воскресенье, 27 июня 2021 г.

Канатные стропы

Канатные стропы – один из наиболее распространённых видов грузозахватных приспособлений, в основе которого используется стальной канат (трос).


Плюсы канатных стропов:
  • рациональное соотношение цены и прочности
  • устойчивость к высоким динамическим нагрузкам
  • широкий диапазон выдерживаемых температур (от -40°C до +400°C)
  • гибкость

Минусы канатных стропов:
  • недостаточно долгий срок службы
  • низкая ремонтопригодность
  • разрушение нескольких стальных проволочек представляет опасность для здоровья стропальщика
  • невозможность применения в агрессивных средах (низкая устойчивость к воздействию щелочей, кислот)
  • их не рекомендуется применять для хрупких и требующих деликатного обращения грузов


Устройство канатных строп

Канатные стропы представляют собой стальной канат из большого количества стальных нитей, концы которого с двух сторон сделаны петлями, зачастую с коушами. Последние предназначены для снижения степени износа каната, что позволит лучше распределить имеющуюся нагрузку, которая действует непосредственно на канатные стропы.

Толщина стальной проволоки для изготовления канатного стропа зависит от требующейся грузоподъёмности и составляет 0,8-2 мм. А для обеспечения эластичности используют сердечник из пеньки, асбеста либо стали.


Виды канатных стропов

Конструктивно различают
  • ветвевые канатные стропы. Эти канатные стропы включают в себя несколько отдельных ветвей, которые соединяются между собой звеньями из конструкционной стали и заканчиваются крюком.
  • петлевые канатные стропы. Эти канатные стропы не оснащаются крюками, и предназначены для фиксации поднимаемого груза путём его обвязки по контуру.
Канатные стропы

Также существует два способа производства канатных стропов:
  • опрессовка втулкой из алюминия (завтуливание)
  • изготовление сплесеня (заплетка тросов)


Нормы браковки канатных стропов

Периодическая проверка канатных строп обязательна, поскольку из-за явления ползучести металла происходит малозаметная пластическая деформация проволоки каната, что может вызвать его разрыв даже под нагрузкой, которая не превысила предельную.

Основаниями для браковки считаются: 
  • Уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40% и более;
  • Износ зева соединительного кольца в месте его соединения с крюком, которое превышает 10% от первоначального его диаметра.
  • Угловая или линейная деформация соединительных элементов стропа, превышающая 10% (поворот, изгиб крюка или соединительного звена).
  • Уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7% и более.
  • Повреждения из-за воздействия температуры или электрического дугового разряда.
  • Отсутствие соединительного замка, бирки или паспорта на канатный строп.
  • Выдавливание сердечника.
  • Обрыв хотя бы одной пряди.
  • Если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает на длине равной 3-м диаметрам - 4 проволочки, на длине 6 диаметров - 6 проволочек, на длине 30 диаметров - 16 проволочек. Пример измерения для браковки приведён на изображении ниже
Браковка канатных стропов при обрыве проволок


Бирка канатного стропа
Не существует жёсткого стандарта по месту крепления бирки на канатный строп. Но обычно бирку крепят на теле стропа либо петле с помощью опрессовки либо заклепывания.

Вот пример бирки цепного стропа и его расшифровка
Бирка канатного стропа

Комментариев нет:

Отправить комментарий