пятница, 23 августа 2019 г.

Аварийные выходы в самолете

Отредактировано 28.01.2024


Аварийные выходы представляют собой дверь или люк, расположенные в наружной стенке фюзеляжа самолёта и беспрепятственно открывающиеся наружу или внутрь и служащие для экстренного покидания самолета. Число аварийных выходов зависит от количества перевозимых пассажиров в самолете.

Для быстрого покидания самолёта используют входные двери, двери аварийных выходов, аварийные люки, форточки кабины экипажа.
Аварийные выходы
Аварийные выходы
1 - форточка кабины экипажа; 2, 8 - канат спасательный, 3, 5, 9, 12, 15 - трап надувной; 4, 6 - дверь входная; 7, 13 - аварийный люк; 10, 11, 14, 16 - дверь аварийного выхода; 17 - желоб матерчатый


Типы аварийных выходов в самолёте

В зависимости от типа аварийные выходы подразделяют на типы.
  • Тип I. Выход этого типа является выходом, расположенным на уровне пола с прямоугольным проемом шириной не менее 610 мм и высотой не менее 1220 мм с радиусами закругления углов не более 203 мм.
  • Тип II. Выход этого типа имеет прямоугольный проем шириной не менее 510 мм и высотой не менее 1120 мм с радиусами закругления углов не более 178 мм. Выходы типа II должны располагаться на уровне пола, если только они не находятся над крылом. В последнем случае они могут иметь порог внутри самолета высотой не более 254 мм, а снаружи самолета не более 432 мм.
  • Тип III. Выход этого типа имеет прямоугольный проем шириной не менее 510 мм и высотой не менее 915 мм с радиусами закругления углов не более 178 мм и высотой порога внутри самолета не более 510 мм. Если выход находится над крылом, высота порога снаружи самолета не должна превышать 685 мм.
  • Тип IV. Выход этого типа имеет прямоугольный проем шириной не менее 485 мм и высотой не менее 660 мм с радиусами закругления углов не более 160 мм. Выход типа IV должен располагаться над крылом и иметь высоту порога внутри самолета не более 735 мм и снаружи самолета не более 915 мм.
  • Подфюзеляжный выход. Выход этого типа является выходом из пассажирской кабины через герметичную перегородку и обшивку нижней части фюзеляжа. Размеры и физическая конфигурация выхода этого типа должны обеспечивать, как минимум, такую же скорость покидания, как и выход типа I (при нахождении самолета на земле в нормальном положении с выпущенным шасси).
  • Выход в хвостовой части фюзеляжа. Выход этого типа является задним выходом из пассажирской кабины через герметичную перегородку и открываемый конус фюзеляжа за герметичной перегородкой. Средства открытия хвостового конуса должны быть простыми и очевидными для использования и должны требовать выполнения только одной операции.
  • Тип A. Выход этого типа является выходом на уровне пола с прямоугольным проемом шириной не менее 1070 мм и высотой не менее 1830 мм с радиусами закругления углов не более 178 мм.
  • Тип B. Выход этого типа является выходом на уровне пола с прямоугольным проемом шириной не менее 813 мм и высотой не менее 1830 мм с радиусом закругления углов не более 152 мм.
  • Тип C. Выход этого типа является выходом на уровне пола с прямоугольным проемом шириной не менее 762 мм и высотой не менее 1220 мм с радиусом закругления углов не более 254 мм.
Примечание:
  1. высота порога снаружи самолета означает фактическое расстояние между нижней кромкой требуемого проема и пригодной для использования опорой для ног, выступающей из фюзеляжа и достаточно большой, чтобы ее можно было эффективно использовать, не отыскивая взглядом или на ощупь.
  2. могут быть использованы проёмы больших размеров

Аварийный выход в самолете
Аварийный выход в самолете на крыло

Пример аварийного выхода в самолете

Пример аварийного выхода в самолете


Требования к аварийным выходам в самолётах

  • Аварийные выходы в каждой паре выходов не обязательно должны располагаться диаметрально друг против друга или иметь одинаковые размеры.
  • Аварийные выходы должны быть распределены так равномерно, как это практически возможно, учитывая распределение пассажирских кресел.
  • Должно быть обеспечено сведение к минимуму вероятности заклинивания аварийных выходов в результате деформации фюзеляжа при аварийной посадке самолета.
    При этом должна быть обеспечена возможность открытия каждого аварийного выхода при отсутствии деформации фюзеляжа:
    • при нахождении самолета на земле в нормальном положении и в каждом из положений, соответствующих поломке одной или более стоек шасси
    • в интервале времени 10 с от момента приведения в действие средств открытия до момента полного открытия выхода
    • при возможном скоплении людей у двери внутри самолета
    • Каждая наружная дверь должна быть расположена там, где люди, пользующиеся ею, не подвергались опасности от воздушных винтов при соблюдении соответствующих правил эксплуатации.
  • Аварийные выходы оборудуются запирающими и предохранительными устройствами. Устройства открытия не должны требовать приложения чрезмерно больших усилий.
  • Для обеспечения выхода из кабины ври посадке самолета на воду обязательно делают не менее двух аварийных люков для выхода на верх фюзеляжа.
    На самолетах высокопланах должны быть верхние аварийные выходы на верх фюзеляжа из расчета 1 люк на 35 пассажиров.
  • Каждый аварийный выход должен открываться изнутри и снаружи, за исключением аварийных выходов в виде сдвижных форточек в зоне размещения лётного экипажа, которые не обязательно должны открываться снаружи, если другие одобренные выходы обеспечивают удобный и легкий доступ в зону размещения летного экипажа. 
  • Каждая наружная дверь должна быть расположена там, где люди, пользующиеся ею, не подвергались опасности от воздушных винтов при соблюдении соответствующих правил эксплуатации.
  • Аварийный выход должен иметь средство, обеспечивающее обзор условий снаружи закрытого выхода (иллюминатор). Средство обзора должно быть расположено на выходе или рядом с ним при условии отсутствия препятствий между выходом и средством обзора. Средство также должно обеспечивать осмотр зоны на земле, с которой возможен контакт эвакуирующихся людей, при всех условиях ее освещения, как при выпущенном шасси, так и при всех вариантах поломки шасси.
  • При высоте порога над землей более 1,8 м вблизи входной двери, либо аварийного люка размещают надувные трапы.
    На самолётах с низким расположением фюзеляжа над землей (например, на Ан-24, Ан-26, Ан-12, Як-40, Ил-76) трапы не требуются.
  • На всех самолетах с количеством пассажирских мест более 20 предусматриваются аварийные выходы для лётного экипажа, которые должны быть расположены в зоне расположения экипажа. Они должны быть либо по одному выходу с каждой стороны фюзеляжа размером не менее 480x510 мм, либо один верхний люк не менее 500-700 мм, либо круглый люк диаметром 610 мм.
    На практике в качестве аварийных входов для экипажа используются форточки боковых окон кабины пилотов или верхние люки (самолеты Як-40, Ан-24, Ан-26).
  • Снаружи фюзеляжа самолета жёлтыми уголками обозначены места, где удобнее всего вскрыть обшивку фюзеляжа для аварийных выходов.
  • Максимально допустимое количество пассажирских мест зависит от типа и количества аварийных выходов, предусмотренных на каждом борту фюзеляжа.
    Максимальное количество пассажирских мест, допустимое для каждого аварийного выхода конкретного типа, который предусмотрен на каждом борту фюзеляжа, определяется следующим
    • Допустимое количество пассажирских мест
      • Типа А - 110
      • Тип B - 75
      • Тип C - 55
      • Тип I - 45
      • Тип II - 40
      • Тип III - 35
      • Тип IV - 9
    • При количестве пассажирских мест от 1 до 9 на каждом борту фюзеляжа должен быть, по крайней мере, один аварийный выход типа IV или больший надкрыльевой аварийный выход или, если надкрыльевые аварийные выходы не предусмотрены, то на каждом борту фюзеляжа должен быть, по крайней мере, один аварийный выход, размеры которого соответствуют минимальным размерам выхода типа III.
    • При количестве пассажирских мест более 9 каждый аварийный выход должен быть типа III или большим аварийным выходом.
    • При количестве пассажирских мест от 10 до 19 на каждом борту фюзеляжа должен быть, по крайней мере, один выход типа III или больший аварийный выход.
    • При количестве пассажирских мест от 20 до 40 на каждом борту фюзеляжа должно быть, по крайней мере два аварийных выхода, один из которых должен быть типа II или большим аварийным выходом.
    • При количестве пассажирских мест от 41 до 110 на каждом борту фюзеляжа должно быть, по крайней мере, два аварийных выхода, один из которых должен быть типа I или большим аварийным выходом.
    • При количестве пассажирских мест более 110 на каждом борту фюзеляжа должно быть, по крайней мере, два аварийных выхода типа I или больших аварийных выхода.
    • Для всех аварийных выходов типа III допускается в целом, как максимум, 70 пассажирских кресел, а для двух аварийных выходов типа III на каждом борту фюзеляжа, которые разделены более чем тремя рядами пассажирских кресел, допускается в целом, как максимум, 65 пассажирских кресел.
    • Если предусмотрены аварийные выходы типа A, B или C, то на каждом борту фюзеляжа должно быть, по крайней мере, два выхода типа C или больших аварийных выхода.
    • Если для пассажиров предусмотрен подфюзеляжный выход или выход в хвостовой части фюзеляжа и этот выход обеспечивает, как минимум, такую же скорость покидания, как и выход типа III при нахождении самолета в наиболее неблагоприятном для открытия выхода положении, обусловленном поломкой одной или более стоек шасси, то может быть допущено увеличение количества пассажирских мест в соответствии со следующим:
      • для подфюзеляжного выхода - 12 дополнительных пассажирских мест
      • для выхода в хвостовой части фюзеляжа с проемом в герметичной перегородке на уровне пола шириной не менее 510 мм и высотой не менее 1525 мм с радиусами закругления углов не более 178 мм, оснащенного одобренным вспомогательным средством - 25 дополнительных пассажирских мест
      • для выхода в хвостовой части фюзеляжа с проемом в герметичной перегородке, который, как минимум, эквивалентен аварийному выходу типа III по размерам и высоте порога внутри и снаружи и верхняя кромка которого находится на высоте не менее 1420 мм от пола пассажирской кабины - 15 дополнительных пассажирских мест.


Маркировка аварийный выходов самолёта

  • Каждый аварийный выход для пассажиров, средства подхода к нему и средства его открытия должны иметь хорошо различимую маркировку.
  • Обозначение и расположение каждого аварийного выхода для пассажиров должны обеспечивать его распознавание на расстоянии, равном ширине кабины.
  • Должны быть предусмотрены средства, помогающие людям найти выходы в условиях плотного дыма.
  • Расположение каждого аварийного выхода для пассажиров должно быть обозначено табло, видным людям при приближении по основному продольному проходу для пассажиров (или проходам). Должны быть:
    • Табло расположения аварийного выхода для пассажиров над проходом (или проходами) около каждого аварийного выхода для пассажиров или в другом месте наверху, если это более практично из-за малой высоты кабины, но одно табло может служить для более чем одного выхода, если каждый выход может быть хорошо виден от табло.
    • Маркировочное табло аварийного выхода для пассажиров рядом с каждым аварийным выходом для пассажиров, но одно табло может служить для двух таких выходов, если оба выхода могут быть хорошо видны от табло
    • Табло на каждой переборке или перегородке, препятствующей обзору вперед и назад вдоль пассажирской кабины, для указания аварийных выходов, находящихся за переборкой или перегородкой и закрытых ими, но если это невозможно, то табло может быть расположено в другом подходящем месте.
    • Возможно использование слова "Выход" вместо слова "Аварийный выход".
  • Расположение рукоятки управления и инструкции по открытию выходов изнутри самолета должны быть обозначены следующим образом:
    • Каждый аварийный выход для пассажиров должен иметь маркировку на выходе или около него, которая удобочитаема с расстояния 760 мм.
    • Рукоятка управления каждым аварийным выходом для пассажиров типа A, B, C или типа I должна быть:
      • самосветящейся с начальной яркостью не менее 0,5 кд/м2; или
      • размещена на заметном месте и хорошо освещена аварийным освещением даже в условиях скопления людей около выхода
  • Каждый аварийный выход для пассажиров типа A, B, C, I или II с запирающим механизмом, открываемым вращательным движением рукоятки, должен быть маркирован:
    • красной стрелкой шириной не менее 20 мм с основанием острия вдвое большей ширины, занимающей не менее 70° длины дуги, радиус которой примерно равен 3/4 длины рукоятки
    • так, чтобы осевая линия рукоятки выхода находилась на расстоянии  25 мм от острия стрелки после того, как рукоятка будет полностью повернута и откроет запирающий механизм
    • надписью "Открыто", написанной буквами красного цвета высотой 25 мм горизонтально около острия стрелки.
  • Каждый аварийный выход, который должен открываться снаружи, и средства его открытия должны быть маркированы снаружи самолета. Кроме того:
    • Наружная маркировка каждого аварийного выхода для пассажиров на борту фюзеляжа должна иметь цветную полосу шириной 50 мм, окантовывающую выход.
    • Каждая наружная маркировка, включая полосу, должна быть контрастного цвета для легкого ее отличия от окружающей поверхности фюзеляжа. Контраст должен быть таким, чтобы при отражательной способности более темного цвета 15% или менее, отражательная способность более светлого цвета была не менее 45%. Отражательной способностью является отношение светового потока, отраженного телом, к световому потоку, воспринимаемому телом. Если отражательная способность более темного цвета превышает 15%, то должна быть обеспечена разница, как минимум, в 30% между этой отражательной способностью и отражательной способностью более светлого цвета.
    • На других выходах, отличающихся от выходов на бортах фюзеляжа, таких, как подфюзеляжный выход или выход в хвостовой части фюзеляжа, наружные средства открытия, в том числе инструкции, если они предусмотрены, должны быть четко маркированы красной или ярко-желтой краской, если цвет фона такой, что красный цвет не различается. Если средства открытия расположены только на одной стороне фюзеляжа, то на другой стороне должна быть предусмотрена хорошо заметная маркировка с указанием этой особенности.


Открытие аварийного выхода самолёта

Как правило, при открытии аварийного выхода нужно снять блокировку поворотом или поднятием ручки, открыть дверь, а затем выдавить ее, чтобы она не мешала эвакуации.
На некоторых моделях самолетов снятую аварийную дверь рекомендуется укладывать внутрь салона (например, Ту-154), на других самолетах (например, "Боинг 737", "Аэробус А320") - сбрасывать наружу. При этом если вы видите в иллюминатор дым или открытый огонь вблизи аварийного выхода - открывать эту дверь нельзя! Необходимо переместиться к другому люку.

Иногда чтобы сбросить дверь аварийного выхода наружу, ее нужно не только поднять, но и просунуть в проем по диагонали (хотя некоторые аварийные двери открываются с помощью специальных устройств и сбрасывать их не надо). У здорового и крепкого мужчины это не вызовет затруднений. А вот у женщины или подростка может не хватить сил, чтобы справиться с тяжелой дверью. Вот почему во многих авиакомпаниях стюардессы заранее, еще до взлета, просят кого-либо из физически сильных мужчин сесть возле аварийного выхода.
Открытие аварийных дверей и люков изнутри и снаружи
Схема-инструкция открытия аварийных дверей и люков изнутри и снаружи


Можно ли открыть аварийный выход самолета в полете

Очень многие задаются вопросом, можно ли открыть аварийный выход во время полета. Ответ простой - нет.
Во время полета открыть аварийный выход даже очень сильному пассажиру не удастся: ему помешает разница в давлении внутри салона и за бортом. Избыточное давление в салоне выполняет роль "естественной" блокировки для дверей, которые открываются внутрь.
Те люки, которые открываются наружу, снабжены анероидной коробкой, кинематически блокирующей дверь при достижении определенной высоты.

Во многих самолетах на аварийных дверях также есть защелки. Если они откинуты (т.е. дверь не заблокирована), в кабине будет гореть табло, показывающее состояние дверей и люков самолёта (на изображении ниже это табло выделено желтой рамкой).
Табло, которое показывает состояние дверей и люков самолёта

Комментариев нет:

Отправить комментарий