Маяк - сооружение, которое способствует ориентированию судов.
Маяк должен быть обнаружен и безошибочной определён в любую погоду и в любое время суток с использованием как средств визуального наблюдения, так и средств радиолокации и обнаружения по звуку.
Для этого маяки используют
- характерную форму и окраску, визуально выделяющие маяк на фоне окружающей обстановки.
- оптические сигналы — маячные огни (лампы накаливания, светодиоды), которые отличаются на разных маяках. И по этим отличиям можно определить что это за маяк.
- акустические сигналы. Они бывают
- активные радиосигналы, что превращает маяк в радиомаяк
- отражённые радиосигналы
Для упрощения прохождения судами опасных мест и мелей башня маяка может иметь характерную цветную окраску из нескольких полос (так называемая "дневная метка" (англ. day mark)). А в ночное время применяются секторные огни (англ. sector lights), устроенные таким образом, что позволяют определить, с какой стороны судно подходит к маяку.
Цвета секторных огней:
- белый — обозначает безопасный для прохода сектор
- красный — обозначает левую (англ. port) от безопасного сектора область для приближающихся судов
- зелёный — обозначает правую (англ. starboard) от безопасного сектора область для приближающихся судов
Виды маяков
По месту установки маяки бывают:
- береговыми. Эти маяки устанавливаются на берегу либо в непосредственной близости от него (на островах, рифах, скалах). Наверное, самый известный вариант.
Береговые маяки - плавучими. Эти маяки, устанавливаемые на специальных платформах или кораблях. Их используют вдали от береговой линии и при входах в порт в качестве лоцманской станции
Плавучие маяки
По выполняемым функциям маяки бывают:
- опознавательные (одиночные). Такие маяки служат для обозначения определённой точки на земной или водной поверхности.
Обычно опознавательные маяки ставят в том месте, где суда меняют курс, где есть опасные участки моря. - створные. Такие маяки служат для обозначения определённой линии на карте и используют для указания места изменения курса судна, например для входа в гавань или порт.
Створные маяки всегда работают в паре и имеют разную высоту, причём дальний маяк — всегда выше ближнего. Если судно на правильном курсе, то с него можно наблюдать одновременно оба маяка, находящихся на линии курса, визуально один над другим. Благодаря разнице высот створных знаков можно точно определить, в какую сторону производить корректировку курса.
Принцип действия створных маяков |
Обозначение маяков на морских картах
На навигационных картах маяки обозначены символом, похожим на восклицательный знак цвета маджента (фиолетовый), и/или обведены фиолетовой окружностью. На советских картах маяк обозначает звёздочкой с точкой в середине.
Основные идентификационные характеристики огня маяка на картах приводится по следующему принципу
- тип огня
- число вспышек в группе
- цвет (если не указан - значит белый)
- период между вспышками
- высота маяка
- дальность видимости маяка, в морских милях
- дополнительная информация: дополнительные огни, какие акустические сигналы и т.п.
Также вокруг маяка есть окружность, которая показывает на каком расстоянии его видно. Если есть сектора с разными огнями, то они также приводятся с указаниями секторов и на каком расстоянии их видно.
Вот некоторые основные маячные огни, их используемые характеристики и сокращения, принятые для обозначения их на английских морских картах.
- F — фиксированный. Постоянный, непрерывный свет.
- FI — мигающий. Длительность вспышек спета короче, чем промежуток времени между ними.
- Fl (2) — группы вспышек. Вспышки идут группами, обычно по 2, 3 или 4, как указано в обозначении.
- Q — быстрый. Быстрое мигание, примерно 50—80 вспышек в минуту.
- Ос — затмевающийся. Длительность вспышек больше, чем промежутки между ними.
- Ос (2) — группы проблесков. Их количество указано в обозначении.
- Alt — чередующийся. Мигание (проблеск) при чередовании цветов.
- Iso — равные фазы. Длительность вспышки равна длительности темноты.
Если маяк белого цвета то отдельного упоминания об цвете нет. Красный и зеленый цвета обозначаются буквами R и G соответственно.
Вот несколько примеров:
- Обозначение около маяка на карте Fl (2) 15s 58m 14M -
- Fl (2) 15s - группа вспышек (group flashing). Цифра 2 в скобках указывает количество вспышек в группе, а 15s (секунд) – период через которые будут вспышки. Т.е. этот маяк даёт последовательно 2 вспышки и через 15 секунд снова 2 вспышки и т.д.
Чтобы убедиться что вы точно видите маяк, обозначенный на карте надо взять секундомер, запустить его, как только вы увидите первую вспышку в группе, отследить 2 вспышки, перерыв и в момент первой вспышки в следующей группе остановить отсчет времени. Если это действительно маяк, обозначенный в этом месте на карте, то отсчитанный секундомером период составит 15 секунд (15s). - Цвет вспышек белого цвета, т.к. отдельного упоминания об цвете нет.
- 58m – это высота маяка над уровнем моря,
- 14М - обозначают что в хорошую погоду ночью с высоты капитанского мостика среднего корабля свет маяка виден с расстояния в 14 морских миль.
- Обозначение около маяка на карте Fl (2) 10s 41m 20M & F.R. 28m 13M Horn (3) 60s -
- Fl (2) 10s 41m 20M – группа из двух проблесковых вспышек белого цвета с периодом в 10 секунд, маяк расположен на высоте 41 м, видимость в хорошую погоду – 20 морских миль.
- Символ "&" означает "и"
- F.R. 28m 13M - Это означает, что маяк оборудован дополнительным постоянно горящим красным огнем (F.R. – fixed red), установленным на высоте 28 м (28m), и видимостью в хорошую погоду на 13 морских миль (13 M).
На карте должен быть обозначен сектор этого огня. И если вы его видите, то вы идёте в опасное место. - Horn (3) 60s - маяк оборудован ревуном, который дает 3 гудка с интервалом в 60 секунд. Символы Racon (T) (3&10cm) относятся к радиосигналу, излучаемым этим маяком.
- Обозначение около маяка на карте ГР Пр (2) (20с) 18м Т (с) РМк ЛС.
Расшифровывается это так: маяк имеет огонь группо-проблесковый, 2 проблеска в группе, продолжительность периода 20 секунд, дальность видимости огня 18 миль, туманный сигнал — сирена, имеются радиомаяк и лоцманская станция.
Комментариев нет:
Отправить комментарий