понедельник, 25 марта 2024 г.

Судовая система охранного оповещения (ССОО, SSAS)

Другие названия:

  • ССОО
  • ship security alert system
  • SSAS


Судовая система охранного оповещения предназначена для скрытого оповещения в случае нападения на судно.


Про установку ССОО

Установка судовой системы охранного оповещения на судно должна осуществляться в соответствии с техническим проектом, одобренным Регистром. Технический проект установки ССОО должен содержать следующее:
  • информацию о типе и составе ССОО, которое будет установлено на судне
  • схемы обеспечения электропитания ССОО (технические детали, связанные с обеспечением электропитания сообщены всем подразделениям Регистра и кратко приведены ниже)
  • прокладку кабельных трасс (сигнальных кабелей и кабелей электропитания)
  • размещение антенны (при этом должны быть учтены рекомендации изготовителя по удаленности антенны от судовых конструкций, мачт, других источников излучения электромагнитных волн)
  • размещение блоков ССОО (с учетом рекомендаций изготовителя оборудования), при этом размещение кнопок активизации ССОО (включения режима передачи сигнала об угрозе безопасности судна) должно быть указано схематично - без указания точного их месторасположения.

Судовая система охранного оповещения должна иметь как минимум 2 кнопки для активации ССОО.
Точное расположение кнопок активизации судовой системы охранного оповещения определяется администрацией судна (в частности, офицером, ответственным за охрану судна) непосредственно при установке оборудования, при этом, по крайней мере, одна из кнопок активизации должна располагаться на ходовом мостике, как это требуется Резолюцией ИМО MSC.147(77). 

Единственными техническими ограничениями при определении места размещения второй и дополнительных (если они предусмотрены) кнопок активизации судовой системы охранного оповещения могут служить только максимально допустимая длина кабеля и недопустимость установки неискрозащищенного оборудования во взрывоопасных зонах.

Питание ССОО должно осуществляться от щита радиооборудования, при этом если предусмотрено питание этого щита от судового аварийного дизель - генератора, то питание SSAS от резервного источника электроэнергии не требуется.
В случае если на судне не предусмотрен аварийный дизель-генератор, то в дополнение к питанию от основного источника электроэнергии должно быть обеспечено питание от резервного источника, предназначенного для питания радиооборудования, при этом должен быть выполнен перерасчет емкости аккумуляторной батареи, обеспечивающей резервное питание радиооборудования.

Работы по монтажу SSAS должны выполняться специалистами предприятий, имеющих Свидетельство о признании Регистром на выполнение таких работ.


Освидетельствование ССОО

После установки судовой системы охранного оповещения эта система должна пройти освидетельствование.

Освидетельствование ССОО инспектором Регистра осуществляется либо в рамках освидетельствования радиооборудования судна (поскольку Правилом XI-2/6 МК СОЛАС сроки установки ССОО приурочены к освидетельствованию по радио), либо по получении соответствующей заявки от судовладельца (оператора судна).

При проведении освидетельствования судовой системы охранного оповещения после окончания монтажных работ инспектором Регистра проверяется:
  • комплектность оборудования, и в частности, ее соответствие тому, что указано в Сертификате Регистра о типовом одобрении, с копией которого ССОО поставляется на судно
  • правильность выполненного монтажа в соответствии одобренным техническим проектом
  • подтверждение о регистрации аппаратуры ССОО в центре мониторинга и охранного оповещения (для судов, совершающих плавание под флагом Российской Федерации). 
  • правильность программирования адресов доставки сообщения, которое должно быть выполнено и предъявлено инспектору Регистра специалистом предприятия, устанавливавшим оборудование ССОО.
    В случаях, когда при проведении освидетельствования ССОО судовладельцем не обеспечено присутствие специалиста, выполнявшего монтаж и программирование оборудования, инспектору Регистра, проводящему освидетельствование, должен быть представлен акт (отчет), составленный и подписанный этим специалистом, в котором должны быть отражены результаты выполненных им работ по монтажу оборудования и адреса доставки сообщения, которые определены Администрацией флага судна и запрограммированы им по окончании монтажа.
  • функционирование ССОО с использованием режима отправки тестового сообщения. При этом, используя любой возможный канал связи, проверяется, что тестовый сигнал доставлен по запрограммированному адресу.

В отношении первоначального программирования и регистрации судовых систем охранного оповещения, устанавливаемых на судах, совершающих плавание под флагом Российской Федерации, действуют процедуры, определенные Государственной службой морского флота Министерства транспорта Российской Федерации (письмо № ДБМ-241 от 06.05.2004 г.) и Федеральным агентством морского и речного флота (письмо № ВП-27-1728 от 18.08.2004 г.), которые, в частности, определяют, что:
  • сигнал ССОО принимается спутниковой системой мониторинга судов (СМС) "Виктория" (для чего судно должно быть зарегистрировано за сервером приложений центра мониторинга) и автоматически передается в информационный центр ГМСКЦ Госморспасслужбы России для дальнейшего оповещения ФГУ "Служба морской безопасности".
  • суда должны передавать сигналы и тестовые сообщения ССОО в адрес оперативного дежурного ГМСКЦ Госморспасслужбы России (на адрес электронной почты и на факс), одновременно сообщение должно быть доставлено по электронной почте на СМС "Виктория" - для отображения полученной информации.
  • при установке ССОО одобренного типа они должны быть запрограммированы на автоматическую передачу сигналов и тестовых сообщений по вышеупомянутым адресам.
  • судовладельцам при освидетельствовании судов Российским морским регистром судоходства следует обеспечить присутствие представителя компании, выполнявшей установку ССОО, для проверки правильности программирования оборудования и обеспечения канала связи с оперативным дежурным ГМСКЦ с целью подтверждения доставки тестовых сообщений.
  • Росссийскому Морскому Регистру Судоходства предписано освидетельствовать установленное на судах оборудование ССОО и проверять правильность его программирования.

Проверка прохождения тестового сообщения ССОО и правильность содержащейся в нем информации на судах, совершающих плавание под флагом Российской Федерации, осуществляется установлением телефонной связи с оперативным дежурным ГМСКЦ Госморспасслужбы России. Допускается проверять прохождение тестового сигнала, получая сообщение по электронной почте (либо по телефону) от администратора спутниковой системы мониторинга и охранного оповещения "Виктория".


Оповещение ССОО

Для предотвращения случайного включения системы ССОО кнопка имеет конструкцию, которая должна предотвратить случайное нажатие. Обычно это выполняется с помощью защёлки, которая закрывает кнопку.

В оповещении ССОО передаются следующие сведения:
  • Тип производителя ССОО. Номер производителя (согласуется с национальной администрацией).
  • Состояние системы оповещения. 2. ship alert (судовое оповещение). 3. test (проверка). 4. periodic position report (периодическое сообщение о координатах). 5. acknowledgement on request (подтверждение по запросу).
  • Координаты. Текущие координаты от встроенного приемника GPS с точностью не хуже 1 сек
  • Курс. Курс судна от встроенного приемника GPS, с округлением до 1°.
  • Скорость. Скорость судна от встроенного приемника GPS, с округлением до 1 узла.
  • Питание основное. Normal/Off (Нормальное/Отключено).
  • Питание аккумуляторов. Normal/Middle/Finish/Dead (Нормальное/Среднее/На пределе/Разряжено).
  • Линия связи с кнопкой 1. OK/NOK (Есть/Нет).
  • Линия связи с кнопкой 2. OK/NOK (Есть/Нет)
  • Дополнительная (не обязательная) информация. Описывается производителем системы.

Как только государство флага получает информацию о срабатывании судовой системы охранного оповещения, оно обязано немедленно уведомить об этом государство (государства) и международные центры безопасности в непосредственной близости от местонахождения судна.
Местные органы государственной власти или уже развернутые антипиратские/антитеррористические силы смогут предоставить соответствующие военные или правоохранительные силы для борьбы с угрозой.

При активации оповещение направляется непосредственно судовладельцу или управляющей SSAS компании. Затем оно направляется государству флага судна. Некоторые администрации флагов даже требуют прямого уведомления при активации.
ССОО при активации, должна:
  • сгенерировать и передать специальный сигнал тревоги "судно-берег" компетентным властям, назначенным Правительством. Специальный сигнал тревоги в этих условиях должен включать в себя компанию, информацию для опознавания судна, его координаты и сигнал о том, что безопасность судна находится под угрозой.
  • сигнал SSAS не должен передаваться ни на какое другое судно.
  • сигнал ССОО не должен активировать никакие системы тревоги на самом судне.
  • сигнал SSAS должен передаваться до тех пор, пока он не будет деактивирован и/или сброшен.


Принятие ССОО

ССОО была принята в декабре 2002 года  IMO (Международная Морская Организация) Резолюцией SOLAS XI-2/6. Новая Глава XI-2 (Специальные меры по повышению уровня охраны на море) добавлена после перенумерованной Главы XI-1.
Сама резолюция определяет требования к системе и сроки оснащения для различных типов судов.

В рамках подготовительных мероприятий по реализации указанных требований СОЛАС на судах, совершающих плавание под флагом Российской Федерации, Министерством транспорта РФ было издано распоряжение от 14.08.2003 г. № ВР-126-р "О мерах по созданию и организации функционирования судовой системы охранного оповещения", которым утверждена "Концепция мероприятий по внедрению судовой системы охранного оповещения".

Подкомитет ИМО по радиосвязи, поиску и спасанию (COMSAR) на своей 8-ой сессии в феврале 2004 г. обсуждал вопросы, связанные с функционированием ССОО, и выработал общую позицию в соответствии с которой сигналы ССОО должны быть адресованы и доставляться с судов непосредственно Администрации флага судна или адресату, назначенному Администрацией, без передачи прибрежным государствам или морским спасательно-координационным центрам (МСКЦ) в районе нахождения судна.

На первом Международном Форуме "Связь на море и реке - 2004" (Москва, 2 - 4 марта 2004 г.) представителем Регистра была представлена информация об утверждении (22.01.2004 г.) Департаментом безопасности мореплавания (ДБМ) Государственной службы морского флота Министерства транспорта РФ временных национальных технико-эксплуатационных требований (ТЭТ) к судовой системе охранного оповещения № МФ-02-22/848-74. Так были проинформированы представители разработчиков и изготовителей оборудования, судовладельцев, а также компаний, занимающихся установкой радиооборудования на судах.
30 марта 2004 г. указанные ТЭТ были утверждены ДБМ как постоянно действующие.


В отношении судов, совершающих плавание под флагом Российской Федерации, обязательно наличие Свидетельства Минтранса РФ об одобрении типа, на что обращено внимание и в пункте 4 письма первого заместителя Министра транспорта Российской Федерации № ВР-21/5623 от 19.11.2003 г., которое было направлено во все подразделения Регистра письмом № 011-2.4МК-34822 от 11.12.2003 г.


У кого должна быть установлена ССОО

В соответствии с правилом 6 Главы XI-2 СОЛАС все перечисленные ниже суда, совершающие международные рейсы, должны быть оборудованы судовой системой охранного оповещения в следующие сроки:
  •  суда, построенные 1 июля 2004 г. и после этой даты
  • пассажирские суда, включая высокоскоростные пассажирские суда, построенные до 1 июля 2004 г., - не позднее первого освидетельствования радиооборудования после 1 июля 2004 г.
  • нефтяные танкеры, химовозы, газовозы, навалочные суда (балкеры) и грузовые высокоскоростные суда валовой вместимостью 500 и более, построенные до 1 июля 2004 г., - не позднее первого освидетельствования радиооборудования после 1 июля 2004 г.;
  • другие грузовые суда валовой вместимостью 500 и более и плавучие буровые установки, построенные до 1 июля 2004 г., - не позднее первого освидетельствования радиооборудования после 1 июля 2006 г.


Режимы работы аппаратуры ССОО

Судовая система охранного оповещения имеет несколько режимов работы
  • Дежурное состояние (watch-keep).
    В этом состоянии на устройство подается основное питание, устройство находится в активном состоянии и готовности принять от кнопок сигнал оповещения, после чего перейти в состояние "Активная передача сигнала оповещения".
  • Спящее состояние (sleep-ready).
    В этом состоянии устройство ССОО запитывается только от встроенных аккумуляторов, все цепи переведены в режим минимального потребления тока и готовы принять сигнал инициировапия оповещения от кнопок, после чего перейти в состояние "Экономная передача сигнала оповещения".
    Если в спящем состоянии устройство находится период времени больше чем Т1 часов, то оно автоматически переходит в состояние "Экономная передача сигнала оповещения". При восстановлении основного питания осуществляется переход в состояние "Активная передача сигнала оповещения".
    В случае подачи специальных команд "Отмена сигнала оповещения" осуществляется переход в "Дежурное состояние".
  • Активная передача сигнала оповещения (active alert).
    В этом состоянии не реже чем один раз за период Т2 передается сигнал охранного оповещения в направлении судно-берег.
    Данное сообщение декодируется береговым центром ССОС. В любой момент времени в направлении берег-судно может быть передана команда на задание интервала между передачами сигнала оповещения. В случае пропадания основного питания осуществляется переход в состояние "Экономная передача сигнала оповещения". В случае подачи специальных команд "Отмена сигнала оповещения" осуществляется переход в "Дежурное состояние".
  • Экономная передача сигнала оповещения (sleep alert).
    В этом состоянии устройство находится в состоянии минимального энергопотребления. Периодически устройство переходит в состояние "Активная передача сигнала оповещения"на время, достаточное для передачи сигнала оповещения и подтверждения приема береговой земной станцией, после чего возвращается в исходное состояние.
    В случае подачи специальной команды "Отмена сигнала оповещения" осуществляется переход в "Дежурное состояние".
  • Периодические рапорта о координатах (position report).
    Раз в сутки во время, обусловленное специальным алгоритмом, который задается произодителем системы па основе серийного номера устройства, активизируется передача сигнала оповещения в направлении судно-берег с признаком рапорта о координатах. В этом состоянии осуществляется тестирование линий связи с кнопками и последующей передачи этой информации и информации о координатах в направлении судно-берег.
    Алгоритм определения времени периодических рапортов о координатах должен быть таким, чтобы обеспечить по возможности равномерное распределение передач рапортов в течение 24 часов независимо от количества задействованных систем.
    Кроме этого должен обеспечиваться не жестко фиксированный момент времени для конкретной станции ССОО. Алгоритм, определенный производителем системы, должен быть доведен до сведения национальной администрации.
  • Тестирование канала связи (test).
    Для проведения тестирования канала связи по инициативе судна необходимо иметь в комплекте ССОО устройство, которое подключается к аппаратуре охранного оповещения (или входит в нее как составляющая часть) и позволяет инициировать проведение теста. Тест инициирует передачу сигнала охранного оповещения при нажатии на тестовую кнопку в запрограммированный адрес с признаком test. Данное устройство должно иметь возможность отображения результатов тестирования и состояния источников питания.
    Тестирование проводится, как правило, при первоначальной установке аппаратуры ССОО на судне.
    Для проведения тестирования канала связи по инициативе берегового центра, последний должен иметь возможность сделать запрос па передачу рапорта о координатах судна.
    В случае неполучения от судна такого рапорта реакция берегового центра определяется правилами национальной администрации (например, организуется радиосвязь с судном).

Комментариев нет:

Отправить комментарий