочные соединения
- головка винта или рейка не вращается свободно вручную
- отсутствует насечка на опорных поверхностях корпусов
- износ зубьев передаточных механизмов и реек превышает 20%
- погнуты рейка и винт
- трещоточный механизм имеет "мертвый" ход
- подтекает жидкость из рабочих цилиндров
- обратный клапан пропускает жидкость
- запорная игла вращается с помощью воротка с большим усилием
- погнут спускной вентиль
Как выбрать домкрат
При выборе домкратов в первую очередь имеет значение:
- минимальная высота подхвата
- максимальная высота подъема
- грузоподъемность
Такая характеристика как минимальная высота подхвата обозначает, какая начальная рабочая высота домкрата. К примеру, если высота подхвата 40 см, то использовать устройство для подъема автомобиля, у которого расстояние от дорожной поверхности до днища составляет 30 см невозможно. Чем ниже минимальная высота подхвата, тем более универсальным будет домкрат, и подойдет для большего количества автомобилей. При этом нужно учитывать, что высота подхвата прямо пропорциональна показателю подъема. Низкие домкраты подымают на небольшую высоту, чего может быть недостаточно (например, для подъёма внедорожника. В этом случае механизм подъема уже практически доходит до последней точки и только начинает упираться в дно машины, в результате чего фактический отрыв колес от дороги осуществляется на считанные сантиметры.)
Максимальная высота подъема тоже важный показатель, на который нужно обращать внимание при выборе домкрата. Например, этот показатель у большинства автомобильных домкратов находится в диапазоне от 30 до 50 см, чего более чем достаточно для смены колеса в машине или создания условий для доступа к днищу в полевых условиях. Существуют подъемные механизмы способные поднимать груз на 1 м, но они габаритные и в бытовой жизни их практически не используют. При этом нужно учитывать, что увеличение высоты негативно влияет на безопасность: поднимаемый груз становится менее устойчивым, поэтому даже если технические возможности подъемника позволяют осуществлять высокий подъем, они редко используются на полную.
Грузоподъемность домкрата является также немаловажной характеристикой, показывающее какой груз домкрат способен поднять. При этом категорически запрещено применять слабые домкраты для тяжелых грузов, масса которых явно превышает их возможности.
Обычные бытовые устройства, которые входят в комплектацию легковых автомобилей и перевозятся в багажнике с прочими инструментами для полевого ремонта, способны подымать 2 тонны. Этого более чем достаточно, поскольку фактически на домкрат ложится лишь часть веса автомобиля, так как масса распределяется между ним и колесами, которые касаются дорожного покрытия, при наклоне машины. Таким образом, даже если авто весит 2,5 тонны, то домкрата на 2 тонны будет достаточно.
Также стоит обратить внимание на привод домкрата. Он может быть ручной, пневматический или электрический.
Если вы приобретаете домкрат "на всякий пожарный", и большую часть времени оно будет лежать, то нет смысла покупать модели домкратов с электроприводом, ведь этим вы переплачиваете. А вот для ремонтной мастерской идеальным решением электропривод поможет увеличить скорость выполнения работ и облегчить труд мастера.
Не стоит забывать и об разновидности домкрата. Его надо выбирать в зависимости от назначения этого домкрата. Например, для варианта в автомобиль подойдет бутылочный или ромбический. А для ремонтной мастерской больше подойдет подкатной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий