Катапультное кресло К-36РБ - модификация катапультного кресла К-36, которое создавалось для советского орбитального корабля-ракетоплана многоразовой транспортной космической системы (МТКС) "Буран". К-36РБ было разработано для использования в случае экстренной ситуации при старте ракетоносителя или при приземлении орбитального корабля на Землю.
Пилот МТКС "Буран" размещался в катапультном кресле К-36РБ и пристыковывался к отрывным разъемам системы жизнеобеспечения, электропитания и связи, установленным на кресле
Краткое описание катапультного кресла К-36РБ
Т.к. аварии на старте и первых секундах полета могут сопровождаться пожаром и взрывом ракеты-носителя, при которых экипаж должен быть удален на достаточно большое расстояние, безопасное (с учетом защитного снаряжения) по давлению во фронте ударной волны и по влиянию пожара, при этом траектория катапультирования должна иметь высоту, достаточную для облета башни обслуживания стартового комплекса. Для этого катапультные кресла должны были:
- иметь ракетный твердотопливный разгонный блок, обеспечивающий при авариях до контакта подъема дальность полета 500 м при высоте в вершине траектории до 300 м (этим решалась и задача пролета кресел на безопасном расстоянии от факела работающих двигателей ракеты-носителя при катапультировании в первой фазе ее полета)
- иметь с учетом возможного падения РН в условиях аварии после старта соответствующее регулирование траектории кресел по высоте (облет башни обслуживания) отклонением вектора тяги разгонного блока
- обладать максимальным диапазоном применения по высоте до 35 км и скорости полета до М=3,5.
Манекен космонавта в костюме "Стриж" на катапультном кресле К-36РБ Справа БРС-1 |
Катапультные кресла ОК "Буран" К-36РБ, в которых члены экипажа должны находится в скафандрах "Стриж", разработаны с учетом указанных выще требований и обеспечивают удаление экипажа на расстояние 500 м за 9-10 сек.
Катапультная система (кресла) К-36РБ оснащаются энергодатчиком, состоящим из двухтрубного стреляющего механизма и двух ракетных двигателей с импульсами 600 и 3000 кгс. В состав электрической системы управления входит электронное программное устройство, сопряженное с бортовой системой автоматики космического корабля, и средства формирования оптимальной траектории, обеспечивающие безопасное катапультирование членов экипажа при аварии ракетно-космического комплекса на стартовой позиции, на участке выведения на орбиту (до высоты 25 км и скорости М=3), при спуске многоразового корабля с орбиты (начиная с высоты 30 км и скоростей М=3) и при приземлении вплоть до полной остановки корабля (нулевые значения скорости и высоты).
В состав катапультной системы входят также блок регенерационной системы (БРС-1), в котором находились агрегаты системы жизнеобеспечения одетого в спасательный скафандр "Стриж" космонавта при катапультировании на больших высотах. Также в кресле размещался аварийный запас со средствами поиска и выживания в случае аварийного приземления или приводнения в различных климатогеографических условиях.
Зона катапультирования заканчивается там, где скорость высота полета выходят за предельно допустимые значения с учетом защитного снаряжения экипажа. Для ОК "Буран" это примерно 102 с полета от контакта подъема по штатной траектории выведения.
Испытание катапультного кресла К-36РБ
Катапультные кресла К-36РБ для "Бурана" были испытаны в условиях реального полета. Во время запусков беспилотных транспортных грузовых кораблей серии "Прогресс" с заводскими номерами 146-150 (при старте они получили названия "Прогресс-38-42") на головной обтекатель (ГО) ракеты-носителя (РН) вместо пустой оболочки системы аварийного спасения (САС) устанавливались катапультируемые кресла "Бурана".
В пяти пусках "Прогрессов"
- 10.09.1988 г. - "Прогресс-38"
- 25.12.1988 г. - "Прогресс-39"
- 10.02.1989 г. - "Прогресс-40"
- 16.03.1989 г. - "Прогресс-41"
- 05.05.1990 г. - "Прогресс-42"
были проведены испытания с отстрелом катапультируемых кресел на активном участке выведения РН при заданных высотах (до 40 км) и перегрузках до 3,5 Маха. В результате экспериментов была подтверждена возможность применения открытого катапультируемого кресла К-36РБ.11Ф35 для спасения экипажа "Бурана".
Комментариев нет:
Отправить комментарий