понедельник, 24 декабря 2018 г.

Дизельные электростанции (ДЭС) убежищ ГО

Отредактировано 11.05.2025


На случай отключения основных систем электросистем защитных сооружений и для последующей работы всех инженерных сетей убежища может использоваться дизельная электростанция (ДЭС).
  • Как правило дизельные электростанции убежищ ГО (ДЭС) предусматривается сразу для группы близлежащих защитных сооружений (убежищ) при этом сначала строится убежище с ДЭС, а потом другие. Допускается проектирование ДЭС для одного убежища, если групповая ДЭС по техническим или экономическим условиям нерациональна.
  • К каждому убежищу от распределительного щита ДЭС должен быть предусмотрен отдельный фидер, с коммутационным аппаратом и защитой от перегрузок и коротких замыканий. Прокладка кабельных линий от ДЭС, питающей группу убежищ, осуществляется в траншее глубиной не менее 0,7 м.
  • Дизельная электростанция обычно размещается в защищенных помещениях убежища, отделенных от отсеков проветриваемым тамбуром с герметическими дверями. Количество помещений для дизельной и их размеры зависят от мощности дизелей, типа оборудования, принятой системы охлаждения и запасов топлива.
         Сами помещения для дизельной электростанции (ДЭС) следует располагать у наружной стены здания, отделяя их от других помещений несгораемой герметичной стеной (перегородкой) с пределом огнестойкости не менее REI 120.
Примеры размещения ДЭС в убежищах
Примеры размещения ДЭС в убежищах
а - ДЭС мощностью 12 кВт; б - ДЭС мощностью 250 кВт;
1 - машинный зал; 2 - помещение горючесмазочных материалов; 3 - тамбур; 4 - приточная камера; 5 - вытяжная камера; 6 - помещение узла охлаждения; 7 - дизель-генератор; 8 - узел охлаждения дизеля; 9 - расходный бак топлива; 10 - вентиляционный агрегат
  • В многоэтажных убежищах ДЭС следует размещать на нижнем этаже.
  • В качестве ДЭС обычно устанавливаются стационарные электростанции, которые выпускаются промышленностью выпускает для сельского хозяйства, строительных работ и т.п..
  • Сама дизельная электростанция (ДЭС) состоит из двигателя внутреннего сгорания, генератора и щита управления. Двигатель и генератор монтируется на общей металлической раме. На этой же  раме устанавливают водяной и масляный радиатор.
  • Запуск ДЭС производят от аккумуляторных батарей, или (реже) от баллонов со сжатым воздухом, или от компрессорной установки.
  • Мощность электроагрегатов ДЭС должна быть определена по максимальной потребности мощности электроприемников, работающих в режимах работы санитарно-технических устройств (вентиляторов, насосов и др.) и освещения убежища.
         Минимальная мощность загрузки дизеля при эксплуатации должна быть не менее 40% его номинальной мощности.
          При общей потребности мощности более 100 кВт следует предусматривать установку не менее двух электроагрегатов, работающих по параллельной схеме.
         Мощность электроагрегата ДЭС следует проверять по условиям обеспечения пуска электродвигателя наибольшей мощности при полной нагрузке от остальных потребителей с учетом коэффициента спроса (одновременности).
  • Переключение электропитания от внешних вводов на ДЭС осуществляют вручную.
  • Дизельный агрегат при наличии артезианской воды обычно охлаждается по двухконтурной схеме. Вода, циркулирующая по внутреннему контуру системы охлаждения дизеля (первый контур), охлаждается в водоохладителе, через который пропускается вода из артезианской скважины (второй контур).
         Если артезианской скважины нет, охлаждение производится по водовоздушной (радиаторной) схеме. В этом случае вода внутреннего контура системы охлаждения проходит через радиатор и здесь охлаждается воздухом, который вентилятором продувается через радиатор.
  • Запас горюче-смазочных материалов для ДЭС следует рассчитывать на непрерывную работу дизель-агрегата в течение всего расчетного срока с учетом проведения технического обслуживания и кратковременных пусков дизель-агрегата в мирное время (не более 15% расчетного запаса).
         Запас топлива (дизельное топливо по ГОСТ 305 марки Л для тепловозных и судовых дизелей с температурой вспышки выше 61°С) хранится в топливном баке. Бак оборудуется фильтром для очистки топлива, указателем уровня и устройствами для заливки и перекачки топлива из основных ёмкостей (бочки, цистерны). Расходные баки должны быть оборудованы поддонами, рассчитанными на аварийный слив, смотровыми люками, указателями уровня, приемными фильтрующими сетками, огневыми предохранителями и запорной арматурой. К дизелю топливо обычно подается из бака самотёком.
         Аналогичные баки предусматриваются и для хранения масла.
  • В помещении машинного зала ДЭС допускается размещать горюче-смазочные материалы объемом до 1,5 м3, а при расположении ДЭС под жилыми и общественными зданиями - объемом до 1 м3.При объеме более 1,5 м3 горюче-смазочные материалы следует размещать в отдельном помещении, а в случае расположения ДЭС под жилыми и общественными зданиями и при объеме горюче-смазочных материалов от 1 м3 до 10 м3 защищенные топливные баки следует выносить за периметр здания, в которое встроена ДЭС, на расстояние не менее 10 м.
  • Помещение дизельной оборудуют системой вентиляции, обеспечивающей подачу воздуха на горение топлива в дизель, охлаждение и удаление выделяемых при работе двигателя вредных продуктов горения.
         Система вентиляции должна исключать возможность проникания в отсеки убежища продуктов горения, выделяемых при работе дизеля. С этой целью помещение, где установлено силовое оборудование, отделяется от отсеков тамбуром с герметическими дверями. Тамбур проветривается воздухом, который при работающей системе вентиляции может пропускать через клапаны избыточного давления, установленные в полотнах герметических дверей.
         Пройдя через тамбур, воздух поступает в силовое помещение. Кроме того, для дизельной предусматривается система вентиляции, которая обеспечивает подачу наружного воздуха через отдельный воздухозабор, защищенный противовзрывным устройством.
  • Приток воздуха в помещение дизельной осуществляется за счет разрежения, создаваемого вытяжной системой, она состоит из вентилятора, воздуховодов и шахты.
  • Выхлопные газы от работающего дизеля выводятся за пределы дизельной по выхлопной трубе (выпускной трубопровод). Выхлопная труба должна иметь теплоизоляцию и устройство для спуска конденсата.
  • Воздухозабор вентиляции ДЭС должны быть размещены вне завалов зданий и сооружений.
  • Как правило, воздух, поступающий в дизельную с поверхности земли по приточному воздуховоду, не очищается от отравляющих веществ. Поэтому после заполнения убежища и включения дизелей обслуживающий персонал должен находиться в отсеках или в помещении диспетчерской за пределами дизельной.
         Для периодической проверки работы дизелей и другого оборудования, а также для устранения возникающих неисправностей обслуживающий персонал должен пользоваться защитной одеждой и противогазами. При выходе из силового помещения защитную одежду снимают в тамбуре.
  • При возникновении пожаров в дизельную может поступать горячий и задымленный воздух, что затруднит процесс охлаждения дизелей. На этот случай в системе вентиляции дизельной предусматривается охлаждение воздуха, подаваемого с поверхности. Если есть артезианская скважина, воздух охлаждается в одно- или двухступенчатом охладителе. Если артезианской скважины нет, для охлаждения можно использовать гравийный теплоемкий фильтр.
  • Дизельная электростанция, если она не работает и по каким-либо причинам не может содержаться в мирное время в состоянии постоянной готовности, должна быть поставлена на длительную консервацию и закрыта. В этом случае также обязательны периодические проверки сохранности и исправности оборудования. К примеру, ДЭС проверяются внешним осмотром, а также проверяется качество консервации. Кроме того должно обращаться внимание на горизонтальность установки дизель-генератора и узла охлаждения на фундаментах.
         Расконсервация же ДЭС производится в период перевода защитного сооружения к приёму людей для укрытия, а также в период учений.
  • При проектировании ДЭС с одним дизель-генератором его следует выбирать неавтоматизированным или степени I автоматизации, при двух и более дизель-генераторах следует предусматривать устройство для синхронизации параллельной работы.
  • Корпуса электродвигателей должны обязательно иметь защитное заземление с сопротивлением не менее 10 Ом.
  • Если удаление теплоизбытков из встроенной ДЭС предусматривают путем перетекания воздуха из основных помещений в помещения ДЭС за счёт подпора, то этот расход воздуха следует учитывать при составлении воздушного баланса всего защитного сооружения.
  • В нижней части шкафов для установки стартерных аккумуляторных батарей и батарей аварийного освещения в ДЭС должны быть жалюзийные решетки для притока воздуха. У шкафа должен быть плоский верх с врезанным в него вытяжным воздуховодом, который следует выводить за пределы убежища в не заваливаемую зону. Воздуховод следует выполнять из стальной бесшовной трубы диаметром 45 мм. Воздуховод по помещению должен быть проложен с уклоном в сторону шкафа. На воздуховоде вплотную к шкафу должна быть установлена запорная арматура (вентиль, задвижка или пробковый кран).
         Для защиты вытяжного воздуховода от атмосферных осадков воздуховод следует заканчивать полуотводом. Установка противовзрывного устройства и расширительной камеры на воздуховоде не требуется.
         Хранение заряженных аккумуляторных батарей в шкафу в мирное время допускается только при открытом вытяжном воздуховоде. Зарядка аккумуляторных батарей в пределах убежища в мирное время и в период его эксплуатации не допускается.
  • У ДЭС, имеющих электрический пуск, должен контролироваться зарядка аккумуляторных батарей. А у ДЭС, имеющих пуск сжатым воздухом, контролируется давление в пусковых баллонах.
  • Помещение машинного зала ДЭС, если в нем хранят топливно-смазочные материалы, и склады горюче-смазочных материалов при ДЭС должны быть оборудованы стационарными автоматическими установками пожаротушения.

ДЭС в убежище ГО

ДЭС в убежище ГО

ДЭС в убежище ГО

Комментариев нет:

Отправить комментарий