пятница, 9 июля 2021 г.

Монтажно-тяговый механизм (МТМ)

Другие названия

  • Рычажная тросовая лебедка

  • Монтажно-тяговый тросовый механизм (МТТМ)



МТМ
Монтажно-тяговый механизм - устройство, которое предназначено для подтягиванием или горизонтальным перемещением груза, подъёма/опускания различных грузов, а также натяжке и растяжке элементов конструкций. Благодаря компактным габаритам МТМ хорошо подходит для применения в ограниченных, а также узких пространствах, где использование другого подъёмного устройство (лебёдки) невозможно или затруднено. 

Основная сфера применения МТМ – строительство. Но благодаря универсальной и прочной конструкции, монтажно-тяговый механизм используют не только на стройплощадках, но и в качестве автомобильной лебедки для вытаскивания и буксировки транспортных средств, на складах, для корчевания деревьев на подсобном хозяйстве, для аварийно-восстановительных и прочих работ.

Главная особенность монтажно-тягового механизма – возможность комплектации тросом практически любой длины.

Некоторые производители комплектуют монтажно-тяговые механизмы ремонтными комплектами, которые включают в себя бухту каната длиной до 15-20 метров с запасным грузовым крюком. При износе основного троса, он легко заменяется на запасной, поскольку один из концов троса завальцован, и его легко можно протянуть через направляющие эксцентрики тандемного механизма.


Устройство монтажно-тягового механизма

Обычно монтажно-тяговый механизм состоит из следующих элементов:
  1. алюминиевый или стальной разъёмный корпус, снабжённый технологическими отверстиями для смазки всех поворотных осей.
  2. двухрычажный механизм для прямого и возвратного перемещения троса (такой механизм часто называют тандемным)
  3. механизм захвата с трещоткой, который позволяет паре захватов свободно двигаться только в одном направлении.
  4. анкерный штифт, который контролирует направление каната
  5. регулируемые эксцентриковые зажимы
  6. рычаг для отвода эксцентриков в нерабочее положение
  7. предохранительный срезающийся штифт
  8. удлинительная рукоятка, надеваемая на рычаг прямого хода.
  9. крюк с коушем, закреплённого к торцу грузового каната.

Устройство МТМ
Устройство монтажно-тягового механизма

Как видите устройство МТМ сходно по принципу использования с рычажной лебёдкой, но избавлено от главного её недостатка: малой ёмкости барабана.

Надёжность МТМ определяется состоянием эксцентриковых роликов тандемного механизма. В частности, недопустимо попадание на их поверхности смазки: она уменьшит трение между зажимами и трещоткой, что чревато самопроизвольным опусканием груза, и поворотом грузового рычага. Поэтому при техобслуживании ручного монтажно-тягового механизма смазывают только оси рычагов и эксцентриковых захватов.

Производительность работ по подъёму и перемещению грузов при помощи рассматриваемого механизма определяется длиной рукоятки и интенсивностью качаний рычага прямого хода, и не зависит от длины каната (стандартная комплектация каната – 20 м). В этом заключается главное преимущество монтажно-тягового механизма.
В большинстве конструкций усилие на рукоятке прямого хода колеблется в пределах 30…50 кг, в то время, как грузоподъёмность механизма достигает 5 т. Снижать это значение за счёт увеличения длины рукоятки нецелесообразно, поскольку возрастают габариты механизма и величина пространства, необходимого для поворота рукоятки.


Принцип работы монтажно-тягового механизма

Для использования монтажно-тягового механизма необходимо завести часть каната внутрь корпуса, для чего при помощи отводного рычага разводят эксцентрики захватного узла. Канат пропускают внутрь МТМ и выводят его наружу, поверх анкерного штифта, до места крепления МТМ. После этого набрасывают грузовой крюк на груз, и опускают рычаг с захватами. Для страховки на ось анкерного штифта набрасывают фиксирующую цепь.

При ручном подъёме или транспортировании груза при помощи рукоятки начинают поворачивать задний, тяговый рычаг. При этом включается в работу тандемный механизм: верхняя пара зажимов обхватывает трос и скользит с ним по направляющим эксцентрикам, а то время, как нижняя пара служит опорой для каната. Возникающие при этом силы трения способствуют перемещению груза в пределах дуги поворота рычага. Для следующего цикла рукоятка отводится назад. В это время эксцентрики проворачиваются, и вводят в контакт с канатом рамку с трещоткой, которая фиксирует груз в прежнем положении. В конце поворота рычаг прямого хода захватывает новую часть каната, а рычаг обратного хода отводит трещотку вверх. Цикл повторяется.


Для увеличения эффективности МТМ используется как с монтажным блоком, так и с полиспастом (хотя бы из двух блоков). В этом случае, можно с легкостью манипулировать тяжелыми объектами, вес которых значительно превышает номинальное тяговое усилие МТМ.
Схема, показывающая, как можно увеличить тяговое усилие и грузоподъемность МТМ
Схема, показывающая, как можно увеличить тяговое усилие и грузоподъемность монтажно-тягового механизма


Рекомендации по использованию монтажно-тягового механизма

  • Перед использованием МТМ необходимо проверить все имеющиеся крепления и непосредственную работу рычага. Все должно быть исправно.
  • Не допускайте превышения дозволенной нагрузки. При использовании МТМ с грузоподъемностью меньше чем требуется необходимо увеличить грузоподъемность, используя блоки и полиспасты.
  • Нельзя заменять неподвижную ось устройства другим штифтом, так как это неотъемлемая деталь монтажно-тягового механизма.
  • Допускается закреплять неподвижные оси на стационарных платформах при условии, что они способны удержать перемещаемый груз.
  • При работе используется только качественный трос. Запрещается совместное использование различных тросов либо их заменителей.
  • Необходимо наблюдать за тем, чтобы грязь не попадала на зажимы устройства. Загрязнение может повлечь за собой быстрый износ деталей и уменьшение грузоподъемности МТМ.
  • Ни в коем случае нельзя смазывать устройство во время его эксплуатации.
  • Использовать удлиненные рычаги для снижения прилагаемого усилия запрещается.
  • При выполнении работ с использованием МТМ следует наблюдать, чтобы ход каната (как на входе, так и на выходе) был свободным. Не давайте тросу закручиваться и избегайте его защемления.
  • Если работает один рычаг, нельзя производить блокировку остальных рычагов.
  • Использование нескольких рычагов одновременно недопустимо.
  • Недопустимо использовать трос МТМ для формирования вокруг передвигаемого предмета или груза петли. Не соблюдение этого правила приводит к износу троса и может спровоцировать его разрыв и как следствие привести к несчастному случаю.   

После использования очистите не занятый конец троса от загрязнений. Затем зажимы следует разомкнуть и извлечь канат. Трос наматывается на катушечную крестовину, на которую закрепляется петля.

Хранится трос должен в чистом виде в месте, которое защищает от образования ржавчины. Если во время эксплуатации внутрь механизма попала грязная вода или цемент, проведите внешнюю и внутреннюю очистку устройства, а при необходимости и смазку деталей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий