суббота, 4 июля 2020 г.

Плоский узел

Отредактировано 9.09.2021


Другое название

  • узел Жозефины
  • тросовый стек



Название "плоский узел" попало в наш морской язык из французского. Его ввел впервые в свой "Словарь морских терминов" известный французский кораблестроитель Даниэль Ласкальс в 1783 году. Но узел был, конечно, известен морякам всех стран задолго до этого. Как он раньше назывался неизвестно. Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы.

Плоский узел симметричен, легко завязывать, не скользит на мокрой верёвке, один из самых крепких узлов, не затягивается намертво (в том числе и на мокрой верёвке), легко развязывать. Единственный недостаток — громоздкий.

Этот узел незаменим для связывания двух толстых и жёстких тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например, при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика или для буксировки). Из-за того что узел получается плоским то он является удобным для наматывания на что-либо.

В англоязычных странах рекомендован санитарным службам для подвязывания раненых и сломанных рук (с надетыми шинами) к шее.
Может использоваться как декоративный узел.


Имея восемь переплетении, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит веревку, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на веревку этот узел легко развязать.

Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилсй, на которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.


Существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах (см. рис., а) и без такой прихватки, когда узел затягивается (см. рис., б).
а – первый способ вязки: б – второй способ вязки
Завязанный первым способом плоский узел на двух верёвках разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Также при таком завязывании узел мало утолщает место соединения тросов, и не застревает на барабане кабестана.
Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы.




Плоский узел возможно завязывать в двух вариантах — концы выходят с одной стороны и когда концы выходят с разных сторон (по диагонали). Узел, у которого концы выходят с одной стороны считают менее надёжным, чем узел, у которого концы выходят с разных (по диагонали) сторон.


Некоторые авторы называют плоский узел "узлом Жозефины" если ходовые концы выходят с одной стороны. Другие же авторы отличают узел Жозефины от плоского узла по наличию или отсутствию прихваток.

Комментариев нет:

Отправить комментарий