вторник, 11 сентября 2018 г.

Q-код (Щ-код)

Отредактировано 14.03.2022


Международный Q-код применяется как в любительской, так и в профессиональной радиосвязи. Он представляет собой трёхбуквенные сочетания, начинающиеся с буквы Q и обозначающие целые фразы из числа наиболее употребляемых в радиосвязи. Каждое сочетание может быть использовано со знаком вопроса (в вопросительной форме) или без знака вопроса.
Обычно Q-код применяется при передаче азбукой Морзе.

В войсках связи Вооружённых сил СССР Q-коды назывались Щ-кодами, так как кириллической букве "Щ" и латинской "Q" соответствует один и тот же код азбуки Морзе.



СОДЕРЖАНИЕ
Краткий словарь Q-кодов
Специальные коды
Неофициальные коды




Краткий словарь Q-кодов


В примерах сначала идет Q-код, потом значение со знаком "?", а потом без знака "?"

QAP
Должен ли я слушать … на … кГц (МГц)?
Слушайте … на … кГц (МГц)

QCX
Какой ваш полный позывной?
Вы работаете неверными позывными, проверьте

QCZ
(со знаком "?" кода нет)
Вы нарушаете правила радиообмена

QDM
Сообщите мой курс при нулевом ветре
Мой курс при нулевом ветре …

QDR
Сообщите мой магнитный пеленг
Магнитный пеленг …

QDW
Должен ли я перейти на запасную частоту?
Перейдите на запасную частоту

QGE
Какое точное расстояние?
Точное расстояние …

QIF
Должен ли я передавать на … кГц (МГц)?
Передавайте на … кГц (МГц)

QLK
Должен ли я быстрее реагировать на ваши запросы?
Реагируйте быстрее на мои запросы

QOD8
Можете ли вы работать на русском языке?
Я могу работать на русском языке

QRA
Как называется ваша станция?
Моя станция называется …

QRB
На каком приблизительно расстоянии Вы находитесь от моей станции?
Приблизительное расстояние между нашими станциями равно … км

QRD
Откуда и куда вы идёте?
Я иду из … в …

QRG
Сообщите мне точную частоту
Ваша точная частота … кГц (МГц)

QRH
Меняется ли моя частота?
Ваша частота меняется

QRI
Каков тон моей передачи?
Тон вашей передачи …

QRJ
Стабилен ли мой сигнал?
Ваш сигнал нестабилен

QRK
Какова разборчивость моих сигналов?
Разборчивость ваших сигналов …

QRL
Заняты ли вы?
Я занят, прошу не мешать

QRM
Испытываете ли вы помехи от других станций?
Я испытываю помехи от других станций

QRN
Мешают ли вам атмосферные помехи?
Мне мешают атмосферные помехи

QRO
Должен ли я увеличить мощность передатчика?
Увеличьте мощность передатчика

QRP
Должен ли я уменьшить мощность передатчика?
Уменьшите мощность передатчика
В любительском радиообмене практически всегда означает не просьбу уменьшить мощность, а факт работы малой мощностью (не выше 5-10 Вт)

QRQ
Должен ли я передавать быстрее?
Передавайте быстрее

QRS
Должен ли я передавать медленнее?
Передавайте медленнее

QRT
Должен ли я прекратить передачу?
Прекратите передачу

QRU
Есть ли у вас что-нибудь для меня?
У меня ничего для вас нет

QRV
Готовы ли вы?
Я готов

QRW
Должен ли я сообщить … что вы вызываете его на … кГц (МГц)?
Пожалуйста, сообщите … что я вызываю его на … кГц (МГц)

QRX
Когда вы вызовете меня снова?
Подождите, я вызову вас снова

QRY
Какая моя очередь?
Ваша очередь  …

QRZ
Кто меня вызывает?
Вас вызывает …

QSA
Какой силы мои сигналы?
Сила ваших сигналов …

QSB
Замирают ли мои сигналы?
Ваши сигналы замирают

QSC
Ваша станция с малым обменом?
Моя станция с малым обменом

QSD
Имеет ли моя манипуляция дефекты?
Ваша манипуляция имеет дефекты

QSG
Сколько сообщений вы передали?
Я передал ... сообщений

QSK
Можете ли вы слышать меня в паузах между своими сигналами?
Я могу вас слышать в паузах между своими сигналами

QSL
Можете ли вы подтвердить приём?
Ваш приём подтверждаю

QSM
Должен ли я повторить последнее сообщение?
Повторите последнее сообщение

QSN
Слышали ли вы меня на …?
Я вас слышал на … кГц (МГц)

QSO
Можете ли вы связаться с … непосредственно?
Я могу связаться с … непосредственно

QSP
Можете ли вы передать …?
Я могу передать …

QSQ
Имеете ли вы на борту врача?
Я имею на борту врача

QSS
Будете ли вы работать на … кГц (МГц)?
Я буду работать на … кГц (МГц)

QST
Могу ли я работать телефоном?
Я вас слышу, работайте телефоном

QSU
Должен ли я работать на … кГц (МГц)?
Работайте на … кГц (МГц)

QSV
Можете ли вы дать настройку?
Даю настройку

QSW
Должен ли я передавать на данной частоте?
Передавайте на данной частоте

QSX
Слушаете ли вы … на … кГц (МГц)
Я слушаю … на … кГц (МГц)

QSY
Должен ли я перейти на другую частоту?
Перейдите на другую частоту

QSZ
Передавать каждую группу несколько раз?
Передавайте каждую группу по … раза

QTA
Аннулировать радиограмму?
Аннулируйте радиограмму

QTB
(со знаком "?" кода нет)
Подтверждаю количество слов в сообщении

QTC
Имеется ли у вас сообщение?
У меня имеется для вас сообщение

QTE
Сообщите мой пеленг относительно вас
Ваш пеленг относительно меня …

QTF
Сообщите моё местонахождение?
Ваше местонахождение …

QTH
Сообщите ваши координаты
Я нахожусь …

QTI
Сообщите ваш истинный курс
Мой истинный курс …

QTJ
Сообщите вашу скорость
Моя скорость …

QTK
Сообщите точное время
Точное время …

QTL
Сообщите ваше истинное направление
Моё истинное направление …

QTO
Из какого порта вы вышли?
Я вышел из порта …

QTP
В какой порт вы будете заходить?
Я захожу в порт …

QTR
Сообщите точное время
Точное время … часов

QTU
В какие часы работает ваша станция?
Моя станция работает от … до …

QTV
Должен ли я обеспечить дежурство вместо вас на … кГц (МГц)
Обеспечьте вместо меня дежурство на … кГц (МГц)

QTX
Будете ли вы на приёме для дальнейшей связи со мной до получения известий (или до … час)?
Я буду на приёме до получения известия (или до … час)

QUA
Есть ли у вас известия от …?
У меня есть известия от …

QUD
Получили ли вы сигнал срочности от …?
Я получил сигнал срочности от …

QUF
Получили ли вы сигнал бедствия от …?
Я получил сигнал бедствия от …

QXS
Должен ли я пригласить … к аппарату для переговоров?
Пригласите … к аппарату для переговоров

QXX
Должен ли я заменить оператора?
Замените оператора

QYD
Сообщите причину неответа в … час … мин
Причина неответа …

В настоящее время многие коды несколько изменили своё значение. Например, QRM и QRN передают без оценки в баллах; QSL означает также и карточку-квитанцию, подтверждающую факт связи; QRP в любительском радиообмене практически всегда означает не просьбу уменьшить мощность, а факт работы малой мощностью (не выше 5-10 Вт) и т. п.



Специальные коды

Кроме выражений, касающихся собственно радиосвязи, Q-код включает сотни специфических выражений, применяемых в кораблевождении, управлении воздушным движением, метеослужбе, спасательной службе, радиопеленгации и т. д. Например, по советским правилам радиообмена:
  • ЩЬМ — "Подготовьте обед для экипажа из стольких-то человек"
  • ЩКА — "Я спас людей и следую на базу, имея на борту столько-то человек"
  • ЩУЛ — "Волнение моря в указанном пункте такое-то (по 9-балльной шкале)"
  • ЩСЦ — "Я грузовое судно"
  • ЩУЩ — "Направьте ваш прожектор вверх на облака, давая, если возможно, мигающий свет; когда мой самолет будет виден или слышен, направьте луч против ветра на воду (землю) для облегчения моей посадки"


Неофициальные коды

В примерах сначала идет Q-код, потом значение со знаком "?", а потом без знака "?"

QBA
(англ. big antenna) Большая ли у вас антенна?
У меня большая-пребольшая антенна!

QBS
(англ. bird shit) У вас антенна залеплена птичьим пометом?
Стряхните дерьмо с антенны и будете меня слышать.

QDR
(англ. do you have receiver?) У вас есть приемник? (в ответ на «QRL?»)
Да, черт возьми (англ. damn right), частота занята!

QEW
(англ. earwax) У вас уши забиты серой?
Плохо слышу вас, уши забиты.

QKB
(англ. knobs) Сколько ручек управления у вашей радиостанции?
У моей станции … ручек.

QKN
(англ. know how) А сколькими ручками вы умеете пользоваться?
Я умею пользоваться … ручками.

QLF
(англ. left foot) Вы работаете на ключе левой ногой?
Я работаю на ключе левой ногой.

QRC
Вы жеватель тряпок? (англ. rag chewer — любитель вести долгие разговоры)
Осторожно, в эфире болтун.

QZZ
Это фон 60 Гц или вы храпите?
Я засыпаю у микрофона.

3 комментария: