Кранец — подкладка, которую используют для амортизации ударов корпуса судна о причал или другое судно в процессе швартовки или буксировки. Это устройство должно обеспечить передачу нагрузок на возможно большую площадь борта и тем самым исключить его повреждение или остаточную деформацию.
Виды кранцев
Первоначально кранцы были плетённые из верёвок, внутри которых могли быть парусиновые мешки, набитые пробкой, пенькой, обрезками смолёных тросов.
Сегодня такие кранцы можно увидеть редко: на морских шоу-фестивалях или на репликах старых лодок или парусников.
Плетёный кранец |
На современных судах используются кранцы самых разных видов. Выбор того или иного варианта зависит от типа и размера судна, от его конструкции и условий швартовки.
Сейчас кранцы зачастую представляют собой надутыми воздухом через ниппель резиновые шары или цилиндры с толщиной стенок 9-30 мм. Кранцы для больших судов могут доходить до 2-3 метров в диаметре.
Кранцы |
Также, в силу своей дешевизны и практичности, в качестве кранцев наиболее широко используются старые автомобильные или самолётные покрышки. Но только на небольших суднах.
Кранцы из старых автомобильных покрышек |
Также существуют кранцы, состоящие полностью из куска резины или другого наполнителя. Но из-за своего веса такие кранцы больше используются в портах.
Если и такие, когда цилиндрические кранцы сверху еще обвязываются старыми покрышками.
Цилиндрические кранцы с размещёнными поверх покрышками |
Классификация кранцев
Т.е. все кранцы по способу преобразования и передачи энергии можно разделить на
- Демпфирующие. Делаются из прочной резины. Конструкцией предусмотрено отверстие, с помощью которого поглощается энергия сжатия. Бывают двух видов – газовые и гидравлические (подвешиваются вертикальным способом).
Кранцы частично или полностью заполняются водой. И при ударении бортов вода вытесняется через отверстие. Затем в оболочку вода попадает снова. - Амортизирующие. Разделяются на эластичные и пневматические. Последние, в свою очередь, бывают камерными (есть две оболочки – внешняя и внутренняя) и бескамерными (одна оболочка, усиленная синтетиком или металлом).
- Комбинированные. Состоят из двух оболочек, где внутренняя наполнена воздухом. Промежуток между оболочками заполнен водой, которая выдавливается при соударении суден. Бывают двух типов – гидропневматические и гидроэластичные.
На ходу кранцы обычно убирают (так называемые "временные кранцы"), чтобы не хлопали по бортам . Это небезопасно (могут оторваться) и некрасиво. Но на буксирах и паромах, которые постоянно швартуются или имеют тесные контакты с другими судами, кранцы не убираются (так называемые "постоянные кранцы").
По месту расположения кранцы делятся на
- Плавучие. Спускаются на поверхность воды и служат в качестве надежного амортизатора. Количество использованных кранцев напрямую зависит от величины корабля. Конструктивно представляют собой несколько баллонов, которые между собой связаны цепями. Сверху баллоны закрываются покрышками.
- Бортовые. Являются вспомогательными средствами, защищающие корпус судов от ударов при швартовке с иным судном или причалом. Бывают двух видов:
- носовые – устанавливаются на носу судна
- бортовые цилиндрические – монтируются по оба борта
Комментариев нет:
Отправить комментарий