среда, 7 июня 2023 г.

Виды манеток (шифтеров) велосипеда

Манетка велосипеда - специальный механизмы (рычажки или ручки), которые предназначены для переключения задних и/или передних передач на велосипеде.

Чаще всего манетка устанавливается на руль велосипеда.


Фрикционные велосипедные манетки

Велосипедные манетки
Фрикционные манетки сейчас не выпускаются и могут встретиться только на старых спортивных велосипедах. На таких велосипедах фрикционные манетки могли располагаться на раме велосипеда (это было свойственно для шоссейных и дорожных велосипедов тех лет), или, реже, на руле (это обычно было на вседорожных или горных велосипедах).

Конструктивно фрикционная манетка выполнена в виде рычажка, движением которого натягивается или отпускается управляющий переключателем тросик. Положение рычажка никак не фиксируется, а от произвольной смены положения он удерживается силой трения.

Самый существенный недостаток фрикционных манеток – невозможность быстрого и чёткого переключения передач, так как рычаг может быть остановлен в любом положении. При слабой затяжке регулировочного винта передачи могут переключаться произвольно, а при сильной – необходимо прилагать значительные усилия. По мере последовательного переключения передач, рычаг перемещается все дальше и дальше, что неудобно при расположении шифтеров на руле велосипеда, но приемлемо для крепления на раме.


Однорычажные велосипедные манетки

Велосипедные манетки
Однорычажные манетки отличаются от фрикционных манеток лишь тем, что положение рычажка фиксируется специальной шайбой в нескольких позициях, когда переключатель передач находится ровно напротив соответствующей звезды.

Чёткость переключения передач с такими манетками заметно выше, но назвать их удобными нельзя.

Сейчас однорычажные манетки практически не используются.


Двухрычажные велосипедные манетки

Велосипедные манетки
Двухрычажная велосипедная манетка содержит храповой механизм и два рычага или рычаг и кнопку.
Одним рычагом цепь перемещается в одну сторону, другим – в обратную.
После каждого переключения передач рычаг возвращается в то положение в котором он находился до переключения. Благодаря этому, передачи можно переключать одним пальцем, вообще не отрывая руку от руля, что удобно на дорогах со сложным рельефом, когда необходимо крепко держать руль.

Самые простые двухрычажные манетки позволяют переключать по одной передаче в каждую сторону, более продвинутые – до 3 передач вниз за один ход рычага.


Велосипедные манетки в виде вращающейся ручки (Grip Shift, Revoshift)

Велосипедные манетки
Переключение передач в велосипедных манетках в виде вращающейся ручки происходит поворотом ручки на соответствующее количество щелчков, благодаря чему можно переключать сразу несколько передач в любую сторону.

Недостатком вращающихся ручек является возможность случайного переключения. Также чёткость работы таких манеток несколько меньшая, чем у двухрычажных манеток.

К плюсам таких манеток можно отнести то, что из-за отсутствия выступающих деталей при падениях велосипедиста манетки не сильно подвержены механическим повреждениям (по сравнению с двухрычажными).

Велосипедные манетки в виде вращающейся ручки могут быть как под всю ладонь, так и под 1-2 пальца.


Велосипедные манетки совмещенные с ручками тормозов (Dual Control)

Велосипедные манетки
Велосипедные манетки совмещенные с ручками тормозов обычно используются совместно с шоссейным велосипедом. Это связано с тем, что традиционным рулем для шоссейного велосипеда уже много лет остаются так называемые "бараньи рога", где удобно разместить манетки рядом с тормозными ручками практически невозможно. Именно поэтому сейчас на шоссейных велосипедах используют манетки, совмещенные с тормозными ручками

Это довольно сложные механизмы, сложнее триггерных манеток горных велосипедов.

Переключение на таких манетках-тормозах производится смещением рычага параллельно рулевой трубе в одну или другую сторону (в зависимости от нужной передачи), а торможение производится надавливанием ручки на себя.


Электрические (электронные) велосипедные манетки

В электрических велосипедных манетках переключение передач осуществляется после нажатия обычных кнопок, которые размещаться как на стандартных корпусах, так и в любых удобных местах, причем, они элементарно дублируются. Кнопки подают сигналы на блок управления и за счет энергии аккумулятора приводится в действие сервомоторы для переключения передач, которые встроенные в переключатели передач.








Возможно вас также заинтересует статья "Как правильно переключать скорости на велосипеде".

Комментариев нет:

Отправить комментарий