пятница, 18 марта 2022 г.

Как делать резервное копирование данных (как делать бэкап)

Резервное копирование данных (бэкапы) - это процесс создания копии данных на носителе, который предназначен для того чтобы при необходимости, вызванной потерей данных, можно было восстановить информацию на новом месте.

Бэкапы стоит делать на всех устройствах которыми вы пользуетесь.


Из-за чего можно потерять данные

Данные можно потерять из-за:
  • человеческого фактора, особенно если у одного компьютера несколько пользователей. Чаще всего данные удаляются или заменяются случайно или по незнанию.
  • системных и программных ошибок. Это может быть вызвано неправильной работы какой-либо программы или после некорректного обновления операционной системы.
  • неисправности жёсткого диска. Это может быть как физическая поломка, так и какие-либо ошибки на самом диске.
  • вирусов-шифровальщиков. Они могут заблокировать данные и требовать выкуп за доступ к ним. Это одна из причин, почему важно всегда держать на компьютере актуальную версию антивируса и операционной системы.
  • аварии внешней среды. Свет в офисе может внезапно выключиться — и все данные, если они не сохраняются автоматически, могут быть потеряны. Это не очень приятно, но не критично. А вот если авария коснется дата-центра, где хранятся вся информация компании последствия будут гораздо серьезнее.


Как часто делать резервные копии данных

Чем чаще, тем лучше. Но это не всегда возможно. Поэтому вам стоит разработать устраивающий вас график для создания бэкапа через какое-то конкретное время.

Причём временные интервалы должны зависеть от важности данных.
Например, если вы делаете какое-то важное дело то сохранять получившиеся файлы нужно каждый день. А вот копирование фотографий можно делать раз в 1-3 месяца.

Может быть и внеплановое копирование в случае появления важных новых данных (например, обновленные рабочие документы).


Куда делать резервную копию данных

Самый простой вариант - использовать второй жёсткий диск на компьютере. Но такой способ может не помочь в случае если данные будут уничтожены вирусом-шифровальщиком.

Поэтому надо использовать что-то что отделено от вашего компьютера. Это может быть
  • флэшка. Она компактна и удобна в транспортировке. Но флеш-память может изнашиваться при частой перезаписи. К тому же ее легко сломать или потерять.
    Так что для регулярных бэкапов и как постоянное хранилище этот вариант не очень подходит – но может послужить вспомогательным средством.
  • внешний жёсткий диск. Его не удобно носить с собой, но на нём можно хранить много информации.
  • сетевого хранилища. По сути это тот же внешний жёсткий диск, который доступен по локальной сети. Главный недостаток - цена. Но NAS удобен тем, что его можно настроить для автоматического создания бэкапов. А также делать копию на несколько дисков одновременно, т.е. шансов что информация не будет утеряна больше.
  • облачное хранилище. Оно может не только хранить данные, но может и дать к ним доступ из любой точки планеты (что в некоторых случаях может сделать и сетевое хранилище).
    Но облачное хранилище физически находиться за пределами вашего дома и кто-то может попытаться получить к нему доступ... Немного помочь в этом может если использовать шифрование данных и соединение между вашим компьютером и облачным хранилищем защищено.


Сколько делать резервных копий данных

Количество копий должно зависеть от важности данных.

  • Одна копия. Используется в случаях кода данные не очень важны. Храниться может в любом удобном для вас месте.
  • Две копии. Этот вариант используется для более важных данных. Копии данных хранятся на разных носителях. Например, одна на отдельном внешнем жестком диске, а вторая копия — на втором внешнем жёстком диске или в облачном хранилище.
  • Три копии. Так хранятся важные данные. Вы делаете 3 независимые друг от друга копии: например, две физические и одна облачная.
    Физические копии должны храниться на отдельных физических носителях (например, на двух внешних дисках). И одна из таких копий должна храниться не дома или вне офиса, если речь идет о работе.
    Зачастую такой вариант хранения называют системой "3-2-1".


Как делать резервные копии данных

Ручной способ созадания резервных копий данных

Самый простой способ - вручную. Вы подключаете внешний накопитель (или открываете облачное хранилище), оцениваете хватит ли вам свободного места, копируете нужную папку и проверяете резервную копию.
Но это не всегда удобно, да и забыть можно.


Использование Windows для создания резервных копий данных

В виндовс 7:
  1. Зайти в панель управления.
  2. Найдите пункт "Система и безопасность", далее найти "Архивирование данных компьютера" и там найти надпись "Настроить архивацию".
  3. Система предлагает выбрать место, в котором будет расположен архив. Если вы хотите сделать бэкап одного из жестких дисков, то хранить его придётся на другом носителем, например, на внешнем жёстком диске.
  4. Теперь система предлагает выбрать папки для архивации, нажмите "Предоставить мне выбор" и в появившемся окне поставьте галочки напротив интересующих вас данных. Нажить "далее", сохранить и выйти.
  5. В окне "Архивация или восстановление файлов" появилась кнопка "Архивировать". Нажав на нее вы запустите процесс создания архива данных.

Процесс восстановления проходит таким же образом – выберите "Выбрать другую резервную копию для восстановления файлов" и находите подходящий архив.



В виндовс 8 и выше:
  1. Зайти в панель управления.
  2. Выберите раздел "История файлов".
  3. В левом нижнем углу окна найдите "Резервная копия образа системы".
  4. Подключите внешний жёсткий диск.
  5. Слева выберите "Создание образа системы".
  6. Мастер создания образа системы попросит выбрать один из трех вариантов размещения резервной копии. Выберите жёсткий диск и нажмите "Далее.
  7. Выберите диски (поставив напротив них галочки), которые вы хотите включить в архивацию и нажмите "Далее".
  8. Подтвердите запуск резервного копирования, нажав кнопку "Архивировать".
  9. После создания архива вам будет предложено создать "Диск восстановления системы". Диск восстановления системы можно использовать для загрузки компьютера. На нем также содержатся средства восстановления системы Windows, с помощью которых можно восстановить систему Windows в случае серьезной ошибки или восстановить компьютер из образа, используя образ системы.


Использование macOS для создания резервных копий данных

Владельцам техники Apple доступен инструмент TimeMachine, которое при подключении внешнего диска к ПК предложит использовать его как резервное хранилище. Бэкапы создаются раз в час, а копии за прошедший месяц и за все время – раз в день и раз в неделю соответственно.

Понятно, что при такой частоте может понадобится не мало свободного пространства на носителе, но TimeMachine будет сохранять только измененную информацию, а нетронутые файлы будут просто перезаписываться.


Использование Android для создания резервных копий данных

Андроид позволяет сохранять все основные данные (контакты и т.п.) с помощью синхронизации. Этот инструмент активирован по умолчанию, а, чтобы получить наиболее актуальную копию необходимо в настройках телефона найти раздел “Аккаунты и синхронизация” и выбрав Google проставить галочки напротив интересующей информации.

Но можно в поисковой строке настроек набрать "резервное копирование" для сохранения большего количества инфомрации.
Что бы получить доступ к тем же данным на другом устройстве достаточно будет войти под своей учеткой и в том же разделе выбрать функцию "Автовосстановление".


Использование iOS для создания резервных копий данных

iOS имеет два основных инструмента для резервирования данных – iTunes и iCloud.

Для использования iTunes необходимо подключить смартфон к компьютеру, перейти на вкладку "Устройства" и нажать на кнопку "Синхронизировать". Так можно сохранить фотографии, контакты, SMS, приложения и т.п.

iCloud – это облачный сервис хранения данных. Для того, чтобы им воспользоваться, необходим доступ в интернет, а другим ограничительным аспектом является небольшой базовый объем хранения – всего 5 гигабайт, но для сохранения самых важных данных, среди которых могут быть история покупок в AppStore, настройки телефона и другая недоступная для iTunes информация, этого хватит. Просто зайдите в настройки iCloud и запустите процесс резервного копирования.


Использование сторонних программ для создания резервных копий данных

Описывать их нет смысла из-за своего разнообразия. Я хочу лишь сказать что есть не только платные варианты, но и бесплатные.

Например, вот небольшой список бесплатных программ для копирования данных:
  • Acronis True Image
  • BackUp Maker
  • Personal Backup
  • Redo Backup
  • Action Backup
  • Genie Timeline Free
  • FBackup
  • COMODO Backup
  • MiniTool ShadowMaker
  • Yadis! Backup
  • GFI Backup
  • AOMEI Backupper Standard
  • Disk2vhd
  • Iperius Backup
  • Paragon Backup & Recovery Free
  • CloneZilla Live
  • DriveImage XML
  • Free Easis Drive Cloning
  • EaseUS Todo Backup
  • Cobian Backup
  • ODIN
  • Everyday Auto Backup
  • Areca Backup
  • FileFort Backup


Проверка резервной копии данных

Как только сделана резервная копия данные необходимо сразу же проверить. Например, если это отдельные файлы то откройте несколько случайно выбранных файлов и убедитесь что они не испорчены. Это можно делать не для каждой копии, а только для первой.
Желательно такую проверку потом повторять раз в какой-то период (например, раз в год).

Комментариев нет:

Отправить комментарий