пятница, 25 сентября 2020 г.

Лавировка судна

Лавировка яхтыЕсли пункт назначения находится так, дойти до него одним галсом нельзя, то парусное судно, идя курсом бейдевинд, будет вынуждена менять галсы, делая в определенных точках повороты идя зигзагом. Такое продвижение против ветра называется лавировкой.

Техника управления парусным судном на лавировке несколько усложняется, поскольку рулевой должен не только достичь цели, но и сделать это с наименьшей затратой времени и наименьшим количеством галсов. Поэтому курс бейдевинд на лавировке должен быть настолько крутым, насколько позволяют лавировочные качества судна. Это необходимо, чтобы, продвигаясь вперед по курсу, оставаться как можно выше на ветре.
Но так как скорость парусного судна, идущей более полным курсом, больше, чем у идущей круто, то можно незаметно увалиться до курса полный бейдевинд и идти с хорошей скоростью, но терять при этом высоту. Чтобы этого не случилось, нужно выбрать такой курс относительно ветра, при котором парусное судно будет наилучшим образом выбираться на ветер, сохраняя при этом достаточную скорость.
Этот курс или, точнее, наивыгоднейший угол лавировки, зависит от многих факторов: конструктивных особенностей парусного судна, качества и площади парусов, силы ветра и пр. Зная их, можно найти величину этого угла для своего парусного судна в различных ветровых условиях. Умение выбрать и держать наивыгоднейший угол лавировки приходит с опытом.
Лавировка судна
Наивыгоднейший курс при лавировке
Несмотря на то что белое сдуно идет круче, а полосатая быстрее, черная имеет наибольшую скорость лавировки

На парусном судне, идущим курсом крутой бейдевинд, шкоты обычно выбирают так, чтобы гик и стаксель располагались примерно под углом 10-15° к диаметральной плоскости, в зависимости от силы ветра и покроя парусов.

Ведя таким образом парусное судно буквально по "кромке ветра", т.е. с оптимальным углом лавировки, рулевой все внимание должен сосредоточить на том, чтобы сохранить этот угол и не увалиться с туго выбранными шкотами, теряя набранную высоту. Вот почему управлять парусным судном на этом курсе значительно сложнее, чем на курсе полный бейдевинд.

Количество и длина галсов зависят от расстояния между пунктами отшествия и пришествия, размеров акватории и навигационной обстановки, а также от изменения направления ветра во время плавания. Так, если путь проходит в узкости или по реке, то естественно, что рулевой будет вынужден делать поворот каждый раз, как парусное судно окажется вблизи берега или кромки фарватера. А если судну предстоит пройти такое же расстояние в открытом бассейне (море, озере, водохранилище), то количество галсов может быть меньше. Во всех случаях галс, ведущий судно к цели кратчайшим путем, делается более длинным. Короткий галс, вынуждающий к повороту из-за препятствия на курсе, захода ветра и т. д., называется контргалсом.
Лавировка в узкости и в открытом бассейне
Лавировка в узкости и в открытом бассейне

Поворот на последний галс, которым парусное судно должна выйти на пункт пришествия, следует делать только тогда, когда ориентир, на который после поворота должен держать рулевой, окажется позади траверза судна. Таким образом, судно будет иметь запас высоты, обеспечивающий достижение цели одним галсом с учетом возможного захода ветра.

Прямая линия, соединяющая пункты пришествия и отшествия на лавировке, называется генеральным курсом.



Если вы еще не посмотрели статью  "Курс относительно ветра" то рекомендую с ней ознакомиться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий