понедельник, 6 июля 2020 г.

Рифовый узел

Отредактировано 29.10.2024


Другое название

  • узел с одним бантиком
  • шотстек
  • скользящий рифовый узел
  • полубант
  • полубантовый узел
  • развязывающийся рифовый узел
  • рифный узел
  • Slipped Reef Knot
  • Half Bowknot
  • Single Bowknot
  • Drawknot
  • Reef Knot


Рифовый узел относится к узлам для связывания двух верёвок. Он знаком всем: многие завязывают им или его вариацией шнурки на ботинках. Более того, если что-то надо завязать с возможностью быстрого и простого развязывания не обученные узлам люди скорее всего именно рифовым узлом будут пытаться это сделать.
В альпинизме рифовым узлом называют узел мула.


Рифовый узел очень схож с прямым узлом и вяжется почти также
  1. Взять в руки два ходовых конца, которые надо связать.
  2. Завязать первый полуузел.
  3. При завязывании второго полуузла, один ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое.
    При этом второй ходовой конец, оставшийся прямым, должен выходить с той же стороны, что и нижний.
Рифовый узел

При завязанном рифовом узле получается что-то типа такого
Как вяжется рифовый узел

При рывке за ходовой конец рифовый узел мгновенно развязывается.


Свое название этот узел получил от слова "риф‑штерт" - небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец верёвки, которым "брали рифы", то есть связывали подобранную к нижней шкаторине паруса или к гику часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре. На больших парусных судах с прямым вооружением рифы брали с помощью риф‑сезней - плоских концов троса, которыми подвязывали верхнюю шкаторину паруса к риф‑лееру. Риф‑цггерты (это небольшие, ввязанные в полотнище паруса концы троса, которыми связывали подобранную к нижней шкаторине паруса или к гику часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре) связывались с таким расчетом, чтобы в любую минуту в случае необходимости можно было их развязать или, как говорят моряки, "раздернуть". Для этой цели и применялся рифовый узел.

Также в морском деле этот узел применяется для связывания штертов брезентовых чехлов спасательных шлюпок, лебёдок, компасов и других приборов на верхнем ходовом открытом мостике.


Достоинством узла является простота завязывания, хорошая держащая способность и возможность быстро развязать узел под нагрузкой в случае необходимости.

К недостаткам узла можно отнести то, что при резких перепадах нагрузок прямой узел перекручивается, рисунок его деформируется, и узел постепенно сползает к ходовым концам, создавая угрозу развязывания. Особенно ярко такое поведение проявляется на синтетических, мокрых (скользких) верёвках.
Рифовый узел на тросах из синтетических волокон применять также не следует: при использовании синтетических материалов узел недостаточно надежен и склонен к сползанию, однако далеко не в той степени, как прямой. Не подходит этот узел и для связывания тросов из разнородных материалов, а также концов различного диаметра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий