Поддон - транспортная тара, предназначенная для хранения и перемещения грузов с помощью механических средств, в первую очередь - вилочного погрузчка.
Товары, помещённые на поддон, могут быть притянуты к нему ремнями (крепёжными лентами) или обёрнуты термоусадочными или стретч-плёнками.
В русском языке слово "паллета" употребляется в женском или мужском роде (паллет), являясь аналогом английского слова "Pallet" и французского "Palette", которые дословно переводятся как "поддон". Поэтому в логистической сфере понятия "паллета" и "поддон" взаимозаменяемы. Но они не заменяют понятия "европаллета" ("европоддон").
Виды поддонов
Различают двухзаходные и четырёхзаходные поддоны, конструкция первых обеспечивает возможность ввода вилочного захвата только с двух противоположных сторон, вторые позволяют вводить вилы погрузчика с четырёх сторон.
Согласно конструкции различают два вида поддонов:
- однонастильные – имеют площадку для размещения груза только с одной стороны;
- двухнастильные – груз можно размещать с двух сторон, установленных друг на друга поддонов.
Поддоны подразделяются на одноразовые, которые, как правило, утилизируются после использования, и многооборотные, используемые многократно.
Б/у паллеты в Европе и России классифицируются так:
- Высший сорт. Это почти новые, чистые паллеты, на поверхности которых нет повреждений, и за всю свою историю их применяли не более 3 раз.
- Первый сорт. Допускается, что они применялись более трёх раз, но их внешний вид должен быть сохранён: чистый, первоначальный цвет, ровная поверхность без повреждений. Важно, что изделия не ремонтировались, поскольку такое вмешательство подразумевает серьёзные поломки.
- Второй сорт. Небольшие загрязнения допускаются, равно как и потемнение деревянной поверхности. Предельный размер повреждений: длина 30 см и ширина 3 см. Допускается несколько паллет, которые подвергались ремонту.
Поддоны изготавливаются из дерева, металла или пластика. Также встречаются поддоны, изготовленные из вторсырья, например, из картона.
Разные виды поддонов |
Выбор материала определяет эксплуатационные характеристики поддонов.
В зависимости от материала, вес пустого поддона варьируется в пределах 5 – 21 кг, а его конструкция рассчитана на грузоподъемность более 1000 кг.
Габариты одноразовых поддонов обычно не регламентируются. Размеры многооборотных поддонов, требования к их прочности и нанесённым на них обозначениям стандартизированы.
В некоторых случаях поддоны имеют съёмные или складные элементы. Примером могут служить поддоны для хранения и транспортировки автомобильных шин, у которых есть складные угловые стойки, обеспечивающие установку поддонов друг на друга без сминания шин. При хранении в сложенном (пустом) положении они занимают в 5—6 раз меньший объём.
Стандарты поддонов
Существуют различные стандарты поддонов. Вот некоторые из них
Российские поддоны
В настоящее время на территории РФ действуют два норматива: ГОСТ 9078-84 и ГОСТ 9557-87. Первый определяет только размер деревянного поддона. По нормативу 9078-84 есть два варианта размеров тары для складирования и грузоперевозок российского образца:
- 1200*800 мм. Этот размер паллета соответствует евростандарту
- 1200*1000 мм. Аналог финского
Максимально допустимое отклонение от указанных размеров — 5%. Площадь нижнего настила может быть на 40% меньше площади верхнего. Определяется также сортность и влажность используемой древесины: может применяться первый и второй, а также высший сорт. Максимальная влажность древесины — 22%. Других указаний по конструкции и пиломатериалам нет. Так что каждый производитель может действовать тут как хочет, важно соблюсти наружный размер паллета.
Европаллет (EUR-поддон)
В Европе обычно используется стандартный поддон EUR (в России называемый "европоддоном", "европалетой"), который имеет размеры 800х1200х144 мм. Выдерживает до 1,5 тонн.
Он используется, главным образом, для розничной торговли, его размер определён внутренними размерами грузовиков, осуществляющих поставки со складов розничным торговым учреждениям.
Настил из 5 досок, где широкие(145 мм) чередуются с узкими (100 мм) в последовательности: Ш-У-Ш-У-Ш. Низ – из трех досок Ш-У-Ш со снятыми фасками. Обязательны фаски на углах.
На правых несущих ножках выжжено клеймо в овале EUR. На других ножках – маркировка производителя, информация о серии поддона и годе изготовления.
Перфорированные поддоны имеют вес до 5 кг, самые тяжелые – до 18-21 кг.
Стандартная еврофура 82 м3 вмещает 32 евпопаллета.
Финский поддон (FIN-паллет)
Его размер — 1000х1200х145 мм.
Примерный вес — 15-20 кг.
На правых опорных ножках нанесено фирменное клеймо: тёмные буквы FIN заключены в осветлённый прямоугольник. На центральных ножках указаны дата изготовления и код производителя.
Настил состоит из 7 чередующихся досок: Ш-УУ-Ш-УУ-Ш, где широкая шириной 120 мм, узкая – 100 мм. Нижняя площадка – из 3-х со снятыми фасками Ш-У-Ш.
Американский поддон (US-паллет, американец)
Габариты: 1200 х 1200 мм, реже – 1000 х 1200 мм. Высота его не больше 180 мм. Вес – 15-20 кг.
Стандарты разработаны в 2012 году Международным комитетом по защите растений. Поддон может использоваться для международных перевозок, однако чаще применяется для внутреннего рынка.
Загрузка поддонов
Ниже приведены несколько схем загрузки евпроподдовнов.
В контейнер, рассчитанный на 20 футов, загружается в 1 ярус:
- 11 европаллет;
- 9-10 стандартных поддонов.
В контейнер на 40 футов загружается в 1 ярус:
- 23-24 европаллеты;
- 20-21 стандартных.
Если паллеты выстраиваются в несколько ярусов, нижний ряд должен быть особенно прочным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий