воскресенье, 22 декабря 2019 г.

Спасательные шлюпки

Спасательная шлюпка
Спасательная шлюпка закрытого типа
Спасательная шлюпка - это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструкции и снабжению спасательных шлюпок.

По способу доставки на воду спасательные шлюпки делятся на спускаемые механическими средствами и спускаемые свободным падением.


Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждого борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% =100%).

Независимо от конструктивных различий все спасательные шлюпки должны:
  • иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность
  • обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании
  • иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки, обеспечивающий скорость шлюпки на тихой воде при полном комплекте людей не менее 6 узлов и защищенный от случайных ударов гребной винт
  • быть окрашены в оранжевый цвет

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.

Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную конструкцию, оборудованы системами:
  • орошения, обеспечивающей проход через непрерывно горящую нефть в течение 8 мин
  • сжатого воздуха, обеспечивающей безопасность людей и работу двигателей в течение 10 мин
  • корпуса шлюпок изготовляют двойными, они должны иметь высокую прочность
  • рубка должна обеспечивать круговую видимость, иллюминаторы изготавливают из огнестойкого стекла

Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия: 
  • двигатель должен работать не менее 5 мин от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды
  • скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 уз
  • запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов

Для обеспечения возможности использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюпбалки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей мере двумя спасательными шкентелями.
Топрик - трос, натянутый между оконечностями шлюпбалок.
Спасательный шкентель - растительный или синтетический канат с мусингами (узлами), использующийся как экстренное средство для спуска с борта судна в шлюпку или в воду.
Спасательная шлюпка


Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской; там же указаны название судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и судовой номер шлюпки. Маркировка, по которой можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.
Маркировка на спасательной шлюпки
Маркировка спасательной шлюпки


Шлюпка должна быть либо самоосушающейся, либо иметь ручной насос для удаления воды.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном. Спускной клапан (один или два в зависимости от размеров шлюпки) устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан автоматически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически закрывается, когда шлюпка находится на плаву. Обычно эту задачу выполняет клапан поплавкового типа. При хранении шлюпки на борту судна спускной клапан должен быть открыт для обеспечения стока любой попавшей в шлюпку воды. При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

Шлюпки, спускаемые на талях, оборудуются разобщающим механизмом, который устроен таким образом, чтобы оба гака отдавались одновременно. При этом разобщающий механизм предусматривает два способы разобщения: 
  • обычный - разобщение происходит после спуска шлюпки на воду, когда нагрузка на гаках исчезает
  • под нагрузкой - когда разобщение может быть произведено как на воде, так и на весу при наличии нагрузки на гаках.
Разобщающие устройства
Разобщающие устройства


Внутри шлюпки устанавливается электролампочка. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Спасательные шлюпки с автономной системой воздухоснабжения должны быть устроены так, чтобы обеспечить при закрытых входах и отверстиях нормальную работу двигателя не менее 10 мин. При этом воздух должен оставаться безопасным и пригодным для дыхания.

Огнезащищенные спасательные шлюпки должны обеспечивать безопасность находящихся в них людей в течение не менее 8 мин, находясь на воде в зоне охватывающего ее со всех сторон огня, а температура воздуха на уровне головы сидящего человека не должна превышать 60°С. Обычно такие шлюпки для повышения огнестойкости оборудуются системой водяного орошения. Для орошения используется забортная вода. Водозаборное устройство системы располагается в нижней части шлюпки таким образом, чтобы исключить попадание в систему горючих жидкостей с поверхности воды.


Вертикальное расстояние между настилом днища и внутренней поверхностью закрытия или тента, простирающегося над 50% площади днища, должно быть:
  • не менее 1,3 м - для спасательных шлюпок вместимостью 9 человек или менее
  • не менее 1,7-для спасательных шлюпок вместимостью 24 человека или более
  • не менее расстояния, рассчитанного линейной интерполяцией, между 1,3 и 1,7 м - для спасательных шлюпок вместимостью от 9 до 24 человек.


Вместимость спасательных шлюпок

Не допускаются спасательные шлюпки вмести­мостью более 150 человек.

Количество людей, допустимое к размещению на спасательной шлюпке, спускаемой на талях, должно равняться меньшему из следующих чисел:
  • числа людей средней массой 75 кг, которые могут сидеть в нормальном положении в спа­сательных жилетах, не мешая работе средств приведения спасательной шлюпки в движение и работе любого ее оборудования
  • числа посадочных мест, которое может быть оборудовано на банках и сиденьях. Площади сидений могут пере­крываться, при условии, что имеется достаточное простран­ство для ног и оборудованы подставки для них, а вертикальное расстояние между верхним и нижним сиденьем равно по меньшей мере 350 мм.
Каждое место для сидения должно быть четко обозначено в спасательной шлюпке.


Доступ в спасательные шлюпки

  • Каждая спасательная шлюпка пассажирского судна должна быть устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совершить быструю посадку в нее. Должна также быть возможность быстрой высадки людей из спасательной шлюпки.
  • Каждая спасательная шлюпка грузового судна должна быть устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совер­шить посадку в нее в течение не более 3 мин с момента подачи команды к посадке. Должна также быть возможность быстрой высадки людей из спаса­тельной шлюпки.
  • Спасательные шлюпки должны иметь посадоч­ный трап, позволяющий находящимся в воде людям забраться в шлюпку, и который может быть исполь­зован для ее любого посадочного входа. Нижняя ступенька этого трапа должна располагаться по крайней мере на 0,4 м ниже ватерлинии спасательной шлюпки в порожнем состоянии.
  • Спасательная шлюпка должна быть устроена так, чтобы на борт шлюпки можно было поднимать нахо­дящихся в беспомощном состоянии людей как из воды, так и на носилках.
  • Все поверхности, по которым могут ходить люди, должны иметь не скользящее покрытие


Более подробно от требованиях, предъявляемых к спасательным шлюпкам, указаны в Международном кодексе по спасательным средствам, в главе IV "Спасательные шлюпки и плоты"

Комментариев нет:

Отправить комментарий