среда, 30 ноября 2022 г.

Движение по азимуту

Движение по азимуту заключается в определении на местности с помощью компаса нужного направления (азимута) и движение к намеченной цели по прямой (т.е. по азимуту).

Движению по азимуту обычно применяют при передвижении по местности с малым количеством или с отсутствием ориентиров (в лесу, пустыне и т. п.), в условиях плохой видимости (ночью, в тумане).


Подготовка к движению по азимуту

Для движения по азимуту заранее по карте составляют маршрут движения с заметными ориентирами в точках поворотов, измеряют длины и азимут прямолинейных отрезков между ориентирами.

Повороты намечают вблизи объектов, находящихся около линейных ориентиров, перпендикулярных пути следования (дорог, оврагов, берегов рек и т. п.), что способствует более точному выходу к ориентирам.

Измеренные по карте расстояния переводят в пары шагов (что удобно учитывать при двежении) или в промежутки времени. А также производят вычисления магнитных азимутов.

Полученные данные наносят на карту или составляют схему маршрута, на которой показывают ломаную линию хода, ориентиры в точках поворотов, данные для движения.

Данные для движения по азимуту
Пример подготовка данных для движения по азимутам

Во время разработки маршрута по карте также намечаются пути обхода препятствий а также записывают их азимут и расстояния.

В некоторых случаях можно использовать "движение по цепочки привязок". Для этого путь между точками разбивают на отрезки так, чтобы конец одного участка и начало другого приходились на какой либо заметный ориентир. Каждый последующий участок предстоящего пути необходимо запомнить, для облегчения этого составляется и записывается легенда (прямо до развилки, там направо, прямо до тех пор пока слева не появится поле и т. д.). После того как один участок остается позади, необходимо остановиться, взглянуть на карту, убедиться в том что вы на правильном пути и приступить к запоминанию следующего отрезка.
В этом могут помочь спутниковые снимки.


Движение по азимуту

  • Находясь у исходного ориентира по компасу определяется направление (азимут) на ближайший поворотный пункт. Это лучше всего делать с помощью визира, а также надо следить, чтобы северный конец стрелки компаса совпадал с отметкой севера на его лимбе.
    А далее надо просто просто идти к намеченному месту, считая шаги (расстояние) любым удобным способом (например, с помощью чёток рейнджера).
  • Если этот ближайший поворотный пункт не виден (что обычно и бывает), то
    • намечается в нужном направлении (или рядом с ним) какой-нибудь ярко выраженный и не очень отдаленный ориентир промежуточный ориентир (дерево, камень и т.п.) к которому и двигаются.
      Достигнув промежуточного ориентира, операцию повторяют вновь. Достигнув промежуточную точку нужно повторить операцию. И так необходимо делать до тех пор пока не достигнете поворотной точки.
      Этот метод называется "метод засечек" и при его использовании ошибка на 500 метров как правило не превышает 30 - 50 метров.
    • к точке пересечения двух линейных ориентиров, когда один из них ограничивает отклонение вправо, а другой ограничивает уход влево.
      Пример приведён на изображении ниже.
      Движение по азимуту
      Из точки 1 необходимо попасть в точку 2 (пересечение тропы и просеки с ЛЭП). В данном случае достаточно грубо взять азимут на точку пересечения и можно двигаться в этом направлении, поскольку проскочить мимо нужную точку не получиться: в любом случае вы выйдете либо на тропу, либо на просеку (здесь главное не перепутать, и понять, что по тропе нужно идти направо, а по просеке налево) и в результате попадете на нужное вам пересечение.
      Этот метод называется "движение в мешок".
    • движение планируется не в точку, а с заведомым отклонением в ту или иную сторону. Обычно это делается для выхода на какой либо заметный ориентир, чтобы затем от него продолжить движение к нужному месту. Особенно это полезно, когда искомая точка небольшая по размерам, и ее легко проскочить, если брать азимут непосредственно на неё.
      Этот метод называется "движение с упреждением".
  • Если видимость отсутствует, то направление выдерживают только по компасу.
  • При движении по азимуту для большей надёжности рекомендуется следить за направлением хода (можно и за количеством шагов) не только направляющему, но и идущему в середине или в конце группы. Они видят всю цепочку группы (особенно тот, который находится в конце), могут сопоставить ее направление с заданным азимутом и своевременно предупредить об отклонениях.
  • Способ обхода дополнительных препятствий (т.е. те, которые не отметили при составлении маршрута, например, скальный участок или заболоченную местность) зависит от особенностей местности.
    • Если препятствие просматривается до конца, то на его противоположной стороне отмечают ориентир. Обойдя препятствие, находят замеченный ориентир и от него продолжают путь в прежнем направлении. Ширину препятствий, оценив на глаз, прибавляют к пройденному расстоянию.
    • Если противоположная сторона препятствия не просматривается, его обходят по ломаной прямой с наименьшим количеством "колен" (как правило эта прямая образующая параллелограмм), азимут и длины сторон которого определяют на местности во время движения. А чтобы не сбиться с правильного направления рекомендуется в процессе обхода вычертить на листе блокнота путь обхода с углами и длинами "колен".
Движение по азимуту
Способ обхода дополнительных препятствий
при движении по азимуту
(А-B-C-D - маршрут обхода препятствия)



Движения по азимутам на машине

При движении по азимуту на машине стоит поступать точно также, как и при движении по азимуту пешком (см. об этом выше).

Единственно что следуют учитывать это то, что применение магнитного компаса непосредственно в машине весьма ограниченно, т.к. стрелка компаса под влиянием магнитного поля машины отклоняется от направления магнитного меридиана, т.е. происходит девиация компаса.

Величина девиации непостоянная и зависит от металлической массы машины, ее электромагнитного поля, направления движения и числа оборотов двигателя. Поэтому пользоваться в машине компасом можно лишь после предварительного определения его поправки для данного направления движения.

Но лучше всего просто ослабить причины девиации. Для этого достаточно отойти от автомобиля на 10 метров (если металла много, например, как у танка то лучше отойти подальше, метров на 40). Там точку пути или промежуточный ориентир ехать на машине по направлению к нему и по спидометру отсчитывать расстояние до поворотного ориентира. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий