суббота, 1 февраля 2020 г.

Велосипедные педали

Велосипедная педаль (англ. bicycle pedal) — это часть велосипеда, предназначенная для передачи усилия от ноги велосипедиста к шатуну с последующим вращением вала каретки, которое через трансмиссию передается на заднее колесо и приводит велосипед в движение.

Педаль состоит из оси, которая вкручивается в шатун, и корпуса, на который опирается нога. Корпус вращается на оси с помощью подшипников. Ось правой педали имеет обычную правую резьбу, а левой — левую (откручивается по часовой стрелке). Считается, что благодаря этому педали не выкручиваются при езде.

Систематизировать велосипедные педали можно по множеству признаков. Здесь приведу лишь самые важные и распространённые.


Велосипедные педали по основному назначению

Прогулочные / детские педали

Педали в которых не предъявляются требования ни к высокому КПД педалирования, ни к надёжности фиксации ноги. Рассчитаны на неспешное лёгкое катание по хорошей дороге в парке, на недорогом велосипеде, без каких либо претензий на спорт.
Чаще всего по конструкции это самые простые педали с которыми в комплекте идут недорогие велосипеды.


Педали для экстремальных дисциплин

В таких дисциплинах как даунхил и фрирайд и BMX, чаще всего (но не всегда), а в трюковых дисциплинах Dirt/Street Jump, Fun Jump и т.п. всегда применяются педали по конструкции своей являющимися простыми платформами, но имеющие широкую площадку для ноги, на которой обычно имеется ряд мелких неровностей (шипов) для предотвращения соскальзывания подошвы обуви.
Контактные педали в таких видах спорта не применяются, чаще всего, по очевидным причинам: нельзя выстегнуться и встегнуться обратно выполняя трюк на лету, во время прыжка с велосипедом.

Педали для маунтинбайка

Контактные педали, автоматы, применяемые в спортивных дисциплинах маунтинбайка, таких как кросс-кантри или в большинстве универсальных горных велосипедов (all terrain bike), включая прогулочные.
Чаще всего компактной конструкции, в которые можно быстро встегнуться и быстро выстегнуться, а компактная конструкция позволяет им надёжно работать в любой грязи, не забиваясь и не снижая надёжности.
Маунтинбайковская педаль Shimano XTR M980 SPD


Шип маунтинбайковских педалей металлический маленький и плоский, а конструкция обуви для таких шипов позволяет закрепить шип так, что бы он не мешал обычной ходьбе. Маунтинбайковская контактная обувь имеет протектор по высоте выступающий над шипом, для того что бы можно было в такой обуви идти или бежать по земле или грязи и в тоже время не проскальзывать.
Шип SPD и его крепление


Подошва такой обуви может быть как эластичной и удобной для ходьбы, так и чисто спортивной и совершенно жёсткой. Конструкция контактных педалей для маунтинбайка - это всегда компромисс между качеством фиксации ноги и надёжностью работы педали в самых разных неблагоприятных условиях. Для быстроты и удобства встёгивания, сами педали обычно двухсторонние, т.е. встегнуться можно не тратя время на поворачивание площадки педали нужной стороной, а практически наощупь в одно движение.

Шоссейные педали

Контактные педали используемые в шоссейном велоспорте.
В силу характера эксплуатации редко попадают в грязь, а потому не испытывают компромисса в конструктивном устройстве и делаются такими, что бы максимально жёстко и чётко фиксировать ногу в педали, имеют большую площадь контакта обуви с педалью, обеспечивают максимальную устойчивость.
Сама рамка, фиксирующая шип, может иметь длину до трети длины обуви. Из-за таких размеров, педали обычно односторонние, что бы не увеличивать чрезмерно вес всей конструкции.
Шоссейная педаль Shimano Ultegra 6700 SPD-SL

Шип пластиковый или композитный, шириной во всю подошву. Шоссейная контактная обувь не имеет протектора на очень жёсткой подошве, из-за чего ходить пешком в такой обуви практически не возможно.
Шип SPD-SL и его крепёж


Велосипедные педали по конструкции

Платформы

Самые простые по конструкции педали, предназначенные для использования с любой обувью. Имеют плоскую площадку, на которую можно встать с обоих сторон.

Односторонние контактные педали

Предназначены для использования с специальной велообувью.
Односторонние контактные педали имеют механизм, позволяющий встегнуться только с одной стороны. С обратной стороны такой педали нельзя встегнуться.
Это все шоссейные контактные педали. Для шоссе не ставится критичность скорости встёгивания в педаль, поскольку там это более редкое явление, чем в маунтинбайке, а большой габарит самой педали не позволяет сделать двухсторонние педали лёгкими.
Среди маунтинбайковских это не дорогие контактные педали, которые для удешевления конструкции имеют только одну рабочую сторону.
Односторонняя шоссейная педаль Shimano Dura Ace PD-9000 SPD-SL

Односторонние контактные педали с платформой (комбинированные педали)

Тоже самое, что и односторонние контактные педали, но с обратной стороны имеют площадку, как у обычных платформ, что делает их универсальными для использования как с контактной, так и обычной обувью.
Можно прокатиться на велосипеде в контактной обуви, а можно в обычных кроссовках съездить до магазина или на работу, просто перевернув педаль.
Позиционируются как туристические.
С комбинированными педалями неудобно начинать движение с любой обувью: сначала нужно найти ногами требуемые стороны педали.

Двухсторонние контактные педали

Контактные педали, имеющие рамку для фиксации шипа с каждой стороны. Позволяют не тратить время на поворачивание педали нужной стороной при встёгивании.
Чаще всего механизмы с разных сторон независимые, т.е. при выходе из строя рамки фиксатора с одной стороны, можно встегнуться с другой.
Двухсторонние контактные педали Shimano XTR M980 SPD

Контактные педали с дополнительной опорой

Контактные педали, в том числе и двухстронние, которые вокруг механизма контакта имеют ещё внешнюю рамку (площадку) для увеличения площади опоры обуви. Применяются в туризме, когда используется маунтинбайковская контактная обувь с мягкой подошвой, позволяющая так же совершать пешие прогулки, но из-за мягкости подошвы опираться на шип малого размера в течении долгого времени некомфортно, поскольку стопа начинает прогибаться вокруг педали.
Так же используются в кросс-кантрийных и экстремальных дисциплинах, когда надо дополнительно увеличить площадь опоры обуви на педаль.
Контактные педали с дополнительной опорой для кросс-кантри

Контактные педали с дополнительной опорой для BMX, DH или фрирайда

Туклипсы

Это платформа как на обычном велосипеде, но с дополнительным стременем под носок ноги и ремешком, который стягивал ногу в середине стопы.
Подробнее об подобных педалях написано в отдельное статье "Что такое туклипсы".


Велосипедные педали по расположению шипа

Шип в ботинке

Наиболее распространённая конструкция, когда механически подпружиненная фиксирующая рамка располагается на оси шатуна педали, а на подошву ботинка прикручивается только шип.

Шип в педали

Конструктивно они выполнены с точностью до наоборот, т.е. на оси педали вращается только небольшой плоский шип, а весь фиксирующий механизм с рамкой прикручивается на подошву обуви.
В настоящее время нашли своё применение в шоссейном велоспорте у ряда производителей, не так распространены как педали с шипом на обуви, но составляют вполне обширную нишу.


Велосипедные педали по степени фиксации

Жёстко фиксирующие (fixed)

После встёгивания ноги, не имеют никаких штатных люфтов и не дают никаких степеней свободы, кроме направления вращения педалей.
Применяются в профессиональном шоссейном велоспорте, в случае если нет никаких проблем с геометрией работы коленного сустава, потому как ограничивают работу сустава только в одной плоскости.
Дают максимально жёсткий контакт велосипедиста с велосипедом, позволяя максимально эффективно осуществлять круговое педалирование.

Свободные (float)

Имеют люфт в заданных направлениях. Кроме основной степени свободы, позволяя самой педали врашаться вдоль своей оси, имеют штатный люфт в стороны, вдоль плоскости стопы велосипедиста, позволяющий в небольших пределах свободно разворачивать стопы. 
Большинство педалей, а так же используются, когда есть какие либо проблемы с коленным суставом, потому как дают ему большую степень свободы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий