четверг, 8 июля 2021 г.

Ремонт парусов

Паруса в процессе использования надо регулярно осматривать. Ведь при любом незначительном повреждении паруса в сильный ветер он может порваться. В свою очередь это может стать причиной аварии.

Если всё же парус при работе порвался, его надо сразу же убрать, чтобы он полностью не деформировался, и, по возможности, поставить запасной парус... или идти под оставшимися парусами.

Как только позволят условия плавания нужно порванный парус отремонтировать. К сожалению, большинство починок паруса в море - лишь временная мера. Поэтому после возвращения в порт поврежденный парус надо отдать на ремонт в специализированную мастерскую.


Общие советы по ремонту парусов

Парусиновые изделия, требующие починки, расстилают на палубе. Для ремонта паруса надо использовать инструменты для ремонта парусов.

После выбора нитки нужной толщины, отрежьте кусок длиной около 1,2 м: при меньшей длине будет слишком много соединений, а нитку большей длины трудно протаскивать через ткань паруса при каждом стежке.
Если нитка не была навощена, протащите несколько сантиметров с одного конца два-три раза через воска, чтобы было легче вдеть ее в ушко иглы, а затем протащите нитку через ушко и сделайте так, чтобы шить в две нитки. После этого протяните сдвоенную нитку через воск два-три раза, чтобы соединить нитки.
Если по какой-либо причине нет воска, можно использовать свечку или даже кусок мыла, хотя мыло лишь соединит нитки вместе, но не обеспечит их защиты на длительное время.

Стежок следует хорошо закреплять в начале и в конце работы.

Избегайте слишком частых стежков и стремитесь сделать так, чтобы на длине 25 мм размещалось 5-6 стежков. А при ремонте разрыва паруса и при накладывании заплатки рекомендую каждый второй стежок делать длиннее предыдущего: так усилия по парусине будут распределяться более равномерно.


Ремонт разрыва паруса

Штопать можно лишь очень небольшие отверстия, диаметром не больше 6–8 мм. Никогда нельзя штопать, если ясно, что сама ткань уже слабая.

Штопают в две и даже в четыре нитки средней толщины как можно более тонкой иглой, чтобы не ослаблять ткань большими дырками от иглы.

Кромки разрыва на парусе прошивают боцманским швом. Начинать шитье надо с дальнего от вас края разрыва. Шить надо слева направо, втыкая иглу снизу вверх: проведите нитку из точки А в точку В. Затем проведите нитку с обратной стороны стежка через разрыв сверху нитки и вновь по обратной стороне стежка в точку С. Вытащив иглу в точке С. Повторите стежок столько раз, сколько потребуется.
Ремонт паруса
Каждый стежок должен быть затянут не сильнее, чем это необходимо для соединения краев разрыва. Однако стежки не должны быть слабыми – ведь они накладываются для соединения краев разрыва. При окончании работы нить завязывают полуштыком и подсовывают под последний стежок.


Заделка шва паруса

При заделке шва сначала сделайте несколько стежков в направлении ВС, DE и т. д., затем в промежутках АВ, CD, EF, пока не пройдете весь участок.
Ремонт паруса


Приметывание троса на парус

Если на парусе оторвался ликтрос, его нужно пришить, используя крепкую иглу и двойную нить. 

Прежде чем вручную пришивать ликтрос к парусу, необходимо раскрутить сам ликтрос, чтобы он не лежал ровно и не скручивался.

При ремонте обычно надо пришить уже пришитый к парусу ликтрос на каком-то коротком участке, где он оторвался. Если же необходимо поменять ликтрос полностью, то прежде всего надо проверить, не закрутился ли он, а затем туго растянуть и карандашом провести вдоль ликтроса линию, которая будет показывать, не перекрутится ли ликтрос, когда вы будете пришивать его к парусу.

Во время ликовки трос имеет тенденцию укорачиваться (исключение составляет мягкий хлопчатобумажный ликтрос слабой свивки). Поэтому, пришивая ликтрос определенной длины, прикрепите его к парусу с интервалами около 0,3 м, чтобы вытягивание по шкаторине было равномерным и чтобы он не был перетянут на каких-то отдельных участках. 
Если по какой-либо причине нужно использовать тот же ликтрос, то, чтобы уменьшить усадку, его надо пришивать довольно тонкой ниткой и не затягивать ее. И наоборот, если парус был обликован слабо и слишком тянется на рангоуте, его можно подтянуть, прошив вручную по уже пришитому ликтросу и затягивая нитку потуже.

Парус должен лежать на коленях, кромкой обращенный к вам. Ликтрос должен располагаться непосредственно под кромкой и под углом 90° к ней, чтобы шить было удобнее. Для регулирования натяжения и равномерного вытягивания троса может пригодиться парусный крючок, привязанный в стороне, справа от вас
 Начинать шить нужно слева и, вкалывая иглу от себя, пропускать ее сначала под прядью ликтроса, а затем через кромку паруса. Туго затяните нитку и вытяните иглу снизу вверх, на себя, а затем повторяйте то же самое с каждой последующей прядью. Очень важно, чтобы игла не протыкала саму прядь, так как это ослабляет ее и ликтрос ложится неровно, а поэтому перед началом работы конец иглы следует затупить, чтобы он не так легко входил в сам ликтрос. Очень важно также одинаково затягивать нитки в каждом стежке и не перекручивать ликтрос в процессе ликовки.
Ремонт паруса

Прежде чем приступать к работам на парусе, надо попрактиковаться часок-другой на куске ткани и научиться правильно попадать концом иглы в парусину после того, как его просунули через прядь ликтроса.

Правильно пришитый ликтрос должен стремиться прогнуться в сторону парусины. Обратный выгиб свидетельствует о том, что трос был натянут слабее, чем парусина, а это неправильно.


Соединение кусков паруса

Чтобы соединить два куска паруса, одинаково подогните стыкуемые кромки (1) и положите их друг на друга (2), затем прошейте каждую кромку круглым стежком (3).
Ремонт парусов


Наложение заплаты на парус

Прежде чем накладывать заплату, стяните кромки разрыва боцманским швом или липкой лентой, чтобы заплата легла ровно, особенно если разрыв велик.


Прочертите прямоугольник в том месте, где должна быть положена заплата так, чтобы его стороны лежали по основе и утку.
Заплату нужно вырезать с большим запасом, так чтобы она покрывала потертость или разрыв и остался припуск на подгиб кромок.
Подготовьте заплату с тем же расположением нитей основы и утка и вырежьте так, чтобы она по крайней мере на 5 см перекрывала всю разметку и чтобы можно было подогнуть ее по краям на 12–15 мм (если заплата большая или парусина тяжелая, то больше).
Срежьте углы заплаты так, чтобы подогнутый край лежал ровно, загладьте кромки (1). Подверните кромки вниз и, совместив центр заплаты с центром дыры (2), прошейте круглым швом вдоль подвернутых краев заплаты (3). Затем переверните парусную ткань на другую сторону, выровняйте разорванные края (4) и пришейте их к заплате, чтобы получился четко оформленный прямоугольник (5)
Ремонт паруса

Заплаты на парус с обеих сторон хорошо ставить и в случае если какая-либо часть паруса постоянно трется о какую-либо часть яхты или ее такелажа, пока она не протерлась насквозь. Заплату надо накладывать так же, как и при разрыве, но на этот раз вам не надо подравнивать парус и прошивать по второму разу с другой стороны. Для этого с другой стороны паруса надо положить вторую заплату, которая должна быть больше первой. Таким образом, прошивать придется только две толщины ткани (вместо четырех). 


Установка люверсов на парус

Отверстия в различных парусиновых изделиях, предназначенные для ввязывания каких-либо снастей, называются люверсами. Люверсы делают на двойном слое парусины ножом или  специальным пробойником. Полученные отверстия обметывают парусной ниткой. Однако такие люверсы недостаточно прочны.

Для придания им большей прочности по окружности укладывают проволочные кольца, которые затем обметывают парусной ниткой вместе с кром­кой люверса. При этом отверстие в ткани должно быть меньше диаметра кольца.
Установка люверсов на парус

Комментариев нет:

Отправить комментарий