Автомобиль не может постоянно ехать только прямо и он должен делать повороты. При этом все повороты можно разделить на три группы по степени сложности:
- простые повороты — это обычные повороты, различающиеся только по степени крутизны и направлению (вправо или влево).
- сложные повороты — это повороты сложной конфигурации (например, S-образный, серия поворотов, следующих один за другим, повороты с изменяющейся кривизной).
- опасные повороты — это как простые, так и сложные повороты (опасность не зависит от конфигурации), но при выполнении данного маневра в данном месте следует быть особо осторожным. Например, скользкое дорожное покрытие либо неравномерный профиль дороги может привести к сползанию автомобиля на обочину или на встречную полосу (в зависимости от профильного уклона).
И все эти повороты выполняются в 4 этапа:
Но не смотря на кажущуюся простоту для прохождения правильного прохождения поворота надо выполнять следующее.
- Приближение автомобиля к повороту:
- следует определить кривизну траектории, длину и форму криволинейной траектории, состояние дорожного покрытия и обочин, профиль дороги, неровности на предполагаемой траектории автомобиля, степень сложности поворота. Это всё приходит с опытом.
Но в большинстве случаев для определения этого достаточно обратить внимание на дорожные знаки. - желательно снизить скорость. Если же входить в поворот на большой скорости, то возможна потеря управляемости автомобилем.
Если поворот неизвестен, сомнителен, с плохим обзором и т.п., то скорость лучше снизить больше, чем при прохождении известного участка. Временные потери при этом минимальны, а безопасность движения существенно повышается. А также появляется возможность маневрирования, если первоначальная оценка поворота окажется не вполне верной. - если в этом есть необходимость, то необходимо перейти на пониженную передачу. Если переход на другую передачу будет произведен заблаговременно, то в момент поворота обе руки водителя будут находиться на руле и он не будет отвлекаться на переключение передачи. К тому же при движении по криволинейной траектории переключение передачи нарушает устойчивость автомобиля.
- автомобиль следует сместить к внешней стороне проезжей части... либо к внешней стороне своей полосы движения.
- если имеется полоса торможения, то следует заблаговременно перестроиться на неё.
- Прохождение автомобилем поворота:
- Снижение скорости автомобиля должно быть закончено к моменту входа в поворот.
- Во время прохождения поворота руки от руля отрывать не следует: можно потерять управление. Также из-за этого желательно чтобы руки находились в правильном положении на руле.
- Входя в поворот, нужно повернуть руль на угол, необходимый для выполнения маневра (что достигается только опытом), и одновременно плавно нажать педаль газа. Так, на входе в поворот получается короткий участок дуги малого радиуса, а на выходе — длинная плавная кривая, на которой автомобиль набирает скорость. Выходя из поворота, автомобиль должен двигаться так, чтобы занять положение, соответствующее движению по прямой линии.
При таком выполнении поворота скорость маневра определяется не скоростью входа в поворот, а скоростью выхода из него. - Если при выполнении поворота слишком сильно повернуть руль, то потом его приходится вращать в обратную сторону чтобы остаться в пределах полосы (а иногда и дороги). При этом автомобиль начинает рыскать по дороге, что может быть опасно при скользком или влажном дорожном покрытии.
- Оптимальная траектория поворота должна пролегать по внешнему краю криволинейной траектории (максимальный радиус поворота), лишь в вершине поворота следует переходить на внутренний край криволинейной траектории движения.
- При осуществлении поворота не следует нарушать рядность и автомобиль не должен выезжать на полосу встречного движения. Это можно делать на гоночных трассах, а на обычной дороге это может привести к аварии.
- Во время движения автомобиля взгляд должен скользить по дороге вместе с машиной, но на некотором расстоянии впереди ее.
Смотреть нужно на тот участок или в ту точку дороги, где вы хотите оказаться.
Если вы не видите точку выхода (поворот не просматривается), например, могут мешать деревья, строения, изменение плоскости дороги, то целесообразно будет плавно сбавить скорость, желательно еще до точки входа в поворот. - Увидев неровность в повороте на пути внешнего переднего колеса, нужно постараться ее плавно объехать (если есть такая возможность), либо проехать по ней внутренним (разгруженным) передним колесом.
Если объехать возможности нет, то желательно спрямить траекторию поворота (повернуть руль в положение "прямо"), и переехать неровность на "прямых" колесах, после чего вновь повернуть руль, и продолжить движение по дуге поворота. - В повороте не следует тормозить: может быть потеряна управляемость автомобилем.
- Следует помнить, что хоть разность сцепления колес с дорогой может быть компенсирована вспомогательными системами (ABS, ESP), но это всего-лишь системы-помощники которыми, к тому же, надо правильно пользоваться. И надеяться следует только на себя.
- Сложные повороты являются комбинацией ряда простых поворотов.
При входе в сложный поворот водитель управляет автомобилем так же, как управлял бы при входе в простой поворот. Но в сложном повороте за одной криволинейной частью следует другая, с другим радиусом кривизны, другого направления и т. п. В результате к середине сложного поворота автомобиль прижимается к внешнему краю проезжей части, и для того, чтобы не оказаться в кювете или на полосе встречного движения, водитель вынужден использовать экстренное торможение. И вот здесь возникают проблемы — при движении по криволинейной траектории торможение затруднительно.
Поэтому чтобы проходить сложные повороты без затруднений, водитель должен поддерживать безопасную скорость движения автомобиля, которая позволит ему выполнить маневр: либо с помощью торможения двигателем, либо с использованием рабочей тормозной системы, либо посредством управляемого заноса (для корректировки положения автомобиля в повороте). В некоторых сложных поворотах требуется использовать сразу несколько методов торможения. - Если при повороте вы чувствуете непривычную легкость автомобиля, то это может означать что автомобиль теряет управляемость. Следует её восстановить.
Прохождение правого простого поворота |
Прохождение левого крутого поворота |
Прохождение сложного S-образного поворота |
- Выход из поворота.
Окончание движения по дуге поворота с выходом на прямой участок дороги сопровождается выравниванием руля и, если впереди прямой участок дороги, плавным набором скорости.
При этом разгон должен происходить именно плавно для избежания потери контроля над управлением транспортным средством и выездом на встречную полосу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий