четверг, 10 октября 2019 г.

Аварийное освещение в самолете

Отредактировано 21.06.2024


Аварийное освещение самолёта предназначено для обозначения аварийных выходов и путей эвакуации.

Аварийное освещение бывает внутреннее и внешнее.


Внутреннее освещение в самолёте

Внутреннее освещение выполняются аварийными светильниками, которые расположены по всей длине салона на потолке.

Также по центральному проходу между креслами могут быть 1 или 2 или пластиковые полоски, проходящие параллельно вдоль салона спереди назад. Это - аварийная световая дорожка на или вблизи пола, которая нужна если внутри самолёта есть задымление, при котором передвигаться надо ближе к полу.
Дорожка бывает разных видов исполнения. Например, лампочками на бортах кресел, светящаяся лампами или светодиодными лентами на полу. А может быть и люминесцентной, когда такая дорожка излучая накопленный свет (при этом необходимо во время стоянки включать в салоне максимальное освещение для аккумулирования энергии света люминесцентной дорожкой).

Питание аварийного освещения осуществятся от небольших аккумуляторов, находящихся в нескольких местах на протяжении салона самолёта. 

Аварийное освещение в самолета
Аварийное освещение в салоне самолета

Табло аварийного освещения с надписью "EXIT" ("выход", "аварийный выход") располагаются над основными и сервисными дверями самолета, а также над запасными аварийными выходами (люками) на крыло, а также такое табло должно быть расположено на потолочных панелях в районе расположения аварийных выходов
Аварийное освещение в самолета

Аварийное освещение в самолёте
Аварийная световая дорожка


Возле обычных дверей также находится плафоны аварийного освещения (на приведенном фото - выделено)
Аварийное освещение
Плафон аварийного освещения около обычной двери самолета


Внешнее (наружное) освещение в самолёте

Плафоны аварийного освещения снаружи самолёта располагаются около аварийных выходов.
Также есть аварийное освещение выходов на крыло, лампы которого также установлены на фюзеляже самолета рядом с этими выходами, а также за закрылками самолёта, освещающее зоны эвакуации. Лампы сзади люков освещают верхнюю поверхность крыла с не скользящим покрытием и нанесёнными на нём стрелками, указывающими путь эвакуации.

Питание внешнего аварийного освещения осуществятся от небольших аккумуляторов расположенных у каждого аварийного выхода.
Внешнее аварийное освещение включается автоматически, при открытии аварийного люка.

Аварийное освещение самолета
Красным выделены плафоны аварийного освещения снаружи самолёта

Аварийное наружное освещение самолета
Плафоны аварийного освещения снаружи самолёта

Отдельно стоит упомянуть что надувном трапе могут быть встроенные в трап лампы освещения "первого шага", которые освещают место схода с трапа и боковые границы. Аварийное освещение трапа включается автоматически при его наполнении.
Внешнее освещение в самолёте


Включение аварийного освещения в самолёте

Управление включением аварийного освещения возможно с панели для бортпроводников (например, на Boeing-737 на задней кухне).
Кнопка включения аварийного освещения бортпроводниками на Boeing-737
Кнопка включения аварийного освещения бортпроводниками на Boeing-737
(находится под колпачком)

Кнопка включения аварийного освещения бортпроводниками A-320
Кнопка включения аварийного освещения бортпроводниками A-320 (выделено красным)


Также аварийное освещение могут включить пилоты из кабины переключателем на потолочной панели.
В положении ON аварийное освещение принудительно включено (вручную).
В положении OFF аварийное освещение принудительно выключено. Используется когда самолёт когда самолёт находится на стоянке.
В положении ARMED (ARM) аварийное освещение находится в дежурном режиме. То есть аккумуляторы источников питания аварийного освещения заряжаются от бортовой сети переменного тока, а при пропадании переменного напряжения освещение включается автоматически. Именно в этом положении находится переключатель почти всегда, когда на борту есть экипаж.
Тумблер включения аварийного освещения в кабине лётчиков самолёта A-320
Тумблер включения аварийного освещения в кабине лётчиков самолёта A-320

Тумблер включения аварийного освещения Boeing-737
Тумблер включения аварийного освещения в кабине лётчиков самолёта Boeing-737



Фонарик для аварийного освещения в самолёте

К аварийному освещению в самолёте относятся фонарики, которые располагаются внутри или возле сидений бортпроводников и экипажа. Они закреплены в специальных держателях.
Закрепленный аварийный фонарь в самолете
Закрепленный аварийный фонарь в самолете


Вот так выглядит закрепленный аварийный фонарик в кабине пилотов за капитаном.
Аварийный фонарик в самолёте


А вот места хранения аварийных фонариков выглядят по салону, под складными сиденьями (для примера приведено хранение в переднем вестибюле, под сидениями бортпроводников)
Откидные места бортпроводников в самолёте

Ниша под откидными креслами бортпроводников


У аварийных фонариков наружного выключателя нет. При вынимании из крепления (кронштейна) фонарик сам загорается, а выключается фонарь путем установки обратно в кронштейн.

Питание осуществляется от встроенной батареи (на аккумулятора!).

Для проверки заряда батареи на корпусе есть красный светодиод (точка в левой части фонаря возле чёрной полоски на фото с фонариком). В зависимости от модели индикатор мигает каждые 3-7 секунды (нормальная зарядка батареи). Если индикатор начинает моргать реже, то батарея подлежит замене.

Вот так выглядит аварийный фонарик с вынутой батарейкой.
Самолётный аварийный фонарик с вынутой батарейкой

Комментариев нет:

Отправить комментарий