среда, 17 июля 2019 г.

Газовые, жидкотопливные, мультитопливные горелки для туризма

Всего существуют три основных вида горелок: газовые, жидкотопливные, (бензин, керосин и некоторые другие), и мультитопливные. Термин "мультитопливные" применяется к двум видам горелок: тем, которые могут работать на нескольких видах жидкого топлива, и тем, которые могут работать как на бензине, так и на газе. Есть еще и другие классы горелок, например, спиртовые, но большого распространения в туризме они не получили. Мы кратко рассмотрим достоинства каждого из указанных видов горелок.


Газовые горелки

Газовые горелки обладают целым спектром разнообразных достоинств. Во-первых, процедура запуска горелки занимает даже не минуты, а секунды.
Во-вторых, работают они практически безотказно, ибо конструкция их исключительно проста, там просто нечему ломаться! В-третьих, такие горелки не склонны ко взрывам и выбросам языков пламени, что любят поделывать их бензиновые братья. Благодаря этому, газовую горелку можно эксплуатировать в закрытых помещениях, в том числе гостиницах, кемпингах и даже палатках. Газовая горелка работает более тихо, чем бензиновая. Наконец, газовая горелка в разобранном виде занимает мало места, и стоит дешево.
Однако есть у газовых горелок и минусы. Первый, что работают они на газе, который продается в баллонах. Они есть не везде, поэтому лучше брать газовые баллоны с собой сразу на весь поход, что требует довольно много места. Во-вторых, газовые горелки могут капризничать на больших морозах. И, в-третьих, если вы добираетесь к началу похода на самолете, то в нем нельзя перевозить газовые баллоны, соответственно их надо покупать уже на месте.


Мультитопливная горелка

Как уже было сказано выше, мультитопливной горелкой могут называть как горелку, работающую на различных видах жидкого топлива, так и работающую на бензине/газе.
Устройство, которое работает как на газу, так и на бензине имеет практически все достоинства газовых горелок, кроме цены и габаритов. Цена такой горелки, как правило, существенно выше, а габариты - больше. За то она полезна, когда надо воспользоваться самолетом. Прилетаете в точку старта, и если нет в продаже баллонов, покупаете бензин и едете дальше. Другой пример - кончится газ где-то в глуши, купил бензин.
С другой стороны, все недостатки бензиновых горелок у мультитопливных тоже присутствуют, если не усиливаются. Особенно огорчает их капризность к качеству жидкого топлива. Тот самый, купленный в упомянутой глуши, бензин, вполне может не решить проблему приготовления пищи, а создать проблему ремонта горелки.

Горелки, которые работают на нескольких видах жидкого топлива (бензин/керосин) также находят спрос, хотя обычно в горелку заливается более распространенный бензин. Для чего тогда необходимо иметь возможность менять топливо горелки на керосин? Основной резон использования керосина его относительная взрыво- пожаро- безопасность по сравнению с бензином.

Жидкотопливные горелки

Жидкотопливные горелки - самый старый класс подобного оборудования. Работают они на бензине, керосине, "галоше" (бензин-растворитель), растопке для грилей, других видах топлива. То есть заливать внутрь такой горелки можно практически все, другой вопрос, как она при этом будет работать. 
У бензиновой горелки есть только одно, но важное достоинство: топливо для них можно достать где угодно, а стоит оно при этом дешево. Еще можно отметить тот факт, что бензиновые горелки несколько менее восприимчивы к холодам-морозам.
Достоинств у бензиновых горелок мало, зато недостатков много. Первый - они очень чувствительны к чистоте топлива. Бензин с "песком и илом" станет большой проблемой, по причине засорения дросселя - маленького отверстия, через которое бензин поступает на парогенератор. Засорение этого отверстия мгновенно портит радужную картину приготовления еды и вызывает необходимость прочистки. Второй недостаток бензиновых горелок заключается в необходимости их "разводить". Эта процедура занимает несколько минут и обычно сопровождается не самыми приятными явлениями. Для начала надо залить в бак горелки бензин. Делать это следует аккуратно, ибо, попав на поверхность горелки, он может в последствии воспламениться. Одновременно, хорошо бы очистить бензин от "песка и ила", для чего процедить бензин через многократно сложенную марлю или ткань. Во время этого процесса бензиновое благоухание распространяется далеко от места заливки. Далее, в баллоне надо создать давление при помощи встроенного насоса. Наконец, в зависимости от конструкции, необходимо разогреть саму горелку, чтобы "процесс пошел". Для этого чаще всего используют сухой спирт, раскладывая его на горелке и поджигая. Наконец, наступает самое интересное: вы поворачиваете вентиль и… из примуса вырывается столб пламени и черного дыма. Это значит, что примус еще не нагрелся. Наконец, горелка прогревается, и начинает работать устойчиво. Но стоит вам прервать процесс хотя бы на 5 -7 минут и примус опять необходимо "разводить". Третий недостаток бензиновых горелок - они периодически начинают извергать из себя в разные стороны пламя, а то и вовсе взрываться. Это делает использование бензиновых горелок в помещениях и внутри палатки крайне не рекомендуемым, хотя, конечно, грамотное обращение с горелкой существенно снижает риск пожаров. Бензиновые горелки более тяжелые и громоздкие, чем их газовые собратья. Бензиновая горелка имеет неприятное свойство коптить.
Наконец, особых слов заслуживает само топливо. Конечно, оно дешевое и распространенное, но его трудновато удерживать в замкнутых объемах. Бензин постоянно стремится пропитать все вокруг себя ароматом бензоколонки. Перевозить топливо внутри рюкзака плохо ("аромат" может передаться продуктам и одежде). Дополнительные сложности присутствуют с покупкой бензина - в пластиковые бутылки разливать бензин на колонках запрещено, а перевозить его в железных банках - тяжело и неудобно.



Новая версия статьи: Походная туристическая горелка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий