воскресенье, 1 декабря 2019 г.

Зарядка автомобильных аккумуляторов

Отредактировано 29.09.2024

Ниже приведена таблица, которая наглядно показывает степень разряда аккумулятора по данным выходного напряжения на клеммах при определенной температуре воздуха.
Напряжение АКБ для понятия насколько заряжен АКБ

Зачастую автомобильный аккумулятор имеет напряжение на выходе около 75%. Это связано с тем, что автомобильный генератор не успевает зарядить АКБ.
Обратите внимание, что полный разряд для автомобильно АКБ вреден! Даже при разрядке на 50% желательно подзарядить до полного заряда.


В большинстве случаев автомобильный аккумулятор разряжается не полностью, то есть напряжение падает до минимально допустимого при невозможности крутить стартер. Обычно в таком случае световые приборы еще продолжают функционировать, хоть и не на полную мощность.
Но есть и более опасные случаи когда батарея разряжается полностью и напряжение падает до такого уровня, что даже световые приборы перестают работать совсем. Это бывает, к примеру, когда вы забыли выключить габариты на ночь.

При снижении температуры воздуха ниже ноля емкость АКБ немедленно уменьшается в 1.5-2 раза. Также в холодное время года для запуска двигателя требуется подача большего пускового тока, так как моторное масло в картере густеет и стартеру сложнее провернуть коленчатый вал.

С учетом вышесказанного оптимально полностью заряжать аккумулятор зарядным устройством до 100% не реже одного раза в год до наступления холодов. А в случае проблем с запуском двигателя по причине наличия неисправностей мотора (проблемы с топливной аппаратурой, компрессией и т.п.), владельцу приходится намного дольше и интенсивнее крутить стартер. В таких случаях заряжать аккумулятор зарядным устройством потребуется намного чаще.


Техника безопасности при зарядке автомобильных аккумуляторов

  • Пред подключением к зарядному устройству аккумулятор нужно снять с автомобиля и тщательно очистить от возможных загрязнений. 
  • Не рекомендуется выполнять зарядку аккумуляторов в жилом помещении. Лучше для этого использовать гараж или иное не жилое место.
  • Помещение, в котором заряжается батарея, должно быть хорошо проветриваемым, чтобы выделяющиеся газы не скапливались в одном месте.
  • Запрещается курить, или использовать другие источники огня или искрообразования вблизи, так как это может привести к взрыву.
  • Подключается сначала АКБ к зарядному устройству, и лишь после этого это устройство включается в сеть.
  • Подключение проводов производится красный к плюсу, а черный к минусу.
  • Не выставляйте сразу же зарядку на максимальную мощность. Лучше начать с малого тока и постепенно довести до нормы. Но на максимум ставить нужно как можно меньше.
    Всё это позволят сберечь пластины и предотвратить выкипание дистиллированной воды.
  • Не оставляйте процесс зарядки АКБ без присмотра, даже если используете автоматическое устройство.
  • Пробки каждой банки должны быть откручены. Если нет пробок, то обязательно прочтите рекомендации для не обслуживаемых АКБ (см. ниже).
  • Рекомендуется перед зарядкой выдержать АКБ до комнатной температуры (можно у батареи). Иначе в процессе зарядки аккумулятор может попросту взорваться. Либо же, пластины внутри батареи будут со временем разрушаться.
  • Рекомендуется перед зарядкой проверить уровень и чистоту электролита.



Зарядные устройства для зарядки автомобильных аккумуляторов

Ниже приведены лишь основные данные, которые вами должны учитываться.
  • В первую очередь вам надо знать напряжение вашего аккумулятора: 6, 12, 24, 48 вольт. Обычно на легковых автомобилях стоит АКБ на 12 вольт, 24 - на тяжелых грузовиках. Зарядное устройство может быть только на одно напряжение или напряжение нужно установить.
  • Обратите внимание на силу тока, которую выдает устройство. Здесь в первую очередь нужно отталкиваться от того, какова ёмкость батареи. Если у вас, к примеру, установлена АКБ 60 Ампер*час, то вам необходимо устройство, которые будет выдавать как минимум 6 А. Ведь при зарядке оптимальным является значение тока в 0,1 от полной емкости АКБ.
  • Лучше всего использовать зарядные устройства, которые имеют полностью автоматический режим зарядки. В затих зарядных устройствах напряжение будет подаваться автоматически в зависимости от степени текущего заряда батареи. Когда аккумулятор полностью зарядится, устройство автоматически сбавляет ток и напряжение до минимума, что предотвращает перезаряд.
  • Обязательно должно быть наличие амперметра и вольтметра на зарядном устройстве. 
  • Стоит обратить внимание и на провода с контактами "крокодилами" для подключения к клеймам аккумулятора. Длина проводов и их сечение не последнее дело, а надежный контакт избавит вас от проблем с перегревом клейм и необходимостью поджимать их вручную.
Немного более подробно об этом написано в статье "Выбор зарядного устройства для автомобиля".


Какой ток и напряжение необходимы для нормальной зарядки АКБ автомобиля

Как уже упоминалось выше, зарядное устройство необходимо выбирать такое, чтобы оно смогло полноценно произвести зарядку АКБ и ниже будет еще раз приведен перечень значений токов и напряжения.

Оптимальный ток для заряда должен составлять 1/10 от полной емкость АКБ. То есть если ваш аккумулятор имеет емкость в 55 Ампер*час, значит необходимый ток нужен 5,5 А. Это рекомендации производителей как самих устройств, так и приборов зарядных устройств.
Но идеальным вариантом будет пуск меньшего тока на клеммы аккумулятора. То есть при аналогичном случае подавать ток не 5,5, а уже 2,75 А. Конечно процесс будет происходить немного медленнее (приблизительно в два раза), но качество от этого только повысится.

Что касаемо напряжение, то большинство зарядных устройств, которые продаются сейчас, имеют автоматически режим. Но, следует обратить внимание именно на ориентацию АКБ: в некоторых устройствах есть переключатель, который меняет напряжение для различного типа АКБ: 6, 12, 24 Вольт. Соответственно, выбирать нужно режим, необходимый для вашего аккумулятора. А дальше зарядное устройство все сделает за вас: сначала напряжение будет подаваться сильнее, а при достижении 75 % заряда, оно автоматически уменьшается, в конечном случае до минимального значения, чтобы не допускать саморазряда батареи.


Сколько времени нужно заряжать автомобильный аккумулятор

Во многих технических руководствах говорится, что при полностью разряженном АКБ его необходимо заряжать 15 часов током 1/10 от емкости до 100 %.

Для примера, АКБ имеет емкость 60 Ампер*час, значит силой тока 6 А его нужно заряжать 15 часов.
Так как рекомендуется для большей эффективности нагружать меньший ток, то такой расчет будет следующим. Уменьшив ток до 3 А, аккумулятор ёмкость 60 Ампер*час нужно будет заряжать примерно 30 часов.
Но имейте ввиду, что это условия для полностью разряженного АКБ (смотрите таблицу выше, в самом начале). Если же у вас при постановке на заряд напряжение на клеммах, скажем, соответствует 50 % заряда, то в расчет берем не 60 Ампер* час, а всего 30. Ток в этом случае не обязательно сбавлять до 3 А.

Чтобы на 100% быть уверенным в том, что аккумулятор полностью заряжен, через 10 часов можно выставить на зарядный ток 0.5 А, после чего продолжить заряжать АКБ еще 5-10 часов. Такой способ заряда не представляет опасности для автомобильных аккумуляторов, которые имеют большую емкость. Минусом можно считать необходимость заряжать АКБ около суток.

Для экономии времени и быстрой зарядки аккумулятора можно выставить ток на зарядном устройстве 8 А, после чего производить заряд около 3 часов. По истечении данного срока ток заряда уменьшается до 6 А и аккумулятор заряжается этим током еще 1 час. В итоге, потребуется 4 часа для зарядки.
Данный режим зарядки не является оптимальным, так как АКБ желательно заряжать небольшим током до 3 А. Зарядка большим током может привести к перезарядке и избыточному нагреву аккумулятора, в результате чего значительно сокращается ресурс АКБ.


Как заряжать не обслуживаемые аккумуляторы автомобилей

Немалое количество современных АКБ являются так называемыми не обслуживаемыми, то есть за весь срок службы в АКБ не нужно доливать электролит или проверять его плотность в банках. Более того, сделать все эти операции не представляет возможным, так как отсутствует доступ к банкам, пробок просто напросто нет.

Разумеется, что если такой АКБ сел, то заряжать его можно и даже нужно, но следует иметь ввиду, что по причине отсутствия пробок, газообразование внутри корпуса может быть повышенным, что может грозить опасности взрыва. В связи с этим, производители таких АКБ настоятельно рекомендуют использовать номинальный ток заряда не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если емкость равна 50 Ампер*час, то пускать ток нужно уже не 5, а 2,5 А.

Комментариев нет:

Отправить комментарий