среда, 11 сентября 2019 г.

Спасательные плоты

Надувной спасательный плот — это надувное коллективное спасательное средство, предназначенное для спасения пассажиров и экипажей тонущих судов и летательных аппаратов при вынужденной посадке на воду.

Спасательные плоты, в зависимости от района плавания, комплектуются 3 вариантами снабжения: SOLAS A PACK, SOLAS B PACK, SOLAS С PACK

Общая масса спасательного плота, его контей­нера и снабжения не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда плот предназначен для спуска одобренным спусковым устройством или когда не требуется переносить его с борта на борт.

Спасательные плоты бывают жесткие и надувные.


Жесткие спасательные плоты

Жесткие спасательные плоты представляют собой раму, на которой закреплены металлические плавучести цилиндрической формы, разделенные на отсеки. На плоту устанавливают места для сидения; для защиты от воды и солнца имеется фальшборт и тент. Плот снабжен веслами и парусом. Вдоль наружного края плота крепят леер с поплавками. Пассажировместимость 20 – 30 человек.

Жёсткий спасательный плот из лёгкого сплава состоит из замкнутой трубы и двойного днища, разделённого на ряд водонепроницаемых отсеков, в которых размещается снабжение плота. С обеих сторон настила двойного дна имеются лючки, закрываемые водонепроницаемыми крышками, для доступа к снабжению при плавании плота любой стороной вверх. По периметру плота уложен и закреплён тент с полиэтиленовыми дугами. Тент имеет 2 входа, закрываемые фартуками, сборник дождевой воды, сигнальную лампочку наверху тента и лампочку освещения внутри плота. Плот снабжён входными трапами, фалинем, обухами для крепления подъёмных стропов и скобами для крепления буксирного троса. На горизонтальных поверхностях плота устанавливают рейчатые деревянные или пластмассовые банки для сидения. Днище плота эффективно поддерживает людей вне воды, изолирует от холода, как правило, крепится посередине платформы, что позволяет пользоваться плотом не зависимо от того, на какой стороне он плавает. Снабжение размещается в водонепроницаемом контейнере и крепится к плоту штертом так, чтобы его можно поднять в плот. Тент, изготовленный из прорезиненной ткани, крепится по внешнему периметру плота так, чтобы его можно было установить, независимо от того, какой стороной он плавает на воде. Для удобства посадки плоты оборудуются жёсткими наклонными посадочными площадками или трапами, нижняя балясина которого должна находиться на 0,4м ниже ватерлинии порожнего спасательного плота. Плоты также оборудуются верёвочными леерами и надёжным фалинем.

Жёсткие спасательные плоты должны быть готовы к тому, чтобы их можно было безопасно и свободно спустить или сбросить на воду с любого борта; при погружении судна в воду они должны беспрепятственно всплывать, а разобщающие устройства должны срабатывать автоматически.

На судне плоты устанавливают на специальных приспособлениях в наклонном положении. При отдаче стопорного устройства плот под действием силы веса соскальзывает в воду.


Надувные спасательные плоты

Плоты надувного типа очень широко распространены на судах морского флота. Они снабжены надувным устройством, состоящим из баллона со сжатым углекислым газом. По периметру плота закреплен леер. Корпус плота разделен на отсеки, заполненные газом.
ПСН-20
Плот спасательный
надувной ПСН-20

При сбрасывании плота в воду штерт рывком открывает клапан баллона, и углекислый газ заполняет оболочку плота не более чем за 1 минуту. Для удобства входа на плот имеется штормтрап. Над плотом натянут тент оранжевого цвета. Пассажировместимость надувных плотов от 4 до 25 человек.

Надувные плоты хранят в чехлах или ящиках. В комплект снабжения входят: мехи для подкачки воздуха, ремонтные принадлежности для заделки небольших отверстий в оболочке, трос, весла, рыболовные принадлежности, ракеты, продукты, аптечка.


Вместимость надувных спасательных плотов

Число людей, допустимое к размещению на спасательном плоту, должно равняться меньшему из следующих чисел:
  • наибольшее целое число, полученное от деления на 0,096 значения объема главных труб плавучести в надутом состоянии в кубических метрах (для этой цели в значение объема не включаются объемы ни арвок, ни поперечных банок, если таковые имеются)
  • наибольшее целое число, полученное от деления на 0,372 значения внутренней горизонтальной площади сечения спасатель­ного плота в квадратных метрах (для этих целей в эту площадь может включаться площадь поперечной банки или банок, если таковые имеются), измеренной до внутренней кромки труб плавучести
  • число людей средней массой 75 кг с наде­тыми гидрокостюмами и спасательными жилетами или только спасательными жилета­ми для случаев размещения в плотах, спуска­емых плот-балкой, которые могут достаточно комфортно сидеть, имея высоту подтентового пространства, не стесняющую использование оборудования плота.

Основные требования к конструкцииспасательных плотов

Все спасательные плоты должны соответствовать требованиям главы IV "Спасательные шлюпки и плоты" международного кодекса по спасательным средствам. 
Поэтому кто хочет, может ознакомиться с этими требованиями самостоятельно. Я же приведу лишь основные.
  • Конструкция каждого спасательного плота дол­жна быть такой, чтобы он был способен выдерживать на плаву влияние окружающей среды, в течение 30 суток при любых условиях моря
  • Конструкция спасательного плота должна обес­печивать нормальную работоспособность как самого плота, так и его оборудования после сбрасывания плота на воду с высоты 18 м. Если спасательный плот дол­жен устанавливаться на высоте более 18 м над ватер­линией при наименьшей эксплуатационной осадке судна, то он должен быть таким, чтобы удовлетво­рительно пройти испытание сбрасыванием на воду по крайней мере с этой высоты.
  • Спасательный плот, находясь на плаву как с раскрытым, так и с нераскрытым тентом, должен быть способен выдерживать многократные прыжки на него с высоты не менее 4,5 м от его днища.
  • Конструкция спасательного плота и его оборудо­вание должны позволять буксировать его со скоростью 3 уз. на тихой воде с одним выброшенным плавучим якорем, когда плот нагружен полным комплектом лю­дей и снабжения.
  • Спасательный плот должен иметь тент для защиты находящихся на нем людей от воздействия внешней среды
    Тент должен устанавливаться автомати­чески после спуска плота на воду и должен отвечать следующим требованиям:
    - он должен обеспечивать изоляцию подтентового пространства от зноя и холода с по­мощью либо двух слоев материала, разделен­ных воздушной прослойкой, или с помощью других, обладающих равноценной эффектив­ностью средств. Должны быть предусмотрены средства, предотвращающие скопление воды в воздушной прослойке
    - цвет внутренней поверхности тента не дол­жен вызывать дискомфорта у находящихся на плоту людей
    - каждый вход должен быть четко обозначен и оборудован эффективным регулируемым за­крывающим устройством, которое человек в гидрокостюме может легко и быстро откры­вать изнутри и снаружи и закрывать изнутри плота. При этом должна обеспечиваться вен­тиляция плота при исключении проникновения морской воды, ветра и холода. На спасатель­ных плотах вместимостью более 8 человек должно иметься не менее двух диаметрально противоположных друг другу входов
    - он должен постоянно пропускать достаточное количество воздуха для находящихся на спаса­тельном плоту людей даже при закрытых входах
    - на нем должно быть предусмотрено по мень­шей мере одно смотровое окно
    - он должен быть оборудован приспособлениями для сбора дождевой воды
    - он должен иметь устройство для установки радиолокационного ответчика на высоте не менее 1 м над поверхностью моря
    - он должен иметь достаточную высоту для размещения людей в сидячем положении в любой части подтентового пространства.


Оборудование спасательного плота

  • Спасательный плот должен быть снабжен надежно закрепленными спасательными леерами, обне­сенными с провесами вокруг спасательного плота как с внутренней, так и с наружной стороны.
  • Спасательный плот должен иметь надежный фалинь длиной не менее 10 м плюс расстояние от места его установки до ватерлинии при наименьшей эксплуа­тационной осадке судна, или 15 м, смотря по тому, что больше. Разрывная нагрузка для всех элементов, исключая слабое звено, должна быть не менее 15 кН для плотов вместимостью более 25 чело­век, не менее 10 кН для плотов вместимостью от 9 до 25 человек и не менее 7,5 кН для любых других плотов.
  • На верхней части тента спасательного плота должен быть сигнальный огонь с ручным выключате­лем. Этот огонь должен быть белого цвета, с длитель­ностью постоянного действия не менее 12 ч и интенсив­ностью не менее 4,3 кд во всех направлениях верхней полусферы. В случае, если сигнальный огонь является проблесковым, он должен давать не менее 50, но не более 70 проблесков в минуту эквивалентной интен­сивности в течение 12 часов. Сигнальный огонь дол­жен автоматически включаться при раскрытии тента. Его батареи не должны портиться от сырости или влажности при хранении плота.
  • Внутри плота должна быть электролампочка с ручным выключателем, которая может постоянно светить не менее 12 ч. Она должна автоматически включаться при раскрытии тента и иметь интенсивность света, достаточную для чтения инструкций. Ее батареи не должны портиться от сырости и влажности при хра­нении плота.

В дополнение к вышеуказанным требованиям спасательный плот, предназначенный для использования с одобренным спусковым устройством (т.е. плоты спускаемые с помощью плот-балки) должен:
  • когда он нагружен его полным комплектом людей и снабжения, выдерживать удар о борт судна в направлении перпендикулярно борту судна при скорости спасательного плота не менее 3,5 м/с, а также сбрасывание на воду с высоты не менее 3 м, не получая при этом повреждений, которые бы влияли на его рабочее состояние
  • быть снабжен средствами для его подтягивания к борту судна у палубы посадки и надеж­ного удержания его во время посадки
  • на пассажирских судах каждый спускаемый с помощью плот-балки спасательный плот должен быть устроен так, чтобы все расписанные на него люди могли совершить быструю посадку в него.
  • на грузовых судах каждый спускаемый с помощью плот-балки спасательный плот должен быть устроен так, чтобы все расписанные на него люди могли совершить посадку в него в течение не более 3 мин с момента подачи команды к посадке.

Также рекомендую ознакомиться с

Комментариев нет:

Отправить комментарий