Швартовка плота сложна, т.к. вес у плота (особенно больших) довольно высокий и он идёт вдоль берега со скоростью бегущего человека (а то и быстрее) и при попытке остановить ее развивает тягу в несколько десятков и даже сотен килограммов.
Бежать (да и идти) можно не по всякому берегу, долго плыть вдоль берега на плоту также обычно плохо - много подводных камней. Иногда двигаться дальше без разведки просто нельзя, так что причаливать надо уметь скоро и четко. Поэтому, если группа неопытная или неслаженная, тренировки по швартовке плота следует начать в первые же часы плавания, постепенно усложняя условия причаливания.
Удобнее швартоваться на спокойном течении, где берег невысокий и нет мелей. В таком случае плот, прижатый гребями к берегу, почти останавливается.
Если течение быстрое, для остановки применяют верёвку. Плот подводят к берегу и наваливают на него кормой. Заднее весло всё время работает в сторону берега, а переднее, по команде лоцмана, - периодически от берега, чтобы плот не развернулся, зацепив за него передним углом.
После того как скорость плота перестала уменьшаться, один из членов экипажа, взяв свернутую петлями веревку, конец которой закреплен за кормовую шпонку (ронжину), спрыгивает на берег и бежит к находящемуся поблизости дереву или камню, сбрасывая на ходу петли веревки.
Первая распространенная ошибка швартующего: не дождавшись, пока плот подойдет к самому берегу, он прыгает прямо в воду. Глубина всегда оказывается больше ожидаемой, бежать по скользким камням трудно. В результате он падает и только после того, как весь вымокнет, выбирается на четвереньках на берег. А время уже упущено.
Вторая причина осечек при швартовке: веревка запуталась, петли не сбрасываются. Приходится бежать не от берега, а вдоль него за плотом, перепрыгивая через валуны и пытаясь на ходу распутать веревку. Избежать этой ошибки просто: надо, когда сматываете веревку, раскрутить ее, чтобы петли ложились кольцами, а не восьмерками.
Добежав до дерева или большого валуна, швартующий охватывает их веревкой и начинает сдерживать судно. Веревку можно крепить сразу намертво лишь на медленном течении или когда плот маленький.
Швартуя тяжелый плот на быстром участке, нужно протравить несколько метров веревки, иначе или она лопнет, или не выдержит деревце (если оно не очень толстое).
Протравливая веревку, по неопытности тратят много сил на борьбу с плотом, иногда дело доходит до ожогов ладоней. Помните, что соотношение усилий на веревке со стороны плота и вашей резко зависит от того, насколько веревка охватывает валун или дерево. Так, при охвате дерева на пол-оборота усилие на вашем конце веревки будет в 4-5 раз меньше, чем усилие на конце, за который тянет плот; при охвате на полный оборот отношение вырастет примерно до 20, при двух оборотах - до 400. Поэтому, если вам трудно держать веревку, не пытайтесь "выехать" на грубой физической силе. Заведите веревку еще на пол-оборота, и вам станет гораздо легче.
Если поблизости нет деревьев или крупных валунов, например когда плот пристает к галечному островку или отмели, то при не очень быстром течении судно можно остановить руками. Для этого вслед за швартующим с плота соскакивают и все остальные оставив по человеку на каждом весле. Взявшись за веревку, они бегут, потом идут, постепенно останавливая плот. Не нужно пытаться остановить его сразу, что не получится, только появится ощущение полной безнадежности. Поставьте целью лишь тянуть за веревку, тогда плот постепенно остановится сам.
Добежав до дерева или большого валуна, швартующий охватывает их веревкой и начинает сдерживать судно. Веревку можно крепить сразу намертво лишь на медленном течении или когда плот маленький.
Швартуя тяжелый плот на быстром участке, нужно протравить несколько метров веревки, иначе или она лопнет, или не выдержит деревце (если оно не очень толстое).
Протравливая веревку, по неопытности тратят много сил на борьбу с плотом, иногда дело доходит до ожогов ладоней. Помните, что соотношение усилий на веревке со стороны плота и вашей резко зависит от того, насколько веревка охватывает валун или дерево. Так, при охвате дерева на пол-оборота усилие на вашем конце веревки будет в 4-5 раз меньше, чем усилие на конце, за который тянет плот; при охвате на полный оборот отношение вырастет примерно до 20, при двух оборотах - до 400. Поэтому, если вам трудно держать веревку, не пытайтесь "выехать" на грубой физической силе. Заведите веревку еще на пол-оборота, и вам станет гораздо легче.
Если поблизости нет деревьев или крупных валунов, например когда плот пристает к галечному островку или отмели, то при не очень быстром течении судно можно остановить руками. Для этого вслед за швартующим с плота соскакивают и все остальные оставив по человеку на каждом весле. Взявшись за веревку, они бегут, потом идут, постепенно останавливая плот. Не нужно пытаться остановить его сразу, что не получится, только появится ощущение полной безнадежности. Поставьте целью лишь тянуть за веревку, тогда плот постепенно остановится сам.
При больших скоростях течения удобнее швартоваться с перекантовкой плота, или "тыром". Судно подводят так, чтобы оно передним углом уткнулось в берег. Не надо бить плот с полного хода об отвесные скалы, но, если валуны имеют размер не более 0,3-0,5 м, швартоваться уже можно - плот одни из них отодвинет, а на другие слегка вылезет. Таким способом гасится основная часть скорость плота. В этот момент швартующий спрыгивает с носа на берег и крепит веревку (при подобной швартовке используется носовая веревка). Протравка нужна маленькая; можно ее и совсем не делать. Пока веревку закрепляют, река разворачивает плот вокруг переднего угла, а гребцы, работая задним веслом в сторону берега, стараются замедлить этот процесс.
За передним веслом нужно внимательно следить и при развороте успеть поднять или выдернуть его чтобы не поломать о берег и не захлестнуть веревкой.
Преимущества такой швартовки: легче гасится скорость плота, швартующему удобнее спрыгивать на берег, и у него больше времени на закрепление веревки.
Если плот имеет лишь кормовую веревку, то перед швартовкой ее проводят по борту на нос и крепят удавкой за выступающий вперед конец бревна става или за стояк подгребицы. При отчаливании корму (стоящую ниже по течению) прижимают к берегу, нос освобождают от веревки и отводят в реку. Плот разворачивает течением вокруг упирающегося в берег кормового угла, и он сразу оказывается отошедшим от берега на расстояние, равное половине своей длины.
Успех швартовки в значительной степени зависит от выбора места. Идя на безопасном, в смысле подводных камней, расстоянии от берега, высматривают бухточку, защищенную от быстрого течения скальным выступом, большим камнем, отмелью, поворотом. Бухточек вдоль берегов много, особенно в верхнем течении реки. Выберите такую, где близко от воды есть дерево или камень для закрепления веревки. Обратите внимание на выход из бухты - не слишком ли много там подводных камней? Выбрав место для причаливания, лоцман указывает швартующему, где плот подойдет к берегу и за что будет крепиться веревка, после чего судно аккуратно проводится вплотную около защищающего бухту мыса или камня и затем сильно обеими вёслами подгоняется к берегу. Если швартовка не удалась, немного отведите плот в реку, чтобы его не тащило по береговым камням, быстро выберите и смотайте веревку и ищите следующую бухточку. Уметь швартовать плот должно большинство членов экипажа.
Когда плот остановился, выньте вёсла и, если нужно, найдите поблизости место, где валуны не мешают подвести судно к берегу. Веревку перенесите повыше и надежно завяжите за что-нибудь.
Успех швартовки в значительной степени зависит от выбора места. Идя на безопасном, в смысле подводных камней, расстоянии от берега, высматривают бухточку, защищенную от быстрого течения скальным выступом, большим камнем, отмелью, поворотом. Бухточек вдоль берегов много, особенно в верхнем течении реки. Выберите такую, где близко от воды есть дерево или камень для закрепления веревки. Обратите внимание на выход из бухты - не слишком ли много там подводных камней? Выбрав место для причаливания, лоцман указывает швартующему, где плот подойдет к берегу и за что будет крепиться веревка, после чего судно аккуратно проводится вплотную около защищающего бухту мыса или камня и затем сильно обеими вёслами подгоняется к берегу. Если швартовка не удалась, немного отведите плот в реку, чтобы его не тащило по береговым камням, быстро выберите и смотайте веревку и ищите следующую бухточку. Уметь швартовать плот должно большинство членов экипажа.
Когда плот остановился, выньте вёсла и, если нужно, найдите поблизости место, где валуны не мешают подвести судно к берегу. Веревку перенесите повыше и надежно завяжите за что-нибудь.
При неустойчивой погоде подумайте, не переместится ли быстрина к плоту, если вода за ночь поднимется, и, если нужно, стравите судно в более защищенное место.
Вода в горных реках нередко поднимается стремительно и высоко. Если вода падает, не оставляйте плот на ночь у пологого берега, чтобы вам не пришлось для продолжения путешествия ждать очередного паводка. Если берег недостаточно крут, засуньте под плот поперек бревен 2-3 ваги или длинные слеги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий