четверг, 10 декабря 2020 г.

Что такое мотобуксировщик

Отредактировано 28.12.2023


Мотобуксировщик с размещением водителя на самом тягаче
Мотобуксировщик, в котором водитель
размещается на самом тягаче
Другие названия

  • мотособака

  • мини-снегоболотход


Мотобуксировщик - малогаборитное транспортное средство, которое перевозит людей и различные грузы по заснеженной территории и бездорожью.

Водитель и полезный груз размещается в санях или в волокушах. Некоторые модели мотобуксировщиков могут иметь грузовую площадку непосредственно на самом тягаче.

Мотобуксировщик с размещением водителя на волокуше
Мотобуксировщик, в котором водитель
размещается на волокуше
Мотобуксировщики нашли широкое применение среди рыбаков и охотников.


Устройство мотобуксировщика

Рама

На раме мотобуксировщика смонтировано всё оборудование.

Т.к. рама испытывает большие нагрузки во время эксплуатации на сложных участках дороги, то конструкция из тонкого металла недопустима - минимальная толщина листа должна быть 3 миллиметра.

Стоит обратить внимание на места, где проходит сама рама - она должна "защищать" двигатель.


Двигатель

Мотобуксировщик приводится в движение, как правило, одноцилиндровым карбюраторным бензиновым двигателем, обычно мощностью от 6 до 15 л.с.
  • 6 л.с. хватит для перевозки одного человека на рыбалку или охоту с необходимым снаряжением.
  • 9 л.с. хватит для перевозки двух человек.
  • 15 л.с. подходит для больших компаний и нелегких грузов (250-300 кг).

Двигатель может размещаться сзади, тогда груз нужно располагать на багажнике, иначе передняя часть транспортного средства начнет задираться. Оптимальное расположение - переднее. В этом случае сцепление с дорогой будет всегда идеальным. Расположение двигателя посередине дает хороший баланс, но места для размещения груза становится значительно меньше.


Гусеницы

Двигатель вращает резинометаллические гусеницы. Они бывают двух видов:
  • 38 сантиметров - снегоходные. Мотобуксировщик с такими гусеницами не будет отличаться высокой проходимостью и устойчивостью, поэтому их чаще всего устанавливаются на более дешевые и компактные модели с трансмиссией автоматом и двигателем не больше 7 л. с. Т.е. подходит для тех, кто ездит один и не перевозит тяжелые грузы.
  • 50-55 сантиметров - мотобуксировочные. Мотобуксировщик с такими гусеницами более устойчив, имеет повышенную проходимость и маневренность.

Для повышения проходимости мотобуксировщики комплектуют так называемой агрессивной гусеницей. Она отличается большей шириной (55 см), особым "рисунком протектора" и высотой грунтозацепов (32 мм против 21 мм у стандартной).
Агрессивная гусеница мотобуксировщика
Агрессивная гусеница мотобуксировщика для повышения проходимости

Для перемещения по заледеневшей поверхности есть специально сконструированная гусеница - состоит из двух более узких частей, соединенных грунтозацепами. Но такая конструкция уже не подходит для рыхлого и глубокого снега.
Гусеница для перемещения по заледеневшей поверхности
Гусеница мотобуксировщика для перемещения по заледеневшей поверхности


Подвеска

Подвеска может быть выполнена в двух вариантах
  • склизовая
    Мотобуксировщики со склизовой подвеской значительно дешевле и предназначены для передвижения в зимнее время года. Металлическим деталям необходима смазка, иначе они истираются и быстро изнашиваются, а ходовая часть выходит из строя. Снег как раз и служит в роли смазки во время эксплуатации машины. Конструкция представлена в виде двух лыж, соединенных между собой.
    Склизовая подвеска мотособаки
  • катковая
    Катковая подвеска позволяет передвигаться не только по снегу и льду, но и в летнее время по мягкому грунту, например, по заболоченной местности. Катковая подвеска - это небольшие колеса, сверху находится гусеница. Главный недостаток такого типа подвески - при движении по снегу или грязи катки быстро засоряются.
    Катковая подвеска мотособаки


Трансмиссия

Основные элементы мотобуксировщика
Трансмиссия передает вращение вала двигателя на ведущую звездочку гусеницы и бывает двух видов:
  • в более дешёвом варианте - редуктор и автоматическое центробежное сцепление. Главный плюс использования редуктора - высокое тяговое усилие. К недостаткам можно отнести повышенный износ фрикционных дисков и необходимость частого обслуживания.
  • в более дорогом варианте - клиноременной вариатором. Вариатор позволяет плавно изменять крутящий момент, благодаря чему увеличивается сила тяги при преодолении тяжёлых участков пути. Самое слабое место вариаторной трансмиссии - приводной ремень.
    Он надежнее, но дороже "редуктора". Его приходится часто менять после активного движения на тяжелых участках.
    Вариатор оптимален для зимней эксплуатации.

От сцепления или вариатора крутящий момент на ведущую звёздочку гусеничного движителя передаётся цепной передачей, закрытой защитным кожухом.


Остальное устройство мотобуксировщика

Управление двигателем и трансмиссией, выбор направления движения - все в этой машине выполняется посредством двуручной стойки, в просторечье именуемой "рогами". Она шарнирно соединена с силовым модулем и напоминает систему управления  мотоблоком. "Ручка газа" находится на рулевой рукоятке.

Тормозной механизм, как правило, отсутствует.

Мотобуксировщик могут доукомплектовать электростартером (в базовой комплектации предусмотрен ручной пуск) и катушкой освещения.
Необходимость электростартера спорный момент, т.к. ручной запуск двигателя у мотобуксировщика работает надежно.
Установка катушки освещения снабжает электричеством фару, без которой в темное время суток вы далеко не уедете. Единственный нюанс, о котором следует знать - сила тока, вырабатываемого катушкой. 3-х амперной будет недостаточно для питания стандартной 55 Ваттной лампочки, стоящей в фаре. Поэтому лучше, если мотособака будет снабжена катушкой освещения на 7 Ампер. Ее хватит не только для освещения, но также для питания электроподогрева ручек управления - дополнительной полезной опции мотобуксировщика.

К передней части мотобуксировщика может быть пристыкован лыжный или колёсный (в бесснежное время года) модуль. Это позволяет водителю сидеть на грузовой платформе и комфортно управлять движением.
Мотобуксировщик с лыжами
Мотобуксировщик с лыжами

Мотобуксировщик с колёсами
Мотобуксировщик с колёсами


Сани-волокуши служат своеобразным прицепом-тележкой для буксировщика, обычно изготавливаются из пластика. Могут быть с отбойником и без него. Дно саней укреплено специальной накладкой, предотвращающей истирание инвентаря.

Также обычно можно поставить складное сиденье, которое может быть одноместным или двухместным.


Тип привода мотобуксировщика

  • Передний привод мотобуксировщика. В таких моделях мотособак мотор и центр тяжести располагается спереди, что обеспечивает мотособаке качественную проходимость в сцепке. Оптимально для передвижения по глубокому и рыхлому снегу.
  • Задний привод мотобуксировщика. Такие мотособаки проще в управлении и более манёвренны, потому как в процессе передвижения передняя часть корпуса приподнимается. Оптимально подходит для езды по дорогам с препятствиями, так как при столкновении с последними ведущий вал техники оказывается более защищенным.


Длина базы мотобуксирвощика

  • Короткая (1200-1250 мм) база для поездок по льду без особого сложного рельефа. База обеспечивает отличную управляемость, однако немного страдают проходимость и устойчивость.
  • Средняя (1450-1500 мм) база является золотой середина между маневренностью и проходимостью.
  • Длинная (от 1600 мм) база подходит для перевозки грузов по сложным зимним дорога. Имеет среднюю управляемостью, большой вес, широкие гусеницы и достаточно мощный двигателем.


Аксессуары для мотоблоков

  • Чехол на двигатель. Он предназначен для защиты карбюратора и тросика газа от замерзания.
  • Тент на модуль. С его помощью укрывают сани-волокуши или модульную приставку, защищает от попадания снега или пыли.
  • Чехол на капот. Такой аксессуар служит для маскировки и защиты мотобуксировщика.
  • Муфты на руль. Подобные вещи помогают сохранить руки водителя в тепле и сухости.
  • Сумка на руль. Используется, чтобы перевозить в ней мелкие запчасти или инструменты, навигатор, телефон, документы.
  • Стояночный чехол. Если техника остается на улице, такое приспособление защитит ее от атмосферных осадков.
  • Сумка кофр. Она предназначена для транспортировки различных вещей, если их нужно сохранить в сухом и целом состоянии. Располагается она в грузовом отсеке. Стандартные размеры - 50 х 30 х 40 сантиметров.


Управление мотобуксировщиком

Управление мотобуксировщиком несложное, но требует определенного опыта. Из органов управления лишь нечто похожее на мотоциклетный руль с рычагом газа. Повороты осуществляются отклонением мотособаки относительно саней или волокуш, в которых стоит водитель.

Для управления мотобуксировщиков водительские права не требуется. Однако Правилами дорожного движения использование мотобуксировщиков на дорогах общего пользования запрещено.

Комментариев нет:

Отправить комментарий