Ниже написано как сделать лёгкие вязаные якутские нарты массой до 25 килограмм. Они рассчитаны для перевозок груза до 200 килограмм.
Полозья таких нарт изготовляют из прямых стволов елей или берез длиной 280 см, толщиной в средней части не менее 10 см.
Перед валкой дерева на его стволе теской обязательно помечают северную сторону. В дальнейшем из 1,5 метровой комлевой части ствола вырубают основание полоза, сечением трапециевидной формы и так, чтобы нижняя скользящая поверхность оказалась обязательно южной стороной. Оставшуюся 1,3 метра вершинную часть ствола стесывают с северной стороны в плоскость толщиной 3 см, а к концу — 2 см.
Размеры якутских нарт |
Распарив такой обструганный конец в русской печке или в горячей золе от костра, эту переднюю часть полоза загибают на северную сторону, на которой годовые кольца уже, и фиксируют для просушки. Если не придерживаться этого правила, то загнутые на южную или какую-либо другую сторону полозья могут поломаться. Или они отклонятся в сторону при просушке.
В каждом полозе, отступив от пятки на 40 см, а затем через 45 см, вырубают долотом три продольных канавки длиной 5 см, шириной и глубиной по 2 см. В них вставляют шипы копыльев — деревянных стоек высотой 42 см и туго их притягивают ремнями к полозьям. В средней части каждого копыла делают солидное утолщение с отверстием диаметром не менее 3 см. В него вставляют обтесанные концы вязьев — жердей длиной 90 см и толщиной 5 см.
На них настилают тонкие дощечки или лист дикта (толстой фанеры) и копылья. Сверху и снизу попарно под дощечками их крепко связывают ремнями. Так соединяют полозья в якутские нарты. К верхним головкам копыльев привязывают ремнями продольные поручни, к задней паре копыльев — спинку, а спереди нарт баран — загнутую дугой длинную жердь толщиной 4—5 см.
Благодаря ременному креплению копыльев с полозьями и мягкого соединения между собой других деталей у нарт достигается хорошая амортизация боковых, продольных и вертикальных толчков. А баран в передней части отводит нарты от кустов и предохраняет от лобовых ударов о кочки и колодины. Поэтому для охотников якутские нарты пригодны не только для разъездов по равнине, но и по пересеченной местности с кустарниками и лесными перелесками.
При разъездах по льду, уплотненному снегу, а также весной и осенью, когда приходится ездить по мерзлой траве и земле, якутские нарты, а именно полозья нарт рекомендуется подбивать железными полосами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий