суббота, 30 марта 2024 г.

Мостовой кран

Мостовой кран - разновидность крана, который имеет конструкцию выполненную в виде опорного или подвесного моста.


Устройство мостового крана

Ниже приведено описание лишь главных частей мостового крана. Ведь иначе можно написать хорошую такую книгу.


Основой конструкции мостового крана является одна или несколько пролетных балок (она называет мостом) и которая изготавливается из двутавра, коробчатых балок или ферм.

На торцах моста смонтированы перпендикулярные концевые балки с колесами, посредством которых кран опирается на подкрановые пути (рельсы). А с помощью колёс мостовой кран передвигается.
В кранах малой и средней грузоподъёмности механизм передвижения моста имеет обычно групповой привод (один двигатель с трансмиссионным валом и двумя редукторами по концам для передачи движения ходовым колесам), а в кранах большой грузоподъёмности обычно индивидуальный привод для каждой стороны крана.

Жёсткость вышеописанной конструкции обеспечивается укосами.

По мосту передвигается грузовая тележка (иногда - 2 тележки), на которой находятся механизмы передвижения этой тележки, а также лебёдка (тельфер) или таль, которая служит для подъёма груза.
Лебёдок может быть две: основная и вспомогательная, с разной грузоподъёмностью.
Грузоподъемность мостовых кранов обозначают целым или дробным числом. Если число дробное, значит два механизма подъёма и в числителе указывают грузоподъемность главного, а в знаменателе вспомогательного механизма подъема (например, 20/5, 32/5, 50/12,5).

Под мостом двухбалочного мостового крана (только с электрическим приводом!) может располагаться кабина оператора, из которой машинист крана (крановщик) может управлять оборудованием и контролировать перемещение груза.
Сама кабина, в зависимости от рабочих условия и назначения крана, может быть передвижной или стационарной (чаще всего используется именно этот вариант), открытого или закрытого типа.
Стационарные кабины крепятся с одной из сторон крана, их используют при высоте подъема до 22 метров. При большей высоте на мост рекомендуется устанавливать подвижную кабину, так как она обеспечивает наилучший обзор.
Кабины открытого типа не остекляют и устанавливают на краны, которые рассчитаны на работу только в закрытых помещениях. Кабины закрытого типа всегда остеклены и подходят для управления мостовыми кранами, установленными на открытых площадках.





Устройство мостового крана
1 - мост крана, 2 - крановая тележка, 3 - подкрановая балка, 4 - крюковая подвеска основного подъема, 5 - крюковая подвеска вспомогательного подъема, 6 - кабина


Классификация мостовых кранов

По назначению мостовые краны бывают:
  • общего назначения - универсальный вид мостового крана.
  • узкопрофильного назначения - разрабатываются для эксплуатации в определённых отраслях производства с учётом особенностей поставленных задач и условий работы.

По конструкция моста мостовые краны бывают:
  • однобалочными - в основе одна балка. Такие краны также называются "кран-балка".
    На таких кранах можно применять грузовую тележку консольного типа, что позволяет расширить возможность подхода главного крюка за счёт уменьшения "мертвых зон" в торцах зданий. Главная балка однобалочного мостового крана образует вместе с концевыми балками П-образную конструкцию.
  • двухбалочными - у крана в основе две параллельные балки.
    Обычно мостовые краны именно двухбалочные и они отличаются повышенной надежностью за счет наличия двух балок.


По способу установки моста мостовые краны бывают:
  • опорными - кран опирается на закрепленные на металлических или бетонных опорах рельсы. Благодаря этому такие мостовые краны имеют большую грузоподъемность и хорошую устойчивость.
  • подвесные - кран подвешивается на монорельсовых путях в виде двутавровых балок,  которые крепятся у перекрытия здания. Делается это все так, чтобы колеса делали упор на внутреннюю сторону. Такой метод установки обычно используется для однобалочных мостовых кранов.

По типу приводу мостовые краны бывают
  • ручной - это небольшие кран-балки где груз поднимается и опускается с помощью цепной тали. Подходят для нечастого перемещения негабаритных грузов в небольших мастерских.
  • электрический - в этих кранах колёса приводятся в движение с помощью электродвигателя. Мостовые краны с таким приводом наиболее часто используемые.


По особенности моста мостовые краны бывают:
  • однопролетный - кран имеет две точки опоры
  • двухпролетные - кран имеет три точки опоры


По используемому грузозахватному органу мостовые краны бывают:
  • с крюком (крюковой кран) - это самый популярный грузозахватный орган мостовых кранов. Иногда на крюк можно установить и использовать другое оборудование (например, магнит).
  • с грейфером (грейферный кран) - это ковш, который используется для различных сыпучих материалов (угля, щебня и т.п.)
  • с электромагнитом (магнитный кран) - предназначен для перемещения металлического груза.
  • с грейфером и электромагнитом (магнитно-грейферные краны) - такие краны оборудуют одновременно электромагнитом и грейфером. При грузоподъемности электромагнита и грейфера по 5 т кран снабжают одной тележкой, при грузоподъемности по 10 т - двумя тележками.
  • и т.п.

По управлению мостовые краны бывают
  • с управлением из кабины
  • с управление по пульту (проводному или радио)

По передачи электричества мостовые краны бывают
  • кабельный токопровод - электричество передаётся по кабелю, который обычно подвешен на тросе с помощью свободно двигающихся креплений. Кабель также может подвешиваться на С-профиле или двутавре малого типа, по которым перемещаются тележки с кабелем (иногда такой токопровод называется фестонным)
  • троллейный токопровод - электричество передаётся по троллеям. Троллеи могут быть открытыми и закрытыми. Открытые троллеи менее безопасны.
  • комбинированный (смешанный) токопровод - чаще всего в таких моделях электричество передаётся по троллеям до крана, а на самом кране передаётся по кабелю


По способу перемещения мостовые краны бывают
  • стандартные - такие краны используются на открытых и закрытых площадках прямоугольной формы.
  • радиальные - вращается относительно одной из своих опор, имеет длину пролета, равную радиусу кольцевой рабочей площадки, которую он обслуживает. Ось вращения моста закреплена на опоре, смонтированной в центральной части рабочей площадки и прикрепленной к потолку здания. Тележка предназначена для обслуживания той площади кольца, которая меньше площади кольца рабочей площадки с учетом тех расстояний, на которые тележка не может подходить к ходовой ведущей тележке, перемещающейся по кольцевому рельсу, к опоре.
  • поворотные - имеет длину моста крана, равную 2 диаметрам кольцевого рельса. Тележка, перемещаясь по балкам моста, обслуживает большую площадь, чем радиальный кран, т.к. может поднимать грузы в центре рабочей площадки. В этом кране ходовые тележки и перемещаются в противоположные стороны при повороте моста относительно центра окружности кольцевого рельса. Ходовые колеса так же, как и в других кранах, имеют оси, ориентированные по радиусу кольцевой рабочей площадки.
  • хордовые - так же, как и радиальный, перемещается по одному кольцевому рельсу. Ходовые колеса закреплены на ходовых тележках, несимметрично расположенных относительно балок моста. Тележка моста предназначена для обслуживания меньшей площади кольца при том же радиусе, как у радиального крана.
  • кольцевые с передвижением механизмов по двум рельсам разного диаметра. Конструкция в этом варианте несколько усложняется из-за необходимости использования ходовых колёс, отличающихся между собой по размеру во избежание проскальзывания.

Мостовой кран с двумя балками
Двухбалочный мостовой кран

Однобалочный подвесной мостовой кран
Однобалочный подвесной мостовой кран

Магнитный мостовой кран
Мостовой кран с электромагнитом

Мостовой кран с грейфером
Грейферный мостовой кран с стационарной кабиной

Кабина мостового крана
Мостовой кран с передвижной кабиной

Троллеи на мостовом крану
Мостовой кран с троллеями и кабелем

Две тележки на мостовом крану
Мостовой кран с двумя тележками

Мостовой кран
Мостовой кран с поворотной тележкой

Мостовой кран
Кольцевой мостовой кран

Комментариев нет:

Отправить комментарий