вторник, 15 сентября 2020 г.

Технология строительства плота из брёвен

Отредактировано 20.07.2023


Бревна – это самый распространенный материал для строительства плота. Дерево обладает прекрасными плавучими характеристиками. К тому же материал довольно доступный. Поэтому плоты из брёвен один из самых популярных.

Сама технология строительства плота из брёвен достаточно проста. Главное чтобы максимальный диаметр бревен для строительства деревянного плота не превышал 25-30 см, но и не был меньше 10 см.


Очень хорошо если перед строительством вы рассчитаете плот... Хотя многие делают как придётся.


Для строительства плота в первую очередь будут нужны сами брёвна. Они должны быть
  • сухими
  • ровными
  • без сучков


Для скрепления брёвен используют

Для настила, для большего удобства, можно взять фанеру, доски или кору.

Есть хороши способ определить можно ли использовать дерево для строительства плота. Для этого с торца дерева отпиливают чурбак длиной 10 см и опускают плашмя в воду. Если отпиленный круг погрузился не глубже чем на 5-6 см, дерево можно использовать для постройки плота.


О сборке плота

Собирать плот можно на земле и прямо на воде.

Для сборки на земле используется стапель (т.к. плот, скорее всего, будет очень тяжелым), на котором производились разметка и обработка бревен. Он должен быть на одном горизонтальном уровне с пляжем, таким образом вы сможете легко перетянуть плот к воде.
Готовый плот по слегам с помощью ваг сталкивают в воду. Если на пути лежат не очень крупные валуны, слеги кладут не на землю, а на пирамиды из камней или на бревенчатую кладку ("колодец"). Применять какие-либо катки нет необходимости: по сырым слегам под уклон плот идет достаточно легко.

Для сборки плота на воде идеальна тихая заводь глубиной 0,5-1 м, на такой глубине легко доставать утонувший инструмент. При большой глубине свободный инструмент кладите только на берег, а долото, обычно отпрыгивающее при неудачном ударе далеко в сторону, держите на метровом поводке. Собирать плот можно и на довольно быстром течении. В этом случае к обоим концам комлевой ронжины или шпонки привязывают веревки, которые крепят выше по реке на берегу так, чтобы ронжина (шпонка) могла держаться поперек течения. Среднюю пару бревен приходится крепить, стоя в воде, а дальше можно вылезать на скрепленные бревна и работать, оставаясь почти сухим.

Преимущества сборки плота на земле:
  • не нужно лазить в воду
  • до любого узла крепления легко добраться
  • располагаясь вокруг плота на земле, люди меньше мешают друг другу
  • свободный подход и поднос материала с любой стороны, простота обращения с инструментами и мелкими деталями, которые не утонут и никуда не уплывут

Преимущества сборки на воде:
  • легко двигать и заводить на место бревна
  • сборку плота могут выполнить двое, а при некоторой сноровке даже один человек
  • не надо сооружать стапеля и специального съезда в воду
  • если бревна крепят вицами, то не нужна даже площадка на берегу - требуется вырубить лишь небольшое количество служебных пазов, не нуждающихся в особой точности, их можно сделать, слегка выкатив бревно из воды.

Таким образом, плот лучше собирать на воде, если он большой или выполняется из тяжелых лиственничных бревен, а также если берег на значительном протяжении уступом обрывается в воду или образован валунами, имеющими 1-1,5 м в поперечнике. В остальных случаях удобнее собирать плот на берегу. Выступающие концы шпонки или ронжины отпиливайте только после того, как полностью готовый плот со всей оснасткой проверен на плаву при полной нагрузке.


Технология строительства плота из брёвен

Сооружение плота лучше всего осуществлять возле водоема, т.к. конструкция, особенно для большого количества человек может быть очень тяжелой.
Очень хорошо будет сделать подпорки, расположенные параллельно руслу реки. И уже на них строить плот. Плот на таких подпорках будет просто подкатить к реке.


Чтобы сделать простой плот самостоятельно необходимо:
  1. Разложить подобранные бревна возле воды так чтобы тонкие брёвна были в середине, а более толстые по краям. Такое размещение позволит повысить прочность всей конструкции.
    Если заготовленные бревна имеют кривизну, их устанавливают горбом вниз. Зазоры между бревнами должны быть не менее 2-4 см. Иначе деревянный плот будет обладать пониженной остойчивостью и медленной всплываемостью.
  2. После укладки бревен на стапеле отмечают их верх и раскатывают в стороны. На среднем бревне на расстоянии не менее 80 см от торцов выпиливают и вырубают два паза ("ласточкин хвост"). Нижние плоскости вырезов должны быть на одном уровне. Глубина пазов не должна доходить до середины бревна.
    Этот этап можно пропустить, но если есть возможность то лучше его выполнить
  3. Собирают плот и сверху устанавливают поперек деревянные балки (в пазы). Закрепить их можно с помощью гвоздей, лиан или обвязать предварительно намоченными в воде веревками. Балки фиксируются как сверху, так и снизу уложенных в ряд бревен. При этом следует внимательно следить, чтобы не было в конструкции щелей и зазоров. Поперечные балки должны быть немного длиннее бревен.

Плот из брёвен

После этого крепится рулевой механизм и по необходимости устанавливаются небольшие ограждения по краям плавсредства.

Закрепить бревна можно также специальным стальными скобами. При этом не требуется сооружение каркасной основы.


Если бревна не одинакового размера, то вам, возможно, потребоваться найти способ закрепить (заклинить) снизу бревна меньшего диаметра так, чтобы они не уплыли и тем самым не ослабили всю конструкцию.


Если вы хотите больше стабильности от плота, оставаться как можно выше над водой и брать с собой больше вещей, то постройте понтонный плот, который похож на катамаран или тримаран.
Для этого постройте плот и прикрепите к нему шестами/тонкими бревнами 2-3 бревна на расстоянии 1-2 м от основного плота.


Настил монтируется на уже зафиксированные бревна. Листы подобранного материала крепятся так, чтобы получилась ровная гладкая поверхность.


Вязка плота вицами

Для вязки плота вместо верёвок можно применять вицы из стволиков березок или елочек длиной 3-4 м и диаметром в комле 3-5 см, а для привязки подгребиц и других деталей - также из веток лиственницы, ивы, черемухи. При скрутке стволик расщепляется на волокна и приобретает гибкость, не теряя прочности на разрыв. Получается нечто вроде толстой нерастягивающейся веревки.

Технология производства виц несложна, хотя и требует некоторых навыков. Для виц используются высокие стволики без толстых сучков и с малой конусностью; обычно они растут в густых местах леса. Очищая деревце от веток, не надрубите сам стволик - лучше пусть слегка торчат остатки сучков. На самой вершине стволика ветки не срубают, оставляя полуметровую метелочку. Для хранения более 2-3 часов заготовки кладут в воду, чтобы они не высыхали. Стволики непосредственно перед скруткой следует распарить на углях длинного костра. Без распарки крутить тяжелее, увеличивается процент брака и падает прочность виц за счет разрыва части волокон. Холодными лучше скручиваются еловые стволики, чем березовые.

Для скрутки стволик расщепляют у комля, в трещину вставляют петлю (связанную из метрового куска нетолстой веревки, например, репшнура), в которую вдевают палку длиной 0,5-1 м. Петлю скручивают в подобие жгута. Этим жгутом обматывают комель стволика, удерживая его тем самым от дальнейшего расщепления; после этого заготовку можно закручивать

Проще всего крутить вицы вдвоем. Первый, надев рукавицы, прижимает вершину вицы к стволу дерева диаметром 30-40 см, а второй, взявшись за палку-ворот, приступает к скручиванию стволика. Операция сперва идет легко, так как скручивается наиболее тонкая часть стволика у самой вершины. Когда эта часть стволика достаточно перекрутилась, но волокна еще не начали рваться, по сигналу первого второй делает несколько шагов вокруг ствола дерева так, что скрученная часть вицы уже не висит в воздухе, а оказывается прижатой к стволу дерева. Первый дополнительно прижимает ее рукой, в результате чего теперь скручивается более толстая часть вицы. Так, постепенно наматывая вицу на дерево, доводят скрутку почти до самого комля. Окончив скрутку, вицу сматывают с дерева, несколько раскручивая ее, и сразу кладут в воду. Небольшое количество тонких виц, предназначенных для крепления деталей подгребиц и багажника, можно скрутить, используя в качестве ворота заломленный поперек комель того же стволика длиной 30-50 см.
При некоторой сноровке вицы можно крутить и одному, закрепив для этого вершину одним из способов, показанных на изображении ниже г и д.
Заготавливать вицы нужно с запасом - раза в полтора больше, чем требуется по расчетам.
Изготовление виц
Изготовление виц
а, б - крепление воротка для скручивания вицы;
в - скрутка вицы; г, д - закрепление вершинки вицы.



При сборке плота бревна става попарно притягивают кольцами из виц к ронжине - поперечному бревну диаметром 10-15 см. Кольцо лучше изготавливать, обматывая вершиной вины ее комель (см. изображение ниже, а). Способ, показанный на изображение ниже, б, позволяет оперативно регулировать диаметр кольца, заламывая комель в нужном месте; но тонкая петелька такой вицы может разорваться при слишком усердном забивании клина.
Кольцо из вицы надевают на торцы бревен, регулируют его длину по месту, и крепким колом натягивают вокруг ронжины (см. изображение ниже, г, д). Обратите внимание, что место скрутки вицы располагается в зоне кола и ронжины, а комель вицы прижат к ронжине частью вицы, которая опускается под бревно. Если на конце вицы оставлена метелочка из веток, то скрутка не распускается, и, постукивая по вице в нужных местах обухом топора, ее удается крепко натянуть. После этого вместо кола вставляется клин, изготовленный из расколотого полена диаметром 12-15 см и длиной около 0,5 м.
Нос клина затесывают лодочкой, как на изображение ниже, в, а кору не снимают, чтобы он меньше скользил. Сухие клинья легче, но их труднее обрабатывать. Нажимая на клин ногой, его забивают топором между ронжиной и парой бревен (см. изображение ниже, е) до положения, помеченного буквами ж и з на том же рисунке. Если клин входит легко, его вынимают и вицу переплетают, уменьшая размер кольца. Не забивайте клин до самого конца, оставьте возможность подтянуть крепление, если вица ослабнет.
Каждую пару бревен, начиная со средних, привязывают комлями к одной ронжине, затем вершинами к другой. Некоторые плотовики делают в бревнах зарубки (см. изображение ниже, и), чтобы предохранить вицы от ударов камнями, что нецелесообразно: прелесть плота на вицах в его простоте и быстром изготовлении. Кроме того, вицы на ходу, даже при перелезании плота через камни, рвутся редко, а если это случится, можно подвязать оторвавшуюся пару бревен, а в спокойной обстановке поставить новую вицу.
Для крепления вицами деталей подгребиц и багажника в месте крепления описанным способом сплетают кольцо, которое закручивают колом. Закручивать нужно прямо по месту сплетки кольца, осаживая вицу легкими ударами обуха топора. После того как сделана первая, самая трудная, половина оборота, кол заменяют метровой палкой диаметром 4-6 см, туго закручивают вицу и, чтобы она не раскручивалась, палку крепят клинышком, вбитым в щель бревна (см. изображение ниже, к). Можно для надежности прихватить палку еще и тонкой веревочкой. Чтобы вица не лопнула, не закручивайте ее больше чем на 1-1,5 оборота. Если петля затянулась слабо, раскрутите палку и переплетите вицу покороче.
Вязка бревен вицами
 Вязка бревен вицами


Несмотря на жалобное потрескивание виц при забивании клина или закручивании палки и весьма "непромышленный" вид конструкции, прочность такого крепления очень высокая. Вицы не растягиваются со временем, как веревки, поэтому подгребицы и багажник, привязанные вицами, не раскачиваются.

1 комментарий: