Отредактировано 11.01.2025
Трос буксировочный - приспособление для буксировки транспортных средств на гибкой сцепке. С помощью троса осуществляется буксировка автомобилей в случае их поломки, он используется для выезда из грязи, для крепления некоторых типов грузов и т.д.
Буксировочные тросы могут поставляться без упаковки, в специальном чехле или сумке и т.д.
В последние годы приобрели определенную популярность тросы-рулетки (или самосматывающиеся тросы) - ленточные тросы, помещенные в корпус с пружиной, которая обеспечивает автоматическое сматывание троса и его компактное хранение.
Но можно встретить буксировочные трос с свободными концами, то есть трос не имеет захватов. В этом случае надо завязывается какой-либо узел. При этом узел должен легко развязываться (то есть это незатягивающиеся петли или незатягивающиеся узлы) и быть надёжным.
При этом захваты могут изготавливаться или крепиться на тросе различными способами. На текстильных лентах обычно изготавливаются мягкие петли - конец троса перегибается и пришивается.
В петли стальных тросов могут вставляться дополнительные элементы - коуши, которые предотвращают износ каната и повышают прочность петли.
Трос буксировочный - приспособление для буксировки транспортных средств на гибкой сцепке. С помощью троса осуществляется буксировка автомобилей в случае их поломки, он используется для выезда из грязи, для крепления некоторых типов грузов и т.д.
Буксировочные тросы могут поставляться без упаковки, в специальном чехле или сумке и т.д.
В последние годы приобрели определенную популярность тросы-рулетки (или самосматывающиеся тросы) - ленточные тросы, помещенные в корпус с пружиной, которая обеспечивает автоматическое сматывание троса и его компактное хранение.
Длина буксировочного троса
В 20.3 ПДД четко регламентируется длина буксировочного тросаПри буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 - 6 м
Дело в том, что многие производители, особенно китайские, указывают один метраж, а на практике трос оказывается короче. Так что перед покупкой обязательно его измерьте.
Буксировочный трос, длина которого меньше 4 метров, существенно усложнит задачу буксируемому и при этом велика вероятность въехать в буксировщик из-за короткой дистанции.
Однако и слишком длинный трос ненамного удобнее. Если его длина будет больше 6 метров, он станет причиной множества неудобств при маневрах и особенно при поворотах в стесненных условиях.
Обозначение на тросе
Согласно ПДД, пункт 9
Предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200 x 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью.
На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств.
Материал буксировочного троса
ПДД не указывает, из какого материала должен быть выполнен буксировочный трос. Так что у вас есть выбор, благо в магазине пссортимент буксировочных тросов велик.
Канат для буксировочного троса
Этот материал также отличается морозостойкостью и способностью отталкивать влагу (в сложенном состоянии приспособление ну будет гнить или покрываться плесенью). Он удобно скручивается и занимает мало места.
Тросы этого типа отличаются специальным плетением, которое амортизирует энергию при рывках.
Капроновый буксировочный трос
Капроновые тросы (сплетённые в косичку) выдерживают большие нагрузки. Кроме этого капрон не меняет своих характеристик при минусовых температурах, не ржавеет и не вытягивается.
Капроновые тросы лучше всего подходят для выдергивания автомобилей рывком, в том случае если машина наглухо застряла в грязи.
Стальной буксировочный трос
Прочный, но при очень сильных нагрузках (тем более динамических) всё равно может разорваться и серьезно повредить кузов автомобиля. По сути, этот вариант можно использовать только в самых крайних случаях:
- такой трос практически не амортизирует рывки, которые неминуемы при буксировке, а это вызывает дополнительные нагрузки на сцепное устройство и буксировщика, и буксируемого
- он намного жёстче капронового, и пользоваться им ввиду этого не очень удобно.
- сталь подвержена ржавлению, и трос, изготовленный из стальных проволочек, соответственно, тоже. Следовательно, чтобы он вам служил долгое время от ржавчины его нужно защищать, в противном случае в один из дней он просто лопнет под нагрузкой.
Буксировочный трос из полипропилен (ленточные)
Благодаря эластичности, такой трос будет немного пружинить под нагрузкой. Это станет большим плюсом при вытаскивании застрявшего автомобиля, так как можно будет раскачать его, создавая динамические нагрузки, и затем легко вытащить.
Кроме того, такие буксировочные тросы достаточно хорошо гасятся рывки и при буксировке.
Максимальная нагрузка на буксировочный трос
При выборе буксировочного троса обязательно обратите внимание на максимальную нагрузку: рекомендуется всегда покупать тросы с запасом прочности как минимум в 25% (а лучше больше) от веса автомобиля.
Также не стоит забывать, что некоторые производители намеренно завышают надписи с нагрузкой на свою продукцию. От этого страдают покупатели: тросы рвутся и приходят в негодности.
Крепление буксировочного троса для буксировки (концевые элементы буксировочных тросов)
Примитивные крепления выполнены в виде петель. Здесь нужна сноровка, некоторые не могут закрепить эти петли, некоторые говорят о том, что они перетираются через некоторое время. Но они дешёвые и универсальны.
Для крепления таких буксировочных тросов обычно используют шаклы или софт-шаклы. Последние даже предпочтительнее: можно буксировать с любым приложением вектора силы, в случае разрыва не летят как метательный снаряд куда-либо (стекло, кузов и т.п.), быстр устанавливаются и снимаются.
Более надежным и простым в использовании считается буксировочный трос с металлическими крюками разных типов (литых, кованых, штампованных, крюки с карабинами, просто карабины и т.д.) на концах. Они довольно быстро крепятся и отличаются высокой прочностью. Благодаря специальным фиксаторам крюки не соскочат во время буксировки.
Но подбирать крюки нужно исходя из типа автомобиля. Например, у внедорожников проушины более широкие, поэтому для них маленькие крюки не подойдут (они не смогут создать крепкую зацепку).
Встречаются буксировочные тросы, на одном конце которого находится петля, а на другом крюк. Такие тросы можно использовать для автомобилей с разным типом проушин.
Но можно встретить буксировочные трос с свободными концами, то есть трос не имеет захватов. В этом случае надо завязывается какой-либо узел. При этом узел должен легко развязываться (то есть это незатягивающиеся петли или незатягивающиеся узлы) и быть надёжным.
При этом захваты могут изготавливаться или крепиться на тросе различными способами. На текстильных лентах обычно изготавливаются мягкие петли - конец троса перегибается и пришивается.
На тросах и канатах формирование петли может осуществляться тремя способами:
- заплеткой - конец каната распускается и вплетается в пряди каната с формированием петли.
- опрессовкой - конец каната перегибается и формируется петля, приложенный к канату конец опрессовывается металлической трубкой.
- обмоткой проволокой или нитью - конец каната перегибается и формируется петля, приложенный к канату конец обвивается проволокой или нитью, дополнительно это место фиксируется пластиковой втулкой или манжетой.
В петли стальных тросов могут вставляться дополнительные элементы - коуши, которые предотвращают износ каната и повышают прочность петли.
Уход и обслуживание буксировочного троса
Уход и обслуживание заключается в выполнении нескольких процедур с определённой периодичностью:- Если трос находится в полиэтиленовом пакете, обязательно хотя бы раз в 3-4 месяца доставайте его, разматывайте и проверяйте, нет ли разрывов.
- При использовании крюков и карабинов возьмите смазку, чтобы обработать все подвижные металлические элементы.
- Не забывайте о профилактике образования коррозии. Иногда даже одного использования буксировочного троса бывает достаточно, чтобы начали появляться следы ржавчины.
- Следить за отсутствием даже незначительных трещин и разрывов. Если они появились, эксплуатировать такой трос уже потенциально опасно. Его следует выкинуть и приобрести новый.
- Смотрите на состояние прошивки концов, где располагаются крюки или петли. При наличии разлохмачивания нитей на стежках лучше поменять элемент. Иначе трос может подвести в самый ответственный момент.
Что такое "буксировочный трос по ГОСТ"?
Отдельно нужно сказать про тросы, производители которых указывают о соответствии ГОСТ. Никаких стандартов на буксировочные тросы для механических транспортных средств в нашей стране не существует!..
Производители используют стандарты, регламентирующие характеристики схожих изделий - грузовых канатов и строп. В сущности, эти изделия решают те же задачи, что и буксировочные тросы, поэтому логично изготавливать их по одинаковым стандартам. Чаще всего используются стандарты ГОСТ 30055-93 (на синтетические и комбинированные тросы) и ГОСТ 25573-82 (стальные тросы), а также руководящий документ РД 24-СЗК-01-01 (текстильные ленточные тросы).
Комментариев нет:
Отправить комментарий