Канатные стропы – один из наиболее распространённых видов грузозахватных приспособлений, в основе которого используется стальной канат (трос).
Плюсы канатных стропов:
- рациональное соотношение цены и прочности
- устойчивость к высоким динамическим нагрузкам
- широкий диапазон выдерживаемых температур (от -40°C до +400°C)
- гибкость
Минусы канатных стропов:
- недостаточно долгий срок службы
- низкая ремонтопригодность
- разрушение нескольких стальных проволочек представляет опасность для здоровья стропальщика
- невозможность применения в агрессивных средах (низкая устойчивость к воздействию щелочей, кислот)
- их не рекомендуется применять для хрупких и требующих деликатного обращения грузов
Устройство канатных строп
Канатные стропы представляют собой стальной канат из большого количества стальных нитей, концы которого с двух сторон сделаны петлями, зачастую с коушами. Последние предназначены для снижения степени износа каната, что позволит лучше распределить имеющуюся нагрузку, которая действует непосредственно на канатные стропы.
Толщина стальной проволоки для изготовления канатного стропа зависит от требующейся грузоподъёмности и составляет 0,8-2 мм. А для обеспечения эластичности используют сердечник из пеньки, асбеста либо стали.
Виды канатных стропов
Конструктивно различают
- ветвевые канатные стропы. Эти канатные стропы включают в себя несколько отдельных ветвей, которые соединяются между собой звеньями из конструкционной стали и заканчиваются крюком.
- петлевые канатные стропы. Эти канатные стропы не оснащаются крюками, и предназначены для фиксации поднимаемого груза путём его обвязки по контуру.
Также существует два способа производства канатных стропов:
- опрессовка втулкой из алюминия (завтуливание)
- изготовление сплесеня (заплетка тросов)
Нормы браковки канатных стропов
Периодическая проверка канатных строп обязательна, поскольку из-за явления ползучести металла происходит малозаметная пластическая деформация проволоки каната, что может вызвать его разрыв даже под нагрузкой, которая не превысила предельную.
Основаниями для браковки считаются:
- Уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40% и более;
- Износ зева соединительного кольца в месте его соединения с крюком, которое превышает 10% от первоначального его диаметра.
- Угловая или линейная деформация соединительных элементов стропа, превышающая 10% (поворот, изгиб крюка или соединительного звена).
- Уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7% и более.
- Повреждения из-за воздействия температуры или электрического дугового разряда.
- Отсутствие соединительного замка, бирки или паспорта на канатный строп.
- Выдавливание сердечника.
- Обрыв хотя бы одной пряди.
- Если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает на длине равной 3-м диаметрам - 4 проволочки, на длине 6 диаметров - 6 проволочек, на длине 30 диаметров - 16 проволочек. Пример измерения для браковки приведён на изображении ниже
Комментариев нет:
Отправить комментарий