суббота, 2 марта 2019 г.

Горный велосипед (маунтинбайк, MTB)

Горный велосипед (маунтинбайк) (англ. mountain bike, сокращённо MTB) — велосипед, предназначенный для катания вне дорог (хотя и не исключает обратного), и вследствие этого, имеющий особую конструкцию, отличную от шоссейного, трекового и городского велосипедов. Это самый популярный и распространенный вид велосипеда.

В общем случае, горный велосипед предназначен для езды по дорогам невысокого качества (или вне дорог), по местности с сильно пересеченным рельефом.

Масса горного велосипеда составляет от 7 кг (топовые карбоновые модели) до 18 кг (велосипед для даунхилла или фрирайда) в зависимости от дисциплины.


Классификация горных велосипедов

Понятие «горный велосипед» очень широко и объединяет несколько существенно отличающихся по назначению и конструкции подтипов.По назначению выпускаются специализированные велосипеды для разных видов езды: велотриала, даунхилла, фрирайда, дёрта, стрита, кросс-кантри и др.

Под конкретные задачи горный велосипед комплектуется совершенно по-разному, все зависит от того, хотите вы кататься по проселочным дорогам или участвовать в соревнованиях, преодолевая сложные препятствия.

Ближе всего к горным велосипедам общего назначения – велосипеды для кросскантри (crosscountry, XC racing). Этот тип велосипедов помогает спортсмену максимально быстро передвигаться по трассе с умеренно пересеченным рельефом, как с горы, так и в гору. Обычно это хардтейлы с карбоновыми, и, все реже, алюминиевыми рамами с удлиненным передним треугольником, обеспечивающим более низкую посадку для активной езды.
Они комплектуются блокируемой амортизационной вилкой с ходом около 100 мм и трансмиссией высокого уровня. Дисковые тормоза стали стандартом.
Полноподвесочные велосипеды в кросскантри используются редко ввиду большего веса и потерь энергии на раскачку задней подвески при педалировании

У некоторых производителей можно встретить такой подтип маунтин-байка, как бэккантри (backcountry), олмаунтин (all mountain) или трэйл (trail) – это несколько усиленные велоипеды, по сравнению с кросскантрийными и обычными MTB. Могут быть хардтейлами или двухподвесами. Сюда же можно отнести и велосипеды для внедорожных марафонов.

Велосипеды для фрирайда (freeride, FR) или эндуро (enduro) являются еще более усиленным вариантом. Стихия этих велосипедов – езда вне дорог на высокой скорости. В целом, фрирайдные велосипеды похожи на даунхильные, но приспособлены для езды не только вниз с горы.
Комплектуются вилками и задними подвесками с ходом около 150-170 мм.

Есть велосипеды для скоростного спуска с гор - даунхилл (downhill, DH). Передвигаться на DH-велосипеде по ровному месту или в гору относительно тяжело.

Для езды вне дорог используются так называемые фэтбайки (fatbike, fat-bike) – велосипеды с покрышками шириной порядка 4 дюйма, позволяющими за счет низкого давления двигаться по рыхлому грунту: песку или снегу.

Любители фристайла, стрита и всевозможных трюков на велосипедах используют специальные горные велосипеды – сток. Мощная рама очень малой ростовки, прочное заднее колесо и легкое переднее, обычно на жесткой вилке. Руль широкий, седло установлено предельно низко. Спереди всего одна звезда и рокринг для ее защиты. Сзади часто можно увидеть шоссейную кассету или вообще всего одну передачу. Используются велосипеды как в соревнованиях по преодолению всевозможных препятствий, так и при неспешной городской езде с постоянными запрыгиваниями на все встречные поребрики, тумбы, парапеты и лестницы – стрите.

Еще существуют такие стили катания, как дёрт-джампинг (dirt jumping) и норт-шор (north shore), велосипеды для которых отчасти напоминают триальные и фри-райдные, хотя обычно и являются специализированными, к примеру с 24-дюймовыми колесами для дёрт-джампинга


Область применения горного велосипеда

Горные велосипеды однозначно хороши для езды по грунтовым дорогам, бездорожью, а также по заснеженным дорогам. Также высокая прочность колес и рам обеспечивает относительно беспроблемную езду по неровным дорогам с велорюкзаком весом до 25 кг.

Часто горные велосипеды (как правило, модели общего назначения) приобретаются в качестве универсальных для езды по городу, шоссе и грунту. Но тут есть нюансы:
  • На шоссе горный велосипед скорей всего проиграет в скорости дорожному велосипеду, зато его подвеска будет требовать больше внимания.
  • В городе горный велосипед навряд ли будет заметно быстрее ситибайка или коммютера, а обслуживания потребует больше.
  • Использование горных велосипедов в велотуризме неоправданно для асфальтовых походов, особенно с малым грузом (до 15 кг): в этом случае гибрид или туринг подошел бы больше.

Тем не менее, если сколько-нибудь значительная часть поездок проходит по грунту, горный велосипед является разумным выбором.


Характерные признаки горного велосипеда:

Общими чертами для горных велосипедов являются:
  • Прочная массивная рама с большими грязевыми просветами.
  • Широкие покрышки с внедорожным или комбинированным рисунком протектора.
  • Прочные колеса с ободьями диаметром, как правило, 559 мм (26″), 584 мм (27.5″) или 622 мм (29″) (у найнеров).
    Долгое время для горного велосипеда было 2 стандарта колеса: 24 и 26 дюймов. Также в 2010-2014 годы появилось ещё 2 новых стандарта 650B (27,5 дюймов) и 29 дюймов (т. н. «найнеры»). 24 дюйма почти исчезли из обихода, остались лишь для фристайловых и подростковых велосипедов.
  • Как правило, наличие подвески переднего или обоих колес, с ходом от 80 мм.
  • Амортизация может быть на оба колеса (у двухподвеса), на переднее колесо (у хардтейл). Или амортизация может отсутствовать вообще (у ригида)
  • Как правило, трансмиссия с внешним переключением передач. Трансмиссия имеет большую ёмкость, в которой до половины составляют понижающие передачи.
  • Преимущественно, дисковые тормоза. Вибрейки встречаются у моделей уровнем ниже среднего или в старых велосипедах.
    Устаревшие ободные тормоза в настоящее время, практически полностью заменили дисковые: механические (с передачей усилия через трос) или гидравлические (с гидролинией заполненной тормозной жидкостью).
  • Прямой руль или руль с небольшим подъемом (Riser).


Горный велосипед
Горный велосипед 29″ дюймов

Комментариев нет:

Отправить комментарий