понедельник, 8 июля 2019 г.

Буксировочный трос

Отредактировано 14.12.2019


Трос буксировочный — приспособление для буксировки транспортных средств на гибкой сцепке. С помощью троса осуществляется буксировка автомобилей в случае их поломки, он используется для выезда из грязи, для крепления некоторых типов грузов и т.д.

Буксировочные тросы могут поставляться без упаковки, в специальном чехле или сумке и т.д.
В последние годы приобрели определенную популярность тросы-рулетки (или самосматывающиеся тросы) — ленточные тросы, помещенные в корпус с пружиной, которая обеспечивает автоматическое сматывание троса и его компактное хранение.


Длина буксировочного троса

В 20.3 ПДД четко регламентируется длина буксировочного троса
При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 - 6 м
Дело в том, что многие производители, особенно китайские, указывают один метраж, а на практике трос оказывается короче. Так что перед покупкой обязательно его измерьте.

Трос, длина которого меньше 4 метров, существенно усложнит задачу буксируемому, потому как вероятность въехать в буксировщик из-за короткой дистанции будет довольно велика. 
Однако и чересчур длинный трос ненамного удобнее. Если его длина будет больше 6 метров, он станет причиной множества неудобств при маневрах и особенно при поворотах в стесненных условиях.


Обозначение на тросе

Согласно ПДД, пункт 9
Предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200 x 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью.
На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств.


Материал буксировочного троса

ПДД не указывает, из какого материала должен быть выполнен буксировочный трос. Так что у вас есть выбор.

Авиационный капрон для буксировочного троса

Идеально подходит даже для буксировки очень тяжелых внедорожников. Кроме того, такому тросу не страшны ни морозы, ни влага, и он не растягивается при больших нагрузках. 

Корабельный канат для буксировочного троса

Не менее прочен и удобен при хранении чем авиационный капрон. Единственный недостаток – он может растягиваться при очень сильных нагрузках.

Буксировочный трос из ткани

Можно применять как синтетический, так и изготовленный из растительных материалов. Такие тросы являются достаточно надежными при буксировке легковых автомобилей, однако они не отличаются высокой прочностью. Также на них негативно воздействует влага.
Плюсы – тканевый трос не наносит повреждений автомобилям при разрыве и он очень компактный.
Если трос был использован на снегу или в воде, после применения его следует обязательно промыть и просушить. Для хранения советуют использовать полиэтиленовые пакеты


Стальной буксировочный трос

Прочный, но при очень сильных нагрузках все равно может разорваться и серьезно повредить кузов автомобиля. По сути, этот вариант можно использовать только в самых крайних случаях:
  • такой трос практически не амортизирует рывки, которые неминуемы при буксировке, а это вызывает дополнительные нагрузки на сцепное устройство и буксировщика, и буксируемого
  • он намного жестче капронового, и пользоваться им ввиду этого не очень удобно.
  • сталь подвержена ржавлению, и трос, изготовленный из стальных проволочек, соответственно, тоже. Следовательно, чтобы он вам служил долгое время от ржавчины его нужно защищать, в противном случае в один из дней он просто лопнет под нагрузкой.

Буксировочный трос из полипропилена

Очень эластичен, с его помощью лучше всего вытаскивать застрявшие в грязи и снегу автомобили, поскольку он будет гасить все рывки, и не будет провисать. Но лучше всего приобретать не плетеные полипропиленовые тросы, а в разбежку, так как они не перетираются из-за взаимодействия волокон друг с другом.


Максимальная нагрузка на буксировочный трос

При выборе буксировочного троса обязательно обратите внимание на максимальную нагрузку. 

Рекомендуется всегда покупать тросы с запасом прочности. Обычно запас составляет минимум 25-50% от веса автомобиля. Вообще лучше принимать во внимание не только вес своей машины, но и массу транспортного средства, которое вы сами можете вытянуть. Лучше выбирать с запасом, поскольку в дороге вам может понадобиться буксировать более тяжелый автомобиль.

Также не стоит забывать, что некоторые производители намеренно завышают надписи с нагрузкой на свою продукцию. От этого страдают покупатели, поскольку тросы рвутся и приходят в негодности.


Крепление буксировочного троса для буксировки (концевые элементы буксировочных тросов)

Примитивные крепления выполнены в виде петель. Здесь нужна сноровка, некоторые не могут закрепить эти петли, некоторые говорят о том, что они перетираются через некоторое время. 

Более надежным и простым в использовании считается буксировочный трос с металлическими крюками разных типов (литых, кованых, штампованных, крюки с карабинами, просто карабины и т.д.) на концах. Они довольно быстро крепятся и отличаются высокой прочностью. Благодаря специальным фиксаторам крюки не соскочат во время буксировки.

Но можно встретить буксировочные трос с свободными концами, т.е. трос не имеет захватов. В этом случае надо завязывается какой-либо узел. При этом узел должен легко развязываться (т.е. это незатягивающиеся петли или незатягивающиеся узлы) и быть надёжным.


При этом захваты могут изготавливаться или крепиться на тросе различными способами. На текстильных лентах обычно изготавливаются мягкие петли — конец троса перегибается и пришивается. На тросах формирование петли может осуществляться тремя способами:
  • заплеткой — конец каната распускается и вплетается в пряди каната с формированием петли.
  • опрессовкой — конец каната перегибается и формируется петля, приложенный к канату конец опрессовывается металлической трубкой.
  • обмоткой проволокой или нитью — конец каната перегибается и формируется петля, приложенный к канату конец обвивается проволокой или нитью, дополнительно это место фиксируется пластиковой втулкой или манжетой.

В петли стальных тросов могут вставляться дополнительные элементы — коуши, которые предотвращают износ каната и повышают прочность петли.


Уход и обслуживание буксировочного троса

Уход и обслуживание заключается в выполнении нескольких процедур с определённой периодичностью:
  • Если трос находится в полиэтиленовом пакете, обязательно хотя бы раз в 3-4 месяца доставайте его, разматывайте и проверяйте, нет ли разрывов.
  • При использовании крюков и карабинов возьмите смазку, чтобы обработать все подвижные металлические элементы.
  • Не забывайте о профилактике образования коррозии. Иногда даже одного использования буксировочного троса бывает достаточно, чтобы начали появляться следы ржавчины. 
  • Следить за отсутствием даже незначительных трещин и разрывов. Если они появились, эксплуатировать такой трос уже потенциально опасно. Его следует выкинуть и приобрести новый.
  • Смотрите на состояние прошивки концов, где располагаются крюки или петли. При наличии разлохмачивания нитей на стежках лучше поменять элемент. Иначе трос может подвести в самый ответственный момент.


Что такое "трос по ГОСТ"?

Отдельно нужно сказать про тросы, производители которых указывают о соответствии ГОСТ. Никаких стандартов на буксировочные тросы для механических транспортных средств в нашей стране не существует!.. 

Производители используют стандарты, регламентирующие характеристики схожих изделий — грузовых канатов и строп. В сущности, эти изделия решают те же задачи, что и буксировочные тросы, поэтому логично изготавливать их по одинаковым стандартам. Чаще всего используются стандарты ГОСТ 30055-93 (на синтетические и комбинированные тросы) и ГОСТ 25573-82 (стальные тросы), а также руководящий документ РД 24-СЗК-01-01 (текстильные ленточные тросы). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий