При выборе лодочного мотора нужно обратить внимание на множество факторов и деталей. Выбор зависит и от целей, с которыми вы его приобретаете. Будет намного проще, если в этом вам поможет специалист, консультант в магазине или просто человек, который в этом неплохо разбирается.
Мощность лодочного мотора
Мощность - это основной параметра, который решает какой мотор будет стоять на вашем плавсредстве.
Диапазон лодочных двигателей по этому критерию составляет от 2х л.с. до 300 л.с. Не стоит устанавливать на лодку мотор с большей мощностью, чем указана в ее паспорте, это может привести к плачевным последствиям. При выборе руководствуйтесь
техническими параметрами лодки
Условно их можно разделить на несколько групп.
Как правило, моторы имеют следующие характерные отличия: количество цилиндров – 1; тип двигателя – двухтактный и четырехтактный (но чаще двухтактный); топливный бак встроенный; защита гребного винта шпоночного типа; небольшой вес.
Такие двигатели характеризуются: наличием двух цилиндров; ручным управлением газа; весом от 25 до 55 кг; довольно высокой стоимостью относительно самых слабосильных агрегатов; обеспечивают скорость движения лодки или катера от 3 до 30 км/ч (одновременно есть возможность троллингаи глиссирования); управляются с помощью румпеля.
Некоторые при себе два мотора. С минимальной мощностью для троллинга, потому что мощные даже на холостом ходу не могут его обеспечить. И с высокой мощностью для передвижения по реке из места в место. Их просто по необходимости меняют.
Лодочные моторы мощностью от 2-х до 8 лошадиных сил
Лодочный двигатель HDX T 2.6 CBMS мощностью 2,6 л.с. |
Если вы не хотите установить мотор на тазик и кататься на нем по стоячей воде, то сразу оставьте их в стороне. Но все же, их скорость составляет 5-10 км/ч на стоячей воде. Против течения эти показатели и того меньше. Если в лодке есть какой-то груз или же больше одного человека, то имеется возможность застрять. Следовательно, подходят такие моторы для озер или спокойных рек.
Один цилиндр не всегда обеспечивает стабильное функционирование. Работают такие моторы довольно громко, что тоже не трактует в их пользу. И все-таки нужно отметить преимущества: относительно низкая цена; маленькой вес; меньшая потребление; неприхотливость и на права сдавать для вождения с таким мотором на воде не нужно.
Как правило, моторы имеют следующие характерные отличия: количество цилиндров – 1; тип двигателя – двухтактный и четырехтактный (но чаще двухтактный); топливный бак встроенный; защита гребного винта шпоночного типа; небольшой вес.
Лодочные моторы мощностью от 8 до 15 лошадиных сил
Эта категория считается самой оптимальной и востребованной у рыбаков.
Уже, будучи двухцилиндровым, он обеспечит стабильную работу и перемещение даже в критических условиях и при холостом ходе. С ним вы точно нигде не заглохните.
Лодочный мотор Mercury ME F 9.9 M мощностью 9,0 л.с. |
Тут уже более правдоподобно звучит термин глиссирование (движение лодки по поверхности воды в приподнятом состоянии, при котором она удерживается наплаву только за счет большой скорости, которая оказывает сопротивление) и тем более троллинг (вид лодочной рыбалки, при котором судно движется по поверхности воды плавно, зачастую на минимальной скорости), даже с каким-то дополнительным грузом.
Устроить катание на водных лыжах эта категория все еще на сможет, конечно, но шума будет меньше однозначно.
При использовании 75% потенциала их потребление составляет 4-6 л/час. Троллинг возьмет не более 10 литров за весь день.
Такие лодочные моторы развивают скорость от 3 до 30 км/час.
Их вес составляет 30-35 кг, что в принципе подъемный вес.
Естественно, цена на моторы этой категории уже более значительна, чем предыдущая.
Такие двигатели характеризуются: наличием двух цилиндров; ручным управлением газа; весом от 25 до 55 кг; довольно высокой стоимостью относительно самых слабосильных агрегатов; обеспечивают скорость движения лодки или катера от 3 до 30 км/ч (одновременно есть возможность троллингаи глиссирования); управляются с помощью румпеля.
Моторы мощностью более 20 лошадиных сил
Лодочный мотор Mikatsu MF30HS мощностью 30 л.с. |
Этот большой диапазон можно рассматривать вместе, потому что к ним прибегают намного реже: профессиональные рыбаки на больших лодках. Их устанавливают на катера, яхты и другие судна с металлическим корпусом с учетом того, что они практически не снимаются после установки и не перемещаются отдельно от судна.
Пригодны для транспортировки существенных грузов.
Высокая производительность оправдывает громкость работы моторов данной категории.
Такты лодочного мотора
Существуют двухтактные и четырехтактные двигатели. Этот фактор не меняет мощности, то есть и при 10 л.с. и один тип и другой обладают одинаковой производительностью. Но при этом они отличаются в других параметрах. Для лучшего понимания и помощи с выбором просто рассмотрим плюсы и минусы каждого.Двухтактные двигатели
Плюсы- вес – он значительно меньше чем у четырехтактных;
- неприхотливость – они не так привередливы к качеству топлива, как четырехтактные;
- простота перевозки – не нужно будет транспортировать его стоя или только конкретным образом. Можно в любом положении, кроме вверх ногами
- чувствительность – резок и лучше реагирует на ручку газа
- цена значительно ниже.
- смесь топлива – перед каждым выездом на воду он нуждается в приготовлении топливной смеси
- шумное функционирование
- потребление – оно больше относительно четырехтактных (расчёт по формуле 350гр X Кол-во лошадиных сил)
Четырехтактные двигатели
Плюсы
- топливная смесь – ее не нужно готовить
- тишина в работе
- стабильная работа в любом режиме (троллинг, глиссирование, холостой ход)
- экологичность — меньшее количество выхлопных газов
- экономичность – можно произвести расчет потребления по формуле 250 гр X Кол-во лошадиных сил
- надежность – считается что они более практичны в применении.
Минусы
- вес
- прихотливость перевозки – его моно перевозить только стоя или на определенном боку, что затрудняет транспортировку
- отзывчивость – ручка газа менее чувствительна
Глубина погружения винта (длина дейвуда) лодочного мотора
Глубина погружения винта (длина дейвуда) – это важный параметр, при выборе лодочного мотора. Самые распространенные это дейвуды 2-х типов: с длинной ногой и короткой ногой.Короткая нога
Короткая нога доходит до 381 мм.
Подходит для всех типов плавсредств. Чаще всего приоритет отдают именно ему, потому что он неприхотлив к глубине.
Обеспечит стабильный ход как на большой глубине, так и на мелкой воде. Если он не будет находиться на нужной глубине, тогда мотор имеет шанс перегреться или вовсе сгореть, так что слишком короткую ножку выбирать не стоит (зависит от высоты лодки).
Длинная нога
Длинная нога доходит до 767 мм.
Применяется к судам, предназначенных для плавания в глубоких водах.
Сам мотор не отличается основными характеристиками, поэтому это главное, чем стоит руководствоваться при выборе длины ноги мотора – глубина.
При чрезмерном погружении в воду, его КПД будет маленьким. Потребление максимальное, а отдача наоборот.
Размеры двигателя
Внешние габариты двигателя напрямую связаны с его мощностью и другими характеристиками. Например, может быть установлен бак для горючего на 3 литра, который и занимает большое количество места.
Для небольшой лодки этот параметр является одним из важных, так как при больших размерах и весовых показателях она будет чрезмерно наклонена в заднюю часть. Поэтому, перед тем как выбрать лодочный мотор, нужно сопоставить его размеры с будущим местом установки.
Система управления двигателем
При установке любого мотора на лодку имеет большое значение система управления. Она может быть румпельная, то есть управление непосредственно ручкой поворота самого двигателя. Также есть варианты удалённого управления за счёт передаточного механизма. Каждый из них имеет определённые особенности, которые позволяют управлять лодкой в разных ситуациях.
Удалённое управление больше подойдёт для длинных лодок, у которых руль установлен в средней части.
В простых небольших лодках преимущественно используется задний тип управления. Румпельная система более надёжная, так как имеет меньше механизмов взаимодействия.
Поэтому, перед тем как выбрать лодочный мотор, нужно определиться с типом его управления и подобрать более подходящий для конкретной лодки.
Электрические лодочные двигатели
Последнее время в моду входят электродвигатели. Они сменяют своих "братьев" из-за ряда причин и преимуществ. Их практичность в использовании притягивает рыболовов.
Собой они подразумевают электроприбор, который работает посредством электроэнергии, а не топлива, что уже говорит о выгоде и более дешевом содержании. Размеры и масса тоже радуют, потому что они компактны и просты в перемещении. Их выбирают из-за бесшумности, они практически беззвучны в работе. Но не все так просто.
Отличаются они и рядом спорных характеристик. Цена – она значительно выше, хоть эта разница в ходе использования и окупается сполна. Относительно топливных моторов они маломощные. Максимальная скорость, которую они развивают: 5-6 км/час. Они не предназначены для перемещения на лодке в качестве транспорта. Идеальные условия использования это троллинг.
Отличаются они и рядом спорных характеристик. Цена – она значительно выше, хоть эта разница в ходе использования и окупается сполна. Относительно топливных моторов они маломощные. Максимальная скорость, которую они развивают: 5-6 км/час. Они не предназначены для перемещения на лодке в качестве транспорта. Идеальные условия использования это троллинг.
Как установить и настроить лодочный мотор
Разнообразие лодочных двигателей в наше время не может подразумевать универсальную инструкцию для установки и настройки этого компонента на лодку, но все же есть несколько обязательных правил и требований, которые нужно выполнить в любом случае.- Двигатель устанавливается на задней части лодки, в вертикальном положении, винтом вниз.
- Перед выходом на воду и непосредственное использование, "почувствуйте" ручку газа. На холостых оборотах посмотрите на что способен мотор. При большой чувствительности натяжной тросик газа можно ослабить или же наоборот натянуть.
- Проверка трансмиссионного масла. Заливной винт должен быть полон при запуске двигателя.
- Проверка уровня масла в двигателе.
- Страховочный тросик. Один его конец (в форме прищепки) должен быть присоединён к двигателю, а другой (зачастую на подобии карабина) к вам. Это делается для того, чтобы в случае вашего падения за борт лодки, она не продолжила двигаться без вас с заведенным двигателем. Без него лодку и не заведешь.
- Регулировка положения. На ножке каждого мотора есть фиксатор, который регулирует положение винта относительно лодки. Нужно обратить на это внимание до спуска на воду. Важно: расстояние от антикавитационного крыла (гидрокрыла) до дна лодки не должно превышать 2,5-3 см.
По возможности, первый спуск на воду должен проводиться под контролем и руководством специалиста, который сориентирует вас в разных ситуациях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий