Велосипедные спицы служат для соединения втулки с ободом на велосипедном колесе. Кроме того велосипедные спицы обеспечивают некоторую амортизацию, дополняющую амортизацию велосипедных шин не только для велосипедиста, но и для равномерного распределения нагрузок по ободу при ударных нагрузках.
Все спицы в колесе составляют так называемый "спицевой набор".
Колесо может быть собрано с тангенциальным (точнее полутангенциальным) или с радиальным спицевым набором.
В случае применения тангенциального спицевого набора, когда от спица идет на перпендикулярно втулке, колесо может быть собрано в 1, 2, 3 или 4 креста, то есть спица по своей длине пересекает 1-4 спицы с той же стороны втулки, в случае радиального, соответственно - в 0 крестов.
Чем с меньшим количеством крестов собрано велосипедное колесо, тем короче спицы, а следовательно, колесо будет легче. Но в этом случае колесо становится более жёстким, но менее прочным, так как нагрузка распределяется по ободу менее равномерно и он может легче пострадать при ударе. К тому же колеса с радиальным набором спиц могут применяться только там, где на оси колеса отсутствует крутящий момент, то есть только в качестве передних колес и только в случае, если не установлен дисковый или втулочный тормоз. Из других неприятных моментов - повышена вероятность самопроизвольного раскручивания головок спиц за счет их строго перпендикулярного ободу расположения. Применение радиального спицевого набора также требует специальных втулок с прочными фланцами. Подавляющее количество колес собирается в 3 креста.
Количество спиц в колесе кратно 4 (есть ведущие и хвостовые слева и справа), а в случае применения радиального спицевого набора - кратно 2.
Спица состоит из двух деталей
- собственно спица - длинный тонкий стержень с загнутым и расклепанным концом с одной стороны и резьбовым с другой
- ниппель - гайка грибовидной формы, которая крепит спицу к ободу
Велосипедные спицы могут изготавливаться из разных материалов
- стальные спицы отличаются надежностью и прочностью, легко выправляются и ремонтируются. Да и цена у них небольшая.
Самые дешевые стальные спицы изготавливаются из обычных конструкционных сталей с поверхностным напылением хрома или никеля.
Качественные спицы обычно изготовляются из высоколегированных (нержавеющих) сталей, преимущественно хромомолибденовых.
Спицы могут быть как раскатанными, так и тянутыми. Катанные спицы обладают несколько худшей прочностью. - титановы спицы обладают повышенной прочностью, что позволяет им выдерживать экстремальные ударные нагрузки. Их ставят, например, на даунхилл или триал.
- карбоновые спицы очень лёгкие, но дорогие. Такие спицы больше подходят для участвующих в гонках велосипедов.
Велосипедные спицы обладают различной геометрией
- цилиндрические (обычные) спицы применяются на большинстве велосипедов. Это надёжные и ремонтопригодные спицы.
- спицы с баттингом (переменным сечением) имеют разную толщину в разных местах (вблизи головки и нипеля диаметр спицы больше, а посередине спица более тонкая), что позволяет лучше поглощать удары и распределять нагрузку. Кроме снижения веса, утоньшение спиц в средней их части позволяет сделать их более эластичными, что необходимо для дополнительной защиты обода и втулки при возникновении резких ударов от препятствий.
Но спицы с переменным сечениям более дорогие (по сравнению с обычными) требуют более частой протяжки, так как данные спицы имеют свойства вытягиваться. К тому же из-за попадании веток по таким спицам (при езде в лесу) они чаще ломаются. - плоские (аэродинамические) спицы применяют когда важна низкая сопротивляемость воздуху, то есть в различных гонках.
У аэродинамических спиц концы имеют круглое сечение, а средняя часть имеет эллиптический или сильно уплощенный профиль.
При сборке или правке колеса на таких спицах помимо спицевого ключа необходим также держатель самой плоскости спицы, для того чтобы придать спицам нужное направление при сборке или правке неровностей колес.
Длина велосипедных спиц различна и зависит от типа крепления, обода, размеров втулки, производителя. Поэтому при замене длина должна подбираться максимально точно.
Обычно для этого используют различные онлайн-калькуляторы.
Тип резьбы спиц может быть нескольких видов
- нарезанной в теле спицы резьбой, которую можно узнать по тому, что измеренный по вершинам резьбы диаметр точно такой же что и диаметр гладкого стержня рядом с резьбой.
При нарезании резьбы, тело спицы заметно ослабляется в зоне её расположения - накатанной резьбой на спице, которую можно узнать по тому, что измеренный по вершинам резьбы диаметр больше, чем диаметр гладкого стержня рядом с резьбой.
При накатывании резьбы, тело спицы ослабляется в зоне её расположения, но меньше чем у нарезанной резьбы. Из-за этого спицы в месте расположения резьбы немного прочнее. Но накатка сложнее в исполнении, поэтому такие спицы оказываются дороже
Диаметр велосипедных спиц указывается в миллиметрах (мм) или в калибрах (Gauge, G).
Наиболее распространенными являются спицы диаметром 2 мм (14G), а также усиленные велосипедные спицы диаметром 2,3 мм (13G) и 2,9 мм (11G).
Но в любом случае нужно использовать спицы которые предназначен именно для вашего велосипеда.
Цвет велосипедных спиц может быть разным. Но чаще всего встречается серебристные спицы или чёрные анодированные спицы.
Лучше выбирать именно анодированные спицы (чёрные), так как они более стойкие к воздействию окружающей среды... Правда они немного дорже.
Цветные велосипедные спицы получают когда эти спицы красят порошковой краской. Правда краска менее стойкая чем анодирование.
Ниппели велосипедных спиц представляют собой тонкие высокие гайки грибовидной формы со шлицом под отвертку на "шляпке" и четырьмя гранями под ключ с противоположной стороны. Могут быть увеличенной высоты, они нужны, если планируется установка в высокопрофильные обода.
Самые дешевые ниппеля изготавливаются из стали, среднего уровня - из бронзы или латуни, дорогие - из алюминия. Резьба в бронзовых ниппелях работает мягче, чем в стальных и не закисает со временем. А алюминиевые ниппелей служат для снижение веса... правда совсем незначительно (счёт идёт на несколько десятков грамм).
Ниппели бывают длиной 12, 14, и 16 мм. Более длинные ниппели используются в том случае, когда спица немного короче чем нужно. Кроме того более длинные ниппели немного лучше захватывают велосипедную спицу и делает колесо более стабильным.
Для крепления к втулке велосипедные спицы в большинстве своём оснащены J-образной головкой, которая продевается во фланцы втулки. Это современный и привычный всем стандарт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий