среда, 29 декабря 2021 г.

Велосипедная цепь

Велосипедная цепь - металлическая роликовая приводная цепь, предназначенная для передачи крутящего момента с ведущей звездочки велосипеда на ведомую. Эффективность цепи может достигать 98 %.


Устройство велосипедной цепи

Велосипедная цепь
Любая велосипедная цепь (кроме цепи Half-Link) состоит из следующих элементов:
  • внешняя (наружная) пластина
  • внутренняя пластинка
  • пин
  • втулка (стакан)
  • ролик
1 звено состоит из 2 полузвеньев, которые соединены между собой при помощи пина, помещенного в втулку. На него надевается ролик. Ролик необходим для удержания на зубьях звездочек велосипеда (куда цепочка и надевается).
В большинстве скоростных цепей используется соединение без втулок. В таких велосипедных цепях каждая пластина содержит выштамповку, в которой помещается пин.

Длина одного полного звена составляет 1 дюйм, т.е. 25,4.

Длина всей цепи определяется тем, сколько в ней звеньев. Вариаций множество, количество звеньев варьируется от 110 до 126 штук. Если после покупки выяснилось, что велосипедная цепь слишком длинная, ее можно укоротить. Это делается путем разъединения замка (если он есть) и выбиванием пина. После этого все соединяется обратно и устанавливается на байк. Так можно подогнать слишком длинную цепь под свой велосипед.


Виды велосипедных цепей

  • для односкоростных велосипедов
    Эта цепь устанавливается на велосипедах с одной скоростью: городских, детских и т.п.. Также они подходят для велосипедов с планетарной втулкой, у которых скорости переключаются внутри задней втулки.
    Данный тип цепей изнашивается долго, зачастую её хватает на всё время службы велосипеда. Это обусловлено тем, что цепь не изгибается, как на многоскоростных велосипедах. Изготавливают их обычно из толстой стали, а пластины толстые и очень прочные.
Велосипедная цепь для односкоростных велосипедов
  • для многоскоростных велосипедов (с переключением передач)
    Эта цепь устанавливается на велосипедах с переключателем скоростей. Отличительной особенностью является наличие небольшого зазора между пластинами, который дает возможность звеньям изгибаться вбок. Помимо этого, их пластины тоньше за счет того, что на многоскоростных велосипедах установлены менее широкие звездочки.
    Для облегчения перескакивания с одной звезды на другую, зубцы звезд ниже, они захватывают ролик только наполовину. Такие цепи практически постоянно имеют перекос. Всё это негативно сказывается на износе цепи. Помимо этого стираются передние и задние звездочки велосипеда.
Велосипедная цепь для многоскоростных велосипедов
  • облегчённые велосипедные цепи
    Такие цепи используются как для односкоростных, так и для многоскоростных велосипедов. Главная отличительная черта таких цепей – пустые пины и наличие отверстий в пластинах. Это делает их легче своих аналогов примерно на 20-25 процентов. Обычно такие цепи используются гонщиками в дисциплинах, где каждый грамм имеет значение. Из-за своих особенностей облегченные велосипедные цепи растягиваются, изнашиваются и рвутся быстрее всего.
Облегчённая цепь для велосипеда

  • велосипедные цепи халф-линк (Half-link)
    Такая велосипедная цепь может использоваться на односкоростном и многоскоростном велосипеде. Главная отличительная черта таких цепей заключается в том, что она состоит из повторяющихся элементов: у них нет внешних и внутренних звеньев, все они  одинаковые. Это позволяет такие цепи проще подгонять под необходимый размер. Но из минусов – цепь очень быстро растягивается и изнашивается.
    При замене Half-link учитывайте направление ее движения – широкая часть звена должна двигаться по направлению к передней системе.
Велосипедная цепь Half-link


Маркировка велосипедной цепи

Маркировка содержит в себе все необходимые данные о велосипедной цепи и обычно состоит из 4 составляющих:
  • шаг велосипедной цепи. Это расстояние между двумя пинами (элементами соединяющими два полузвена). Этот шаг сейчас является стандартным и составляет 1/2 дюйма (12,7 мм).
  • внутренняя ширина велосипедной цепи. Она замеряется между пластинами внутреннего звена. Это значение связано с толщиной звездочек. Естественно, что тонкая цепь не сядет на широкие звезды. Внутренняя ширина может бытьСуществует тенденция, при которой количество звездочек на многоскоростном велосипеде обратно пропорционально размеру пина.
    Всего бывает 4 варианта ширины велосипедной цепи:
    • 1/8" (3,18 мм) – обычно используют на односкоростных велосипедах для freestyle и ВМХ
    • 3/16" (4,76 мм) – на данный момент практически не используется, ранее изготавливался для односкоростных велосипедов
    • 3/32" (2,38 мм) – наиболее распространенный тип для многоскоростных велосипедов с количеством звезд от 6 до 8 (6, 7, 8, 18, 21, 24  скоростей трансмиссии)
    • 11/128" (2,18 мм) – для многоскоростных велосипедов с количеством звезд 9-10 (9, 10, 18, 20, 27 и 30 скоростей трансмиссии)
  • длина велосипедной цепи. Длина зависит от велосипеда и она бывает длиной 108, 110, 112, 114, 116, 118, 120, 122, 124, 126 звеньев. Если цепь провисает, будучи надетой на звездочки, ее необходимо укоротить.
  • длина пина (наружная ширина). Выбирается в зависимости от расстояния между шестеренками кассеты. Если наружная ширина больше, чем это расстояние, то цепь не сможет стать на свое место на звезде, ей будет мешать соседняя шестеренка.
Бывает и другая информация, но она менее важна.


Например, 1/2" х 11/128" – 114 links Pinlength 5.88 mm.

1/2" – это званый шаг велосипедной цепи (расстояние между пинами), которое составляет 1/2 дюйма (12,7 мм)

11/128" – это внутренняя ширина звена, связанная с толщиной звездочек

114 links – это количество звеньев в одной цепи.

Pinlength 5.88 mm – это длина пина (наружная ширина цепи) − 5,88 мм

Иногда указывается параметр "Прочность на разрыв", например 800 кгс. Это означает, что цепь может выдержать нагрузку без разрыва до 800 кг.







Возможно вас также заинтересует

Комментариев нет:

Отправить комментарий