Отредактировано 12.11.2021
Мотоблок - разновидность малогабаритного трактора на базе одноосного шасси с возможностью временного подключения и использования активного навесного оборудования, приводящегося в в действие от двигателя мотоблока, который применяется для сплошной (вспашка) и междурядной (окучивание) обработки почвы на небольших участках (сады, теплицы, клумбы), для скашивания травы, уборки снега, привода стационарных машин, перевозки грузов на небольшие расстояния (с использованием буксируемых полуприцепов). Оператор, управляющий мотоблоком, как правило, шагает вслед за ним по обрабатываемой почве, держа мотоблок за ручки управления (реже сидит на прицепленном орудии).
Слово мотоблок вошло в употребление в русском языке лишь в 1980-е годы, во многом благодаря журналу "Моделист-Конструктор". Оно заменило неудобные в употреблении термины, используемые ранее: пешеходный трактор, малогабаритный пешеходный трактор, одноосный трактор.
По способу агрегатирования с орудием различают
Однако, жёсткой классификации нет и машины обладающие признаками мотокультиватора могут называться "мотоблоком", а машины обладающие признаками мотоблока могут называться "культиватор".
Многие мотоблоки допускают различные схемы агрегатирования, но, как правило, для лёгких мотоблоков базовой комплектацией является фрезерный мотокультиватор, а для тяжелых — колёсный плуг.
Двигатели мотоблоков снабжаются автоматическими регуляторами частоты вращения, упрощающими работу оператора.
Диапазон номинальной мощности двигателей у лёгких мотоблоков составляет 1—5 л. с., а у тяжёлых 4—10 л. с. Более мощные двигатели на мотоблоках применяются редко.
Слово мотоблок вошло в употребление в русском языке лишь в 1980-е годы, во многом благодаря журналу "Моделист-Конструктор". Оно заменило неудобные в употреблении термины, используемые ранее: пешеходный трактор, малогабаритный пешеходный трактор, одноосный трактор.
По способу агрегатирования с орудием различают
- колёсные мотоблоки - работа орудия осуществляется за счет тягового усилия, создаваемого колёсной или гусеничной ходовой частью
- мотокультиваторы (мотоорудия) - работа орудия (фреза, пропольник) осуществятся усстановкой на ведущую ось вместо колёс.
Однако, жёсткой классификации нет и машины обладающие признаками мотокультиватора могут называться "мотоблоком", а машины обладающие признаками мотоблока могут называться "культиватор".
Многие мотоблоки допускают различные схемы агрегатирования, но, как правило, для лёгких мотоблоков базовой комплектацией является фрезерный мотокультиватор, а для тяжелых — колёсный плуг.
Классификация мотоблоков
В зависимости от мощности двигателя и веса самого оборудования, мотоблоки делятся на три категории:- легкие. Легкие мотоблоки весят до 80 кг. Мощность двигателя такой техники не превышает 4 л.с. Они способны прорабатывать почву на глубину до 15 см. При выборе таких моделей учтите, что они не годятся для обработки целины или тяжелой почвы: мотоблок будет работать рывками, что приведет в результате к неоднородности вспахивания и наличию островков нетронутой земли.
- средние. Вес средних устройств составляет от 80 до 100 кг. Мощность мотора обычно – 5-6 л.с. С их помощью можно перевозить грузы весом до 500 кг.
- тяжелые. Вес тяжелого мотоблока превышает 100 кг, а мощность 10 л.с. У такой техники есть вал отбора мощности, передающий на фрезы вращающий момент – скорость движения самого мотоблока на этот процесс не влияет также от этого не зависит цена.
Устройство мотоблока
Мотоблок состоит из двигателя, трансмиссии, ходовой части, системы агрегатирования и системы управления.Двигатель мотоблока
На мотоблоках в основном применяются бензиновые и дизельные двигатели: на старых моделях — двухтактные, на новых — четырёхтактные. Но могут быть и электрические.Двигатели мотоблоков снабжаются автоматическими регуляторами частоты вращения, упрощающими работу оператора.
Диапазон номинальной мощности двигателей у лёгких мотоблоков составляет 1—5 л. с., а у тяжёлых 4—10 л. с. Более мощные двигатели на мотоблоках применяются редко.
- Двухтактный. Главным преимуществом двухтактных бензиновых двигателей является высокая мощность, поэтому такие мотоблоки обычно способны хорошо рыхлить целину (утоптанный грунт).
Однако в отличие от четырехтактных, данный тип двигателей больше расходует топливо (примерно на 30 % больше по сравнению с аналогичным по мощности четырехтактным движком). Помимо этого, нужно готовить бензиново-масляную смесь, которая заливается в топливный бачок. Если добавить масла меньше, чем требуется по пропорциям (которая указывается на упаковке), то будет быстро изнашиваться поршневая система, а при избыточном добавлении масла, будет чадить мотор. Из-за вышеперечисленных недостатков многие производители переходят на установку четырехтактных или дизельных двигателей, поэтому двухтактных моделей на рынке становится все меньше.
Приобретать двухтактный мотоблок стоит только в том случае, если планируете заниматься исключительно культивацией небольших участков или клумб — для шабашек по пашне лучше брать четырехтактную или дизельную модель. - Четырехтактный (бензиновый). Наиболее популярный тип бензиновых двигателей для мотоблоков и культиваторов.
В зависимости от мощности модели, мотоблоки с подобными двигателями применяются для обработки земельных участков от 5 до 20 соток. При этом благодаря конструктивным особенностям, двигатели практически никогда не перегреваются, поэтому их очень удобно использовать в теплый период года. При этом шумовые показатели у четырехтактных моделей гораздо ниже, чем у двухтактных. Помимо прочего у них гораздо меньшее потребление бензина и масла для смазки (зависит от модели).
Однако практически во всех случаях при равных показателях мощности четырехтактные мотоблоки будут более тяжелыми, чем двухтактные. Если двухтактные не превышают тридцати килограмм, то четырехтактные модели могут весить более центнера. А вес напрямую влияет на уставаемость оператора. - Дизельный (четырехтактный). Дизельные модели — это мощные мотоблоки, предназначенные для вспашки больших площадей, а также для перевоза грузов. Благодаря своим тягловым показателям мотоблоки с дизельными двигателями в большинстве своем могут быть дополнительно оснащены навесным оборудованием, например, кусторезом, заготовителем сена и т.п. Практика показывает, что поршневая система дизельных двигателей более долговечная, чем у бензиновых (зависит от производителя). Также дизеля меньше расходуют топлива за одну единицу времени. Однако в ремонте такой двигатель обойдется дороже бензинового, да и сам по себе мотоблок на порядок дороже.
Мощные дизельные модели подойдут и для тех, кто планирует зарабатывать на пашне земельных участков — порой это единственный механизированный способ в тех местах, где трактор попросту не пройдет (к участку невозможно подъехать или он обнесен несъемным ограждением). - Электрические. Электрические двигатели в сравнении с бензиновыми и дизельными не дают выхлопных газов, поэтому более экологичные. Также они гораздо тише работают. Однако радиус их действия ограничен длиной шнура (можно увеличить с помощью удлинителя), да и сам по себе шнур сильно мешает под ногами во время работы.
Мощность электрических двигателей не превышает 2500 Вт, поэтому интересны они будут лишь тем, кто регулярно обрабатывает собственный небольшой участок размером не более 2 – 3 соток, причем где земля не сильно утрамбована. - Аккумуляторные. Это маломощные модели для обслуживания небольших по размеру участков. Главным их преимуществом по сравнению с обычными электрическими является возможность пахать землю при отсутствии активного источника питания. В остальном же по мощности и шумности они аналогичны электрическим. Однако из-за наличия аккумулятора модели имеют больший вес. Также аккумулятора хватает не более чем на час, после чего придется заряжать.
Трансмиссия мотоблока
Трансмиссии мотоблоков отличаются большим разнообразием технических решений:- Шестерёнчатые (зубчатые) трансмиссии. Самый надежный тип редуктора, рассчитанный на длительный срок службы. Содержит только зубчатые передачи (цилиндрические и конические). Применяются на тяжёлых мотоблоках. Обычно имеют несколько ступеней и реверс. Муфта сцепления как правило имеет отдельный орган управления. Коленчатый вал двигателя расположен горизонтально, перпендикулярно оси ведущих колёс. Такие мотоблоки обычно имеют вал отбора мощности.
- Зубчато-червячные (червячные) трансмиссии. Наиболее дешевый и простой вариант редуктора, который устанавливается преимущественно в моделях с вертикальным валом. Применяются на лёгких мотоблоках.
Состоят из двух редукторов — верхнего зубчатого и нижнего червячного. Коленчатый вал двигателя расположен вертикально. Обычно имеют центробежную автоматическую муфту сцепления а иногда ещё и разобщительную муфту. Могут иметь вал или шкив отбора мощности для привода косилки от первичного вала зубчатого редуктора. Такие передачи наиболее компактны. - Ременно-зубчато-цепные (цепные) трансмиссии. Двигатель вращает входной вал редуктора посредством ременной передачи, одновременно выполняющей роль сцепления. Наиболее оптимальный вариант, который сочетает в себе качество и относительно невысокую стоимость.
Зубчатая и цепная передачи как правило выполнены в едином картере. Применение цепной передачи позволяет увеличить агротехнический просвет. Коленчатый вал двигателя расположен горизонтально, параллельно оси ведущих колёс. Для возможности отбора мощности ведущий шкив имеет дополнительный ручей. Иногда ременная передача выполняет роль вариатора и/или реверса. Зубчатый редуктор может быть одноступенчатым или двухступенчатым. - Гидрообъёмные — позволяют плавно регулировать скорость движения мотоблока и его тяговое усилие. Облегчают управление. Начали получать распространение с 2010-х годов.
Система агрегатирования мотоблока (навесное оборудование)
Система агрегатирования мотоблока предназначена для его сопряжения с орудиями. У мотокультиваторов орудия устанавливаются на ведущую ось, а у колёсных мотоблоков — закрепляются на специальном кронштейне. Ряд мотоблоков имеют систему отбора мощности для привода активных рабочих органов навесного орудия.Система управления
Так как при работе с мотоблоком оператор шагает по земле, все органы управления должны приводиться в действие только руками оператора. Обычно мотоблок имеет рулевые штанги, с помощью которых оператор удерживает и направляет его. На рулевых штангах располагают часто используемые органы управления двигателем и трансмиссией. Редко используемые органы управления (воздушной заслонкой карбюратора, включения вала отбора мощности и пр.) располагаются на соответствующих узлах и агрегатах. На левой рулевой штанге обычно располагают органы управления муфтой сцепления, а на правой — органы управления двигателем ("ручка газа"). Лёгкие мотоблоки и мотокультиваторы не имеют тормозов, а на тяжелых мотоблоках управление тормозом обычно выведено на правую штангу.Выбор мотоблока
Мотоблок выбирается в зависимости от участка, на котором он будет использоваться, и вида выполняемых работ. Вот таблица, которая может вам помочь в выборе мотоблока.Навесное и прицепное оборудование для мотоблока
Мотоблок, как и трактор, имеет довольно большое количество различного навесного оборудования. В базовую комплектацию, как правило, входят колеса и культиватор, остальное оборудование потребитель приобретает отдельно от мотоблока, выбирая только актуальные в своём хозяйстве приспособления.Ниже приведу лишь некоторое навесное оборудование. Обратите внимание, что для мотокультиватора подойдет далеко не вся.
Тележка для мотоблока
Широко распространенным сменным орудием для мотоблока является грузовая тележка (полуприцеп). Для использования с тележкой пригодны мотоблоки среднего и тяжёлого классов.Прицеп служит для транспортировки грузов, может быть обычным или иметь опрокидывающийся кузов.
Необходимо учитывать, что такой агрегат неэффективен, так как ведущие колёса мотоблока практически не нагружаются, в то время как ведомые колёса тележки воспринимают основной вес. Следовательно, тягового усилия мотоблока может не хватить для преодоления подъёма или для движения по тяжёлой грунтовой дороге. Так же некоторые тележки для мотоблоков делаются активными. По этой причине мотоблок с тележкой пригоден лишь для перемещения грузов на небольшие расстояния по твёрдому грунту (внутризаводские перевозки, перевозки на приусадебных участках, перевозки грузов в или из близнаходящихся населённых пунктов).
Обратите внимание, что мотоблок и мотокультиватор не являются транспортным средством допущенным к передвижению по дорогах общего пользования.
Косилка для мотоблока
Косилки бывают сегментными или роторными (дисковыми).С их помощью скашивают ботву, ухаживают за газоном и заготавливают сено.
Сегментная косилка бывает пальцевая и безпальцевая. Принцип их работы отличается движением режущего элемента: в первом случае движение происходит в возвратно-поступательном направлении, во втором - в противоположном.
Сегментная косилка оптимально подойдет тем, кому предстоит выполнить обработку достаточно ровного земельного участка. Данное навесное оборудование отлично справится с не очень густыми зарослями травы.
По истечению часа работы обязательно осмотрите крепления и в случае необходимости подтяните их.
Роторная (дисковая) косилка для мотоблока подойдет для выполнения более тяжелых задач. Такая косилка бывает однодисковая и двухдисковая.
Если ваш мотоблок оснащен роторной косилкой, прежде всего, нужно подобрать идеальное соотношения оборотов мотора и скорости передвижения мотоблока. Эти показатели во многом зависят от вида травы, ее густоты и жесткости.
От правильной настройки косилки зависит качество покоса травы. Если вы заметили нескошенные участки – это сигнал неисправности. Зачастую, это плохо заточенные ножи или проскальзывание ремня. В таких случаях ножи нужно немного подточить, а ремень – натянуть. Если же Вы ощущаете слишком высокий уровень вибрации, проверьте и подтяните крепления.
Окучники для мотоблока
С помощью окучников окучивают растения и рыхлят почву межу рядами, чтобы удалить сорняки. С помощью окучников земля насыщается кислородом, и, соответственно, культуры дают более качественный и хороший урожай.Дисковый окучник – наиболее популярный и распространенный тип окучников. Он представляет собой специальную стойку, к которой крепится один или два диска.
Есть так называемый классический окучник-"стрела". Это очень простая конструкция, которая, помимо, непосредственно, окучивания культур, нарезает борозды для их посадки. Но для него надо предусматривать более широкое расстояние между рядами.
Бывает однорядным и двухрядным.
Культиваторы для мотоблока
Культивация, или фрезерование почвы – базовый и один из основных процессов, который выполняет мотоблок. Суть культивации состоит в крошении грунта и перемешивании его на глубине до 30-40 см. Глубина варьируется в зависимости от типа и модели мотоблока.Условно все культиваторы можно разделить на 2 большие категории по типу рабочего органа: фреза "гусиные лапки" и фреза саблевидного типа.
Ножи саблевидного типа часто называют стандартной почвофрезой, поскольку это – наиболее распространенный и популярный вариант. Такая навеска часто идет в базовом заводском комплекте. Широкую распространенность объясняет универсальность устройства: он может работать практически с любым типом почвы. Саблевидные ножи почвофреза изготавливаются из очень прочной высококачественной углеродистой стали. Помимо этого, такая фреза имеет разборную конструкцию, поэтому установка, обслуживание и транспортировка инструмента максимально простая. Сталь, из которой изготавливаются ножи, совершенно не восприимчива к сварочным работам.
Фрезой "гусиные лапки" пользуются при обработке целинных или твердых почв. Такой инструмент стал использоваться сравнительно недавно. Хорошо проявляет себя при работе на каменистом грунте. При производстве фрезы "гусиные лапки" используется обычная углеродистая сталь, однако преимуществом является то, что инструмент поддается сварке и ремонту.
При работе с фрезой необходимо установить в задний кронштейн мотоблока сошник. Его нужно зафиксировать в среднем положении. Затем, работая, вы окончательно отрегулирете глубину, которая зависит от плотности и качества обрабатываемого грунта.
Обратите внимание на этот вопрос, поскольку именно от корректной регулировки сошника будет зависеть и ваше удобство, и качество обработанной земли. Часто возникает ситуация, когда мотоблок "роет на месте", показывает недостаточную глубину культивации или же вам приходится прилагать существенные усилия для работы. Именно правильная регулировка сошника решит такие проблемы.
Помните, что ни давить, ни дергать, ни толкать, ни наваливаться на мотоблок не нужно – он сам выполнит всю работу, а вы лишь должны его направлять и контролировать.
Плуг для мотоблока
Плуг предназначен для первичной подготовки почвы к посеву и вспахивания. Основная функция, выполняемая плугом, – переворачивание верхнего слоя земли. Таким образом, почва становится более мягкой, а находящиеся на поверхности семена сорняков погибают.В зависимости от твердости почвы, особенностей работы и вида мотоблока все плуги для мотоблока делятся на три основные категории.
- Однокорпусные. Они оснащены только одним лемехом и могут быть использованы для работ на мягкой почве.
- Оборотные (реверсивные) плуги. Оборотные плуги имеют двойные переворачивающие лемехи. Один работает на почве, а второй в воздухе переворачивает почву. После каждой проходки поля оборотный плуг переворачивают и можно продолжать работать. Борозда при каждом новом проходе имеет отвал в одну сторону. Это дает возможность избежать появления гребня. Поверхность поля будет иметь однородную и ровную структуру. Работа оборотным видом будет проходить быстро и качественно.
- Роторные плуги. Такие модели имеют значительное отличие от предшествующих двух типов, и нередко их приравнивают к культиваторам. Роторные плуги оснащены несколькими загнутыми лемехами, расположенными на одной оси. Даже при незначительных физических усилиях таким плугом можно обработать почву до 30 см в глубину. Кроме того, имеется особое функциональное отличие роторного плуга от остальных видов – он может перемещаться по различным траекториям, а не только по прямой линии.
Чтобы эффективно справляться со своими функциями, плуг должен соответствовать типу почвы, на котором ему придется работать. Естественно, что плуг для мягкой почвы будет абсолютно неэффективен при работе на твердых поверхностях. Не менее важно правильно соотнести все размеры мотоблока и плуга, а также обратить внимание на сопутствующие настройки.
Сеялки для мотоблока
Сеялки применяются для посева зерновых и овощных культур.По виду высева семенного материала сеялки для мотоблоков бывают:
- Рядовые. Преимуществом этих сеялок является одновременная заделка семян при рядовом высевании.
- Гнездовые – те, которые размещают семена гнездами.
- Пунктирные (сеялки точного высева). Семенной материал размещается на равномерном расстоянии при посеве в широкий ряд. Эти агрегаты оснащены специальными щеточными механизмами, которые контролируют внесение в почву точно заданного количества семян.
- Квадратно-гнездовые сеялки размещают посевной материал по предварительно намеченным прямоугольникам или квадратам.
- Разбросные. Это сеялки разбрасывают семена по всему обрабатываемому земельному участку.
Перед покупкой сеялки необходимо убедиться, что она действительно подходит именно для вашего мотоблока и предназначена именно для нужной вам посадки (для картофеля, зерна и т.п.). Обычно, каждый агрегат требует от мотоблока определенного запаса минимальной мощности.
Существуют фирменные модели сеялок, которые могут быть агрегатированы только на одну модель мотоблока. Есть и универсальное навесное оборудование, которое можно устанавливать большинство моделей, независимо от производителя.
Комплект переоборудования мотоблока в минитрактор (адаптер)
Комплект переоборудования мотоблока предназначен для переоборудования тяжелого мотоблока в минитрактор.Разные комплекты включают в себя различные узлы и детали.
Грунтозацепы для мотоблока
Для эффективной работы с некоторым навесным оборудованием (например, с плугом) необходимо усилить сцепление мотоблока с грунтом. Это делается для более тщательного прохождения различных участков. Для решения этой задачи существуют грунтозацепы, которые представляют собой металлические колеса с шипами, которые, впиваясь в землю, как раз и обеспечивают отличное сцепление с грунтом.Гусеничный привод на мотоблок
Основным преимуществом использование гусениц а не колес является дополнительная устойчивость мотоблока, с возможностью проехать по бревну, тяжелому снегу, грязи, воде, а также с подъемами в гору.Картофелекопалка для мотоблока
Картофелекопалка позволяет минимизировать ручной труд человека при выкапывании картофеля.В зависимости от принципа работы можно разделить картофелекопалки для мотоблока на:
- простые (универсальные). Они имеют вид лопаты с зубцами сверху, состоят из лемеха, вытряхивателя и простой стойки. В процессе работы острая часть картофелекопалки приподнимает почву, которая вместе с клубнями попадает на зубцы. Затем все лишнее отряхивается и готовый к ручной сборке картофель остается на поверхности. Такой тип стоит достаточно недорого, подходит для использования в почвах легких и средней тяжести. Средняя глубина копки для простых картофелекопалок составляет 150 мм, а ширина захвата – 200 мм.
- вибрационные (грохотные, вибрационно-грохотные). Их конструкция включает лемех в виде активного ножа и вибрационный стол-решетку. Работая, эта картофелекопалка ножом срезает клубни, которые попадают на грохот и механически отделяются от земли: грунт просеивается через решетку, а картофель откидывается в сторону. Средняя глубина подкапывания данных моделей равняется 150-200 мм, ширина захвата составляет от 360 до 400 мм. К выбору вибрационной картофелекопалки нужно подходить крайне внимательно, чтобы модель оборудования походила к конкретному мотоблоку.
- транспортерные (ленточные). Они по своей конструкции похожи на вибрационные картофелекопалки, но оснащены транспортерной лентой. Именно проезжая по этой ленте, клубни очищаются от грунта и остаются неповрежденными. Глубина копки ленточной картофелекопалки – 200 мм, а ширина захвата достигает 530 мм.
Пропольник для мотоблока
Как ясно из названия пропрольник предназначен для пропалывания огорода от сорняков.Бывают однорядными и двурядными
Снегоуборщик для мотоблока
Снегоуборочная приставка предназначена для уборки снега с дороги, тротуаров и т.п..Чистить им сырой снег затруднительно, т.к. снег постоянно забивает дополнительный направляющий желоб и приходится его прочищать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий