суббота, 20 июля 2024 г.

Мульдо-завалочный кран (завалочный кран)

Мульдо-завалочный кран предназначен для транспортировки и опрокидывания мульд с шихтой в плавильную печь.


Особенности мульдо-завалочного крана

  • Существуют 2 типа мульдо-завалочных кранов.
    • В кранах первого типа имеется одна тележка, с помощью которой и осуществляется загрузка шихты в печь.
    • В кранах второго типа имеется две тележки: главная для загрузки шихты в печь и вспомогательную для производства обычных работ по подъему и перемещению груза.
  • Мост мульдо-завалочного крана, механизм передвижения моста, вспомогательная тележка и механизм передвижения главной тележки аналогичны соответствующим узлам и механизмам мостового крана общего назначения.
  • Особенностью мульдозавалочного крана является раздельное расположение рельсовых путей, по которым перемещаются тележки, и наличие колонны с расположенными на ней механизмами.
  • В зависимости от конструкции мульды главная тележка имеет принципиально разные конструкции: для мульд, представляющих собой совок и разгружающихся через открытый торец, применяются  тележки, имеющие механизм подъёма в виде двух лебёдок с четырьмя подвесками или с четырехкрюковой траверсой, которые обеспечивают наклон совка при его разгрузке - завалке шихты в печь. В этом случае краны имеют второе название - скрапозавалочные, они предназначены для  работы с большими совками для загрузки скрапа в конвертерные печи. Их грузоподъёмность, как правило, более 100 т.
    При небольших грузоподъёмностях (до 50 т) мульдозавалочный кран оснащается вспомогательной тележкой или вспомогательным подъёмом на главной тележке, предназначенным для работы с магнитом, которым этот же кран загружает саму мульду.
  • Если мульда представляет собой бадью с шиберной управляемой заслонкой, то её транспортировка также осуществляется главной тележкой с механизмом подъёма в виде одной лебёдки с одной подвеской или двухкрюковой траверсой. Такие бадьи, как правило, имеют большие габариты и, соответственно, большую (более 100 тонн) грузоподъёмность крана.
    Для мульд небольшой грузоподъёмности, предназначенных, как правило, для подачи присадок внутрь печи через боковые завалочные окна используются специальные мульды с торцевым креплением с помощью замка к консоли (хоботу) крана.
  • Одним из важнейших механизмов мульдо-завалочного крана небольшой грузоподъёмности является хобот, который и служит для подачи мульд в загрузочное отверстие печи.
    После захвата хоботом мульды крановщик поднимает хобот, поворачивает его в сторону печи, устанавливает на высоту загрузочного отверстия печи и с помощью механизма передвижения тележки вводит мульду в печь. В печи крановщик поворачивает хобот, чтобы высыпать содержимое мульды в печь. При выходе мульды из печи движения крана производятся в обратном порядке.
  • Главная тележка снабжена поворачивающейся вертикальной колонной, на нижнем конце которой укреплена платформа с расположенными на ней механизмами и аппаратурой управления краном.
    Механизм подъема и опускания колонны представляет собой полиспаст, в котором вместо каната применена пластинчатая цепь. В качестве подвижных блоков полиспаста служат свободно вращающиеся звездочки, укрепленные на колонне.
    Подъем колонны происходит путем натяжения пластинчатой цепи звездочкой, которая приводится в движение электродвигателем через редуктор. Опускается колонна под действием собственного веса.
  • Качание хобота по оси производится специальным механизмом, неподвижно установленным на колонне крана. Движение от редуктора этого механизма передается хоботу через эксцентриковые пальцы и тяги.
  • При необходимости разгрузить мульду ее опрокидывают при помощи механизма поворота хобота.
  • Вращение вокруг горизонтальной оси мундштука с хоботом и мульдой осуществляется механизмом вращения хобота, закреплённым на раме. На одном конце мундштука установлено тихоходное зубчатое колесо, на другом - при помощи болтового или клинового соединения закрепляется хобот. Мундштук вращается в подшипниках, установленных в раме.
  • Механизм поворота колонны смонтирован на главной тележке. Работа этого механизма происходит следующим образом. Двигатель через редуктор передает движения конической шестерне, которая находится в зацеплении с шестерней, свободно сидящей на валу. Вращения от шестерни передается валу силой трения между шестерней и конусом фрикционного диска. Величина этих сил зависит от нажатия пружины, которое регулируется гайками. При чрезмерной нагрузке на валу конус фрикционного диска проскальзывает в выточке шестерни, предупреждая поломку механизма.
    Вал вращает укрепленную на нем шестерню и находящуюся в зацеплении с ней большую шестерню, которая свободно насажена на квадратную часть колонны крана; свободная посадка шестерни позволяет ей смещаться относительно колонны при опускании и подъеме колонны, обеспечивая в то же время передачу вращения.
  • Мульда крепится на конце хобота с помощью замка. Привод замка осуществляется посредством рукоятки, движение от которой передаётся стопору, проходящему внутри мундштука и хобота. В задней части стопор помещён в упорном шариковом подшипнике, позволяющем ему вращаться вместе с мульдой, в то время как его привод от рукоятки, осуществляющий поступательное движение стопора вдоль хобота, не вращается. Привод стопора может быть ручным или механическим с управлением из кабины машиниста, оборудованной сидением.
Мульдо-завалочный кран
Устройство мульдо-завалочного крана
1 - мульда; 2 - хобот; 3 - ось качания хобота; 4 - механизм поворота хобота; 5 - тяга; 6 - эксцентриковый палец; 7 - колонна; 8 - свободно вращающаяся звездочка; 9 - пластинчатая цепь; 10 - приводная звездочка; 11 - главная тележка; 12 - механизм передвижения моста крана; 13 - вспомогательная тележка

Завалочный кран (завалочная машина)
Мульдо-завалочный кран
Слева видна мульда на хоботе

Мульдо-завалочный кран
Скрапозавалочный кран

Комментариев нет:

Отправить комментарий