среда, 21 августа 2019 г.

Надувной аварийный трап в самолёте

Отредактировано 28.01.2024


Смотря на дверь входа на самолет вы, может быть, обращали внимание на ящик внизу двери.
Дверь самолёта

В этих ящиках находятся аварийные надувные трапы.

Аварийный надувной трап предназначен для быстрого и безопасного спуска пассажиров на землю в случае аварийной посадки самолета на не оборудованную площадку или при аварийной обстановке на земле.

Аварийные трапы периодически проверяются на срабатывание. Потом их отправляют на инспекцию и переупаковку.

Система, используемая при работе трапов довольно надежная. Но иногда случаются различные нештатные ситуации и аварийный трап может развернуться внутрь салона.


Устройство надувного аварийного трапа (основы)

Надувной трап представляет собой одно-, двух- или трехдорожечный желоб, состоящий из двух продольных надувных "балок", соединенных между собой поперечными цилиндрами. Свободное пространство между продольными "балками" и поперечными цилиндрами закрыто наклеенным на них полотнищем из прорезиненной ткани. Таким образом, получается довольно жесткий лоток, по которому и производится скользящий спуск пассажиров и экипажа

Надувные трапы компактно сворачивают и упаковывают, каждый из них снабжается баллоном сжатого газа с системой надува. Это все делается на заводе-изготовителе или в ремонтной организации.

Основным наполнителем трапа является не газ из баллона, а воздух, засасываемый внутрь трапа с помощью эжекции (эффект эжекции заключается в том, что поток с более высоким давлением, движущийся с большой скоростью, увлекает за собой среду низкого давления). Так получается быстрее, и нужен меньший объём баллона.

Каждый трап имеет отдельный баллон, которых соединяется со своим трапом шлангом.

Вот так видится трап, прикреплёны ко входной или сервисной двери без кожуха.
Свёрнутый надувной трап

Свёрнутый надувной трап


На этом виде снизу видно почти всё важное:
  • саму дверь
  • жёлтый мягкий кожух трапа
  • манометр давления
  • чёрным обёрнута металлическая штанга, которая удерживает выпущенный трап в проёме двери


Эта штанга своими концами вставляется в кроштнейны по бокам проёма двери.
Кроштнейн аварийного трапа

Кронштейны имеют подвижную клавишу, запирающую концы штанги в положении "трап подготовлен к срабатыванию" (ARMED).


Надувной аварийный трапа активируется ручкой на двери.
Ручка для активации надувного трапа

Когда самолёт на земле, ручка поднята, и зафиксирована пином с флажком. В этом положении дверь можно безопасно открывать.
Ручка на двери для активации надувного трапа


Манометр предназначен для проверки давления газа в баллоне трапа. Его видно сквозь окошечко кожуха. Проверка манометра проводится перед каждым полетом, наземными службами и бортпроводниками.
Стрелка манометра должна находиться в зеленой зоне.
Манометр надувного трапа в самолете


На некоторых трапах могут быть встроенные в трап лампы аварийного освещения (лампы "первого шага"), которые освещают место схода с трапа и боковые границы. Аварийное освещение трапа включается автоматически при его наполнении.
Внешнее освещение в самолёте


Как срабатывает надувной аварийный трап в самолете

Если ручка активации срабатывания надувного трапа находится в положении ARMED ("трап подготовлен к срабатыванию") то при открывании двери аварийный трап будет вытянут из своего контейнера, а натянувшийся тросик откроет кран подачи газа из баллона трапа в эжектор.

Эжектор засосёт воздух из атмосферы внутрь трапа, и он надуется.

Если не происходит автоматического надувания трапа, то можно воспользоваться специальной ручкой PULL с тросиком ручного включения.

В случае посадки на воду аварийный трап может быть использован как средство спасения на воде. Для отсоединения наполненного трапа от самолета необходимо потянуть ручку рассоединения, расположенную под клапаном фартука. В результате фартук отделяется от планки.

Вот видео срабатывания на надувного аварийного трапа 


А вот как выглядит установка аварийного надувного трапа на дверь


Как надо спускаться на надувном аварийном трапе самолета

Наиболее правильным способом покидания самолета является прыжок на аварийны надувной трап. Многие пассажиры пытаются усаживаться на трап и начинают спуск. Это замедляет эвакуацию. Поэтому член экипажа, проводящий эвакуацию, должен постоянно подсказывать пассажирам правильный метод спуска, подавая команду: "ПРЫГАЙТЕ". Поэтому при эвакуации на трап нужно стараться выпрыгнуть подальше.
Способы выхода на трап
Способы выхода на трап:
а - правильный; б - неправильный


При эвакуации на трап нужно выставить вперёд руки с зажатыми в кулаках пальцами, чтобы случайно не сломать пальцы. Женщинам следует снять обувь на шпильках и каблуках, чтобы нормально спуститься по трапу и не повредить свои ноги.

Внизу безопасно завершить спуск помогает один из членов экипажа, спустившийся первым, либо кто-то из заранее отобранных экипажем пассажиров.
При сильном боковом ветре 1-2 члена экипажа или выделенных пассажиров спускаются на землю и оттягивают трап (за низ) от самолета, не допуская сноса его под фюзеляж.


Обратите внимание: ручная кладь опасна! Она может у вас выпасть из рук и попасть по тому кто спускается перед вами... а уж если вы решите скинуть ручную кладь вниз то шансы попасть по кому-либо увеличиваются. Или вы можете проткнуть острым углом/застёжкой трап и другие съехать уже не смогут. К тому же ручная кладь замедляет эвакуацию, так как эвакуируемые пассажиры думают куда и как деть эту ручную кладь.


Использование надувного аварийного трапа как спасательного плота

В случае необходимости аварийный трап можно быстро отсоединить, вытянув специальный шнурок. И этот трап можно использовать как спасательный плот (кроме тех, что уже входят в БАСО).

Процедура отсоединения трапа-плота:
  1.  Поднять фартук трапа с надписью "FOR DITCHING USE ONLY"
  2. Дернуть белую ручку отсоединения трапа. Это удаляет две шпильки, которые удерживают шнур, соединяющий трап и штангу.

Трап-плот все еще присоединен к самолёту швартовочной стропой. Она должна быть отрезана ножом, находящимся на борту трапа. Тем не менее, если самолёт начинает тонуть, швартовочная стропа рвется. Швартовочная стропа обрезается как можно ближе к самолету. Она может быть использована для соединения трапов-плотов вместе.

В воде трап-плот должен быть обследован на предмет повреждений и достаточного давления. Отсеки правильно надутого трапа должны быть твердыми и не выпуклыми.

Утяжеленное кольцо и шнур присоединены к дальнему концу трапа. Кольцо может быть брошено спасаемому человеку, и, как только он схватится за кольцо, тянуть за спасательный шнур.

Морской якорь расположен на дальнем от самолета конце трапа-плота. Он должен быть выброшен для уменьшения сноса плота течением и для быстрейшего обнаружения службами спасения. Развертывание морского якоря также увеличивает стабильность трапа-плота, удерживая его против ветра и волн.


Это должно выглядеть как-то так


Комментариев нет:

Отправить комментарий