Козловой кран является разновидностью мостового крана, мост которого размещается на высоких опорах (опорных стойках).
Козловые краны применяются для обслуживания открытых (реже крытых) складов, главным образом для штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для монтажа сборных промышленных и гражданских сооружений, обслуживания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении.
Виды козловых кранов
От вида козлового крана у них немного меняется конструкция.
- козловые краны общего назначения (перегрузочные) применяются для погрузочно-разгрузочных работ и транспортных операций на открытых складах и участках по изготовлению железобетонных изделий и металлических конструкций.
Это двухконсольные электрические козловые краны на рельсовом ходу грузоподъемностью 3,2-32 тонны и выше. Длина их пролета составляет от 4 до 40 метров, а высота может доходить до 15 метров и более. - строительно-монтажные козловые краны - разработаны для сборки модульных гражданских и промышленных зданий, а также монтажа оборудования на предприятиях.
Грузоподъемность таких кранов может доходить до 400 тонн, длина пролета до 80 метров, а высота до 30 метров. - козловые краны специального назначения представляют собой подъемно-транспортное оборудование, предназначенное для обслуживания гидротехнических сооружений, портов и крупных железнодорожных узлов.
Длина пролета такого крана может быть более 130 метров высота подъема доходит до 80 метров, а грузоподъемность до 500 тонн.
По конструкции козловые краны бывают:
- Козловой кран профильной конструкции выполняется из трубы большого диаметра и разной толщиной стенки. Кран представляет собой однобалочную конструкцию с грузоподъемным механизмом, может иметь средний и легкий режим работ. Оборудование позволяет выполнять различные операции, за счет большой грузоподъемности.
- Козловой кран коробчатой конструкции выполняется из прокатной стали, главные балки имеют коробчатое сечение. В процессе расчета принимаются во внимание грузоподъемность крана, режим работы, длина пролета. Прямоугольная конструкция устройства предназначена для выполнения вертикальных нагрузок. Особенностью оборудования является наличие грузоподъемной тележки.
- Козловой кран решетчатой конструкции выполняется из сортового проката. Особенностью устройства является жёсткость конструкции и низкий уровень парусности, поэтому его рекомендуется использовать в портах, где наблюдается сильный ветер. Кран может использоваться в качестве подъемного механизма, который монтируется на пролетную балку. За счет сложности конструкции, кран имеет высокую стоимость.
По конструкции пролётного строения козловые краны бывают:
- однобалочные козловые краны ранее имели мост выполненный из трубчатых балок или имел решетчатое строение. Современные однобалочные козловые краны в большинстве случаев имеют мост коробчатой конструкции. Такие краны проще в изготовлении и обслуживании, имеют меньший вес и металлоемкость, их проще обрабатывать антикоррозийными составами. Их недостаток - низкая грузоподъёмность.
- двухбалочный козловой кран имеет мост из двух балок, и поэтому он надёжнее однобалочного и имеет больший срок эксплуатации.
Грузоподъемность двухбалочных козловых кранов постоянная по всей длине моста, включая консоли. Она доходит до 50 тонн, а в кранах специального назначения – до 1600 тонн.
По расположению консолей козловые краны бывают:
Консоль представляет собой часть пролетного строения, которая выходит за пределы опоры и служит для расширения рабочей зоны крана, например, давая возможность обслуживать с одного места несколько подъездных железнодорожных, автомобильных путей и складских площадок.
- бесконсольные козловые краны представляют собой кран, у которого грузовая тележка перемещается только между опорами. Чаще такая конструкция применяется для строительно-монтажных кранов, работающих в границах четко определенного участка.
- одноконсольные козловые краны - это краны, у которого часть пролетного строения выходит за пределы опоры только с одной стороны.
- двухконсольными козловыми кранами являются большинство козловых кранов, в которых за пределы опор выходят обе части моста.
По видам опор козловые краны бывают:
- краны с одностоечными опорами.
- краны с двухстоечными опорами. Такие козловые краны наиболее распространены из-за повышенной надежности и большей грузоподъемности.
По соединение опор козловые краны бывают:
- жёстким. У козловых кранов с пролётом менее 30 м обе опоры выполняют жёсткими.
- шарнирным. У козловых кранов с пролётом более 30 м одна опора должна быть выполнена жесткой, а другая гибкой. При такой схеме исключается возникновение распорных усилий, которые могут возникнуть при изменении температуры или возможных погрешностях укладки пути.
По типу грузозахвата козловые краны бывают:
- крюковой. Универсальное грузозахватное устройство, выполненное в виде однорогого или двурогого крюка. Двурогий крюк разработан для работы с грузами массой более 50 тонн. Груз подвешивается на крюк с помощью специальных захватов или системы гибких строп.
- магнитный. Грузозахватное устройство представляет собой электромагнит постоянного тока, грузоподъемностью до 30 тонн. Такой тип грузозахватного механизма разработан для работы со стальными и чугунными грузами.
Применяются магнитные козловые краны редко, т.к. перегрузка металлических грузов в основном решается за счет применения съемных электромагнитов, которые вешаются на крюк. - грейферный. Выполнен в виде ковша с двумя челюстями и приводится в действие тросами или с помощью гидравлического устройства. Применяется для подъема сыпучих и штучных материалов, используется в сельском хозяйстве, угледобывающей промышленности, на лесозаготовительных предприятиях и в других сферах народного хозяйства.
Применяются грейферные козловые краны редко, т.к. перегрузка навалочных грузов в основном решается за счёт применения съемных приводных грейферов, которые вешаются на крюк. - контейнерный. Предназначен для перемещения контейнеров. Чаще всего применяется на складах, в портах.
По типу привода козловые краны бывают:
- электрические козловые краны используются на открытых площадках и передвигаются только по подкрановым путям. Все механизмы такого крана приводятся в движение электродвигателями, управление может осуществляться с подвесного пульта, при помощи радиоуправление или стационарной кабины, а так же передвижной кабины только в двухбалочном типе.
Подвод напряжения к козловому крану преимущественно осуществляется с помощью гибкого кабеля, который зачастую автоматически наматывается (и сматывается) на кабельный барабан (расположен на одной из опор). При протяженности перемещения свыше 100 м иногда применяют гибкие троллеи с соответствующими токосъемниками. В отдельных случаях краны оборудуют токоприемными шинами, взаимодействующими с установленными на столбах контактными элементами. Иногда жесткие троллеи или токоподводящие контактные колонки располагают в устраиваемых вдоль подкранового пути и снабженных сдвижными укрытиями траншеях или наземных коробах - ручные козловые краны используются как на открытых площадках, так и в закрытых помещениях. Перемещается такой кран на колесах, а в качестве грузоподъемного устройства на нем используется ручная или электрическая таль.
По поворотности тележки козловые краны бывают:
- не поворотная тележка - используется чаще всего.
- с поворотной тележкой - применяется если имеется необходимость в ориентации груза.
По количеству рельс тележек козловые краны бывают:
- монорельсовые. Тележка у таких кранов перемещается по одному рельсу и имеет простую конструкцию и легка в управлении, но не очень устойчива. По этой причине изнашивается довольно быстро.
- двухрельсовые. Тележка у таких кранов движутся по двум рельсам или полкам двутавров. Рельсы могут располагаться в верхней части главных балок или на кронштейнах.
Такая тележка более прочная, надёжная и долговечная. Поэтому они используются для оснащения большинства моделей козловых кранов.
По способу установки тележки козловые краны бывают:
- с опорной тележкой - используется на двухбалочных козловых кранах.
- с подвесной тележкой - используется на однобалочных козловых кранах.
По приводу тележки козловые краны бывают:
- самоходные - у них механизм передвижения находится на самой тележке. Такой вариант самый распространённый.
- канатные - у них привод передвижения и подъема располагается на мосту. Движение происходит с помощью канатной тяги, создаваемой барабаном и лебедкой.
Масса канатных грузовых тележек с учётом массы грузовой и тяговой лебёдок составляет 5-10 % от массы номинального груза. Т.к. при перекатывании грузового каната по блокам полиспаста существенно увеличивается сопротивление передвижению тележки, то это приводит к ускоренному износу каната. Для предотвращения чрезмерного провисания грузового каната приходится увеличивать массу грузовой подвески.
По количеству механизмов подъёма козловые краны бывают (в зависимости от назначения)
- с одним механизмами подъема. Это самые распространённые варианты козловых кранов.
- с двумя механизмами подъема. Такие козловые краны предназначены для перемещения длинномерных и крупногабаритных грузов при одновременной работе двух механизмов подъёма.
Механизмы подъёма могут быть как отдельными (2 тележки/тельфера), так и смонтированными вместе (на 1 тележке, основным и вспомогательный).
Мощность привода и грузоподъемность вспомогательного механизма подъема, как правило, меньше мощности основного (главного). Обычно скорость подъема у вспомогательного меньше. Но существуют козловые краны в которых оба привода имеют одинаковые характеристики и работают синхронно.
По способу перемещения козловые краны бывают:
- на рельсовом ходу - наиболее распространенная разновидность, при которой козловой кран передвигается по рельсам
- на пневмоходу - кран перемещается на пневматических шинах. Такой кран используется реже.
По управлению козловые краны бывают:
- с управлением с пола. Этот вид управления чаще всего используется, на однобалочных козловых кранах.
- с управлением из кабины.
При этом сама кабина может быть: - неподвижно закрепленной, которая обычно закрепляется у жёсткой опоры. При этом при больших пролетах значительно ухудшается обзор обслуживаемого участка.
- подвижной - перемещается вместе с тележкой, чем обеспечивается лучший обзор места погрузки и разгрузки, однако создается дополнительная подвижная нагрузка на пролетное строение, что приводит к увеличению его сечения.
Козловой кран с основным и вспомогательным подъёмом |
Одностоечный однобалочный козловой кран с двумя подвесными тельферами |
Бесконсольный козловой кран |
Одноконсольный козловой кран |
Двухконсольный козловой кран, предназначенный для контейнеров |
Кран козловой с ручным приводом |
Козловой кран с гибкими троллеями для электропитания |
Козловой кран с барабаном для кабеля электропитания Барабан выделен рамкой зелёного цвета |
Козловой кран на пневмоходу |
Козловой кран с подвижной кабиной |
Козловой кран с поворотной тележкой |
Козловой кран решетчатой конструкции |
Козловой кран с грейфером |
Комментариев нет:
Отправить комментарий