среда, 13 апреля 2022 г.

Навигационный маяк

Отредактировано 30.11.2024


Навигационный маяк (или просто "маяк") - сооружение, которое служит для ориентированию судов.
Навигационные маяки там, где есть серьёзная опасность для кораблей: риф, мель, узкий и сложный участок или поворот морской дороги (фарватера) и т.п.
При этом маяк должен быть обнаружен и безошибочной определён в любую погоду и в любое время суток с использованием как средств визуального наблюдения, так и средств радиолокации и обнаружения по звуку.

Для этого маяки используют
  • характерную форму и окраску, визуально выделяющие маяк на фоне окружающей обстановки.
  • оптические сигналы - маячные огни (лампы накаливания, светодиоды), которые отличаются на разных маяках. И по этим отличиям можно определить что это за маяк.
  • акустические сигналы. Они бывают
    • воздушными - наутофон, диафон, сирена
    • подводными - подводный колокол, осциллятор
  • активные радиосигналы, что превращает маяк в радиомаяк
  • отражённые радиосигналы


В данный момент маяки для навигации практически не используются из-за развития спутниковой навигации.
Впрочем для интересующихся в интернете можно найти карту расположения маяков.


Виды маяков

По месту установки маяки бывают:
  • береговыми и морскими.
    У этих маяков много общего, поэтому я их приведу в одном месте. Но стоит знать что береговые маяки возводят обычно на высоких, выдающихся в море мысах материка или больших островов. А морские маяки - на расположены вдали от берега естественных или искусственных островках, на рифах, на подводной скале.
    Как правило такие маяки выполняются в виде башни.
    Наверное, самый известный вариант маяков.
    Береговые и морские маяки имеют несколько особенностей:
    -   Зачастую береговые и морские маяки имеют окраску из нескольких полос разного цвета (полосатую окраску), что служит для лучшего выделения такого маяка на местности (контраста с окружающим фоном).
    -   Архитектурно-инженерный проект навигационных маяков разрабатывается индивидуально под каждый конкретный маяк в зависимости от места, где его возводят (если маяк строится на хорошо видимых с моря местах, то маяк строят невысоким. А если навигационный маяк строится на низменных берегах, то башню маяка приходится делать значительно выше.). Поэтому и сложно найти два одинаковых маяка.
    -   Зачастую на берегу маяк может иметь несколько служебных и жилых построек. А если маяк стоит на острове то он зачастую соединяется с домиком смотрителя маяка, чтобы служители могли подняться к фонарю сразу из своего дома, не выходя на улицу, чтобы не рисковать жизнью в случае больших волн.
    Если возможности построить отдельный дом для смотрителя нет, все жилые и подсобные помещения располагают прямо внутри маяка.

    Иногда выделяют так называемые "морские маяки", которые находятся на маленьких островках и рифах в открытом море

    Маяки
    Береговые маяки
  • плавучими. Эти маяки, устанавливаемые на специальных платформах или кораблях. Их используют в открытом море для ограждения наиболее опасных мелей и подводных скал, а также близ портов в качестве приёмных навигационных знаков и лоцманской станции на входе в фарватер.
    На данный момент плавучие маяки не используются (упоминание про их использование в настоящее время я не нашёл... буду рад если кто-то сможет уточнить данный вопрос). И их или списывают или из них создают в музеи, рестораны, гостиницы, офисы и даже в жилые помещения. Иногда на них можно совершить прогулки. В РФ, насколько знаю, остался один плавучий маяк "Ирбенский", который является музеем.
    Плавучие маяки имеют несколько особенностей:
    -   Каждый плавучий маяк обычно окрашивается в красный цвет. Вдоль обоих бортов большими буквами пишется название маяка. 
    -   Плавучий маяк, находящийся на своем штатном месте, должен нести на топе мачты решетчатый шар, а ниже него - маячный флаг желтого цвета с прямым синим крестом. Сорванный со своего штатного места плавучий маяк считается неработающим и вместо шара и маячного флага должен нести: днем - по одному чёрному шару в носу и корме (или по одному красному флагу), ночью - по одному красному огню на тех же местах.
    -   Плавучие маяки могут быть обитаемыми и автоматическими (без команды).
    Обитаемые плавучие маяки оборудуются жилыми и служебными помещениями. И они должны быть удобными для обеспечения нормальной жизни и службы команде плавучего маяка в условиях длительной якорной стоянки среди открытого моря.
    Последними обитаемыми плавучими маяками, построенными в мире, были "Ирбенский" и "Астраханский-приёмный" 1962-1963 годов постройки, заказанные Советским Союзом в Финляндии для размещения в Ирбенском проливе и на Каспии.
    -   Плавучие маяки могут быть самоходными и несамоходными, в последнем случае до точки постановки они идут на буксире.
    -   Штатным местом нахождения плавучего маяка считается точка постановки якоря на дне водоёма. Погрешность определения координат якорения не должна превышать 50 метров, а радиус циркуляции плавучего маяка на поверхности водоёма — не более четырёх глубин места постановки якоря.
    -   Якорное устройство плавучего маяка должно быть прочным чтобы выдержать любые рывки судна при штормах и шквалах.
    Маяки
    Плавучие маяки


По выполняемым функциям маяки бывают:
  • опознавательные (одиночные). Такие маяки служат для обозначения определённой точки на земной или водной поверхности.
    Обычно опознавательные маяки ставят в том месте, где суда меняют курс, где есть опасные участки моря.
    Именно такие маяки имеются ввиду когда говорят об маяках.
  • створные. Такие маяки служат для обозначения определённой линии на карте и используют для указания места изменения курса судна, например для входа в гавань или порт.
    Створные маяки всегда работают в паре и имеют разную высоту, причём дальний маяк - всегда выше ближнего. Если судно на правильном курсе, то с него можно наблюдать одновременно оба маяка, находящихся на линии курса, визуально один над другим. Благодаря разнице высот створных знаков можно точно определить, в какую сторону производить корректировку курса.
Как работает створный маяк
Принцип действия створных маяков


Секторальные огни навигационных маяков

В ночное время, когда условия прибрежного плавания ночью хотя и опасны в навигационном отношении, но не требуют применения створов, широко используется так называемое секторное освещение маяков (секторные огни {англ. sector lights}). Секторное освещение применяется также и для обеспечения плавания по каналам, фарватерам и по другим каким-либо узкостям. 

Секторное освещение обычно оборудуется на маяках которые имеют поясную (цилиндрическую) оптику.

Цвета секторных огней стандартизированы:
  • белый - обозначает безопасный для прохода сектор.
    У фарватеров, каналов и других узкостей ось белого сектора огня направляют вдоль оси узкости, а величину сектора берут такой, чтобы безопасный для плавания по данной узкости путь находился в его границах.
  • красный - обозначает левую (англ. port) от безопасного сектора область для приближающихся судов
  • зелёный - обозначает правую (англ. starboard) от безопасного сектора область для приближающихся судов
Секторные огни на маяке
Принцип действия секторных огней на маяке

Значение и границы этих секторов объявляются в лоции и наносятся на морские карты этого района моря.


Обозначение маяков на морских картах

На навигационных картах маяки обозначены символом, похожим на восклицательный знак цвета маджента (фиолетовый), и/или обведены фиолетовой окружностью. На советских картах маяк обозначает звёздочкой с точкой в середине.


Основные идентификационные характеристики огня маяка на картах приводится по следующему принципу
  • тип огня
  • число вспышек в группе
  • цвет (если не указан - значит белый)
  • период между вспышками
  • высота маяка
  • дальность видимости маяка, в морских милях
  • дополнительная информация: дополнительные огни, какие акустические сигналы и т.п.
Также вокруг маяка есть окружность, которая показывает на каком расстоянии его видно.  Если есть сектора с разными огнями, то они также приводятся с указаниями секторов и на каком расстоянии их видно.


Вот некоторые основные маячные огни, их используемые характеристики и сокращения, принятые для обозначения их на английских морских картах.
  • F - фиксированный. Постоянный, непрерывный свет.
  • FI - мигающий. Проблесковый огонь. Продолжительность света меньше, чем темноты.
  • Fl (2) - группы вспышек. Вспышки идут группами, обычно по 2, 3 или 4, как указано в обозначении.
  • Q - быстрый. Быстрое мигание, примерно 50-80 вспышек в минуту.
  • UQ - очень частый. Скорость повторения проблесков в среднем 240-300 в минуту.
  • Ос - затмевающийся. Продолжительность огня больше, чем темноты.
  • Ос (2) - группы проблесков. Группа из двух или более проблесков через равные промежутки времени. Их количество указано в обозначении.
  • Alt - чередующийся. Мигание (проблеск) при чередовании цветов.
  • Iso - равные фазы. Длительность вспышки равна длительности темноты.
  • FFl. Постоянный с проблесками.

Если маяк белого цвета (W) то отдельного упоминания об цвете нет. Красный и зеленый цвета обозначаются буквами R и G соответственно.


На картах РФ свет маяков может указываться по другому
  • постоянный - непрерывный ровный свет
  • проблесковый - одинарные проблески через равные промежутки времени, причем продолжительность темноты более периода света
  • группо-проблесковый - группа из двух или более проблесков через равные промежутки времени
  • постоянный с группой проблесков - постоянный огонь, усиливающийся через равные промежутки времени группой проблесков. Проблески имеют значительно большую яркость чем постоянный огонь
  • часто-проблесковый - частые одинарные проблески (60 и более в минуту)
  • переменный часто-проблесковый - частые одинарные проблески (60 и более в минуту), прерывающиеся через равные промежутки времени темнотой
  • затмевающийся - ровный свет продолжительностью более 1 сек, прерывающийся через равные промежутки времени одинарными затмениями, причем продолжительность затмения меньше или равна продолжительности света
  • группо-затмевающийся - ровный свет, прерывающийся через равные промежутки времени группой из двух или более затмений
  • вертящийся - постоянный огонь, напоминающий луч вращающегося по кругу прожектора
  • по азбуке Морзе - проблески света, воспроизводящие световой сигнал определенной буквы по азбуке Морзе; воспроизводимая буква указывается в пособиях для плавания в скобках.



Вот несколько примеров:
Обозначение около маяка на карте Fl (2) 15s 58m 14M -
  • Fl (2) 15s - группа вспышек (group flashing). Цифра 2 в скобках указывает количество вспышек в группе, а 15s (секунд) - период через которые будут вспышки. То есть этот маяк даёт  последовательно 2 вспышки и через 15 секунд снова 2 вспышки и т.д.
    Чтобы убедиться что вы точно видите маяк, обозначенный на карте надо взять секундомер, запустить его, как только вы увидите первую вспышку в группе, отследить 2 вспышки, перерыв и в момент первой вспышки в следующей группе остановить отсчет времени. Если это действительно маяк, обозначенный в этом месте на карте, то отсчитанный секундомером период составит 15 секунд (15s).
  • Цвет вспышек белого цвета, так как отдельного упоминания об цвете нет.
  • 58m - это высота маяка над уровнем моря,
  • 14М - обозначают что в хорошую погоду ночью с высоты капитанского мостика среднего корабля свет маяка виден с расстояния в 14 морских миль.

Обозначение около маяка на карте Fl (2) 10s 41m 20M & F.R. 28m 13M Horn (3) 60s
  • Fl (2) 10s 41m 20M – группа из двух проблесковых вспышек белого цвета с периодом в 10 секунд, маяк расположен на высоте 41 м, видимость в хорошую погоду – 20 морских миль.
  • Символ "&" означает "и"
  • F.R. 28m 13M - Это означает, что маяк оборудован дополнительным постоянно горящим красным огнем (F.R. - fixed red), установленным на высоте 28 м (28m), и видимостью в хорошую погоду на 13 морских миль (13 M).
    На карте должен быть обозначен сектор этого огня. И если вы его видите, то вы идёте в опасное место. 
  • Horn (3) 60s - маяк оборудован ревуном, который дает 3 гудка с интервалом в 60 секунд. Символы Racon (T) (3&10cm) относятся к радиосигналу, излучаемым этим маяком.

Обозначение около маяка на карте ГР Пр (2) (20с) 18м Т (с) РМк ЛС.
Расшифровывается это так: маяк имеет огонь группо-проблесковый, 2 проблеска в группе, продолжительность периода 20 секунд, дальность видимости огня 18 миль, туманный сигнал - сирена, имеются радиомаяк и лоцманская станция.


Обозначение около маяка на карте бПр(2)15с21М.
Расшифровывается это так: маяк светит белым цвевом, свет Прерывистый, 2 (две) вспышки подряд с интервалом 15 секунд, свет от маяка виден на расстоянии в 21 морскую милю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий