Гак - морское название грузового крюка, которое, возможно, пришло из Голландии во время правления Петра I. Они применяются для закладывания за стропы поднимаемого груза, для крепления стоячего такелажа и т. п.
У некоторых современных судовых гаков есть преимущество над обычными грузовыми крюками — его носок загнут (завален) внутрь, и поэтому при работе он не сможет задевать за выступающие части бортов, трюмов и надстроек судов.
Допускаемое усилие P (кгс) на гак определяется приближенной формулой:
P = 0,6d2
где:
d – диаметр или меньшая ось спинки, в мм.
Обыкновенный гак
Обыкновенный гак бывает простой (плоскость обуха перпендикулярна к плоскости спинки) и повернутый (обух, спинка и носок расположены в одной плоскости).Гаки изготовляются 22 номеров: от № 0,1 до № 75. Номер означает грузоподъемность гака в тоннах.
Складной гак - храпцы
Храпцы используются для того, чтобы снасть не могла самопроизвольно выложиться. Храпцы состоят из двух простых гаков, надетых проушинами на коуш. Одна сторона гаков плоская. Этой стороной они плотно прилегают один к другому, образуя замкнутое кольцо. Для надежности при использовании храпцы закаболиваются ворсой.Глаколь-гак
Глаколь-гак применяется там, где нужно быстро выложить гак под нагрузкой, на цепных стопорах, шлюпочных найтовых, жвака-галсах, на концах стоячего такелажа и винтовых талрепах.Глаголь-гак: 1 — увеличенное звено; 2 — стопорное звено; 3 — откидной гак |
Глаголь-гак в рабочем положении удерживается специальным звеном цепи. После изъятия стопорной чеки гак может быть легко откинут даже при туго натянутом тросе или цепи.
Зацепление глаголь-гака |
Пентер-гак
Пентер-гак применяется для постановки и уборки тяжелых деталей тралов. Он представляет собой простой гак, на спинке которого имеется обушок для крепления оттяжки. Оттяжка позволяет выложить гак из обуха отводителя трала или буя, вынесенного за борт или корму тралбалкой или краном, под нагрузкой.Вертлюжный гак
Вертлюжный гак применяется на канифас-блоках, нижних блоках шлюпочных талей и в качестве грузовых гаков. Вертлюжный гак может вращаться в отверстии серьги, что предотвращает перекручивание лопарей талей и подъемных шкентелей.Двойной вертлюжный гак
Двойной вертлюжный гак от вертлюжного отличается тем, что, вращаясь вокруг оси шейки, может качаться на оси серьги. Применяется в блоках больших грузовых кранов.Грузовой гак - шкентель гак
Шкентель гак применяется на шкентелях грузовых стрел. Носок гака загнут внутрь, что исключает его задевание за выступающие части борта.Двурогий гак
Двурогий гак применяется на стрелах и кранах.Уход за гаками
Каждый гак испытывается на нагрузку, превышающую на 25% его грузоподъемность, не менее 10 мин. Грузоподъемность гака в тоннах выбивается на его спинке.
Гаки с трещинами, разогнутыми или сработанными обухами и спинками к эксплуатации не допускаются и подлежат замене.
Гаки с трещинами, разогнутыми или сработанными обухами и спинками к эксплуатации не допускаются и подлежат замене.
Трущиеся части вертлюжных гаков смазываются. Старая смазка подлежит периодической замене.
Заржавевшие вертлюжные гаки расхаживаются, промываются керосином, очищаются от ржавчины, а затем смазываются.
Комментариев нет:
Отправить комментарий