Установленный шлямбурный скальный крюк |
Современные шлямбуры делают либо из нержавеющей стали, либо из оцинкованной стали, при этом проушины бывают из алюминиевого сплава.
Не следует применять проушину из нержавейки вместе с анкером из оцинковки и наоборот, иначе срок службы такой конструкции может уменьшится.
Сейчас многие спортсмены стараются минимизировать использование шлямбурных крючьев при восхождениях, т.к. нарушается спортивный принцип свободного лазания. Шлямбурные крючья иногда бьют на станциях или в случае если никакие другие методы организации страховки и искусственных точек опоры на данном участке не возможны.
Виды шлямбурных скальных крючьев
По размерам шлямбурные скальные крючья могут быть разными, как по диаметру так и по длине. Диаметр может быть от 8 до 12 мм, длина до 75 мм.
По возможности многократного использования шлямбурные скальные крючья делятся на:
- одноразовый (не съёмный) шлямбурный крюк. Для их установки используют не болт, а Т – образную гильзу с разрезом вдоль, в которую молотком забивают металлический сердечник. Они забиваются раз и навсегда, вытащить его не разбивая скалу невозможно.
Исторически, именно эти конструкции были первыми. Сейчас конструкция гильзы может быть с разрезами только на конце. - многоразовый шлямбурный крюк. В конструкции таких шлямбуров используют анкерный болт, который при закручивании расклинивает и надежно удерживает проушину в породе. Потом можно ослабить болт и вытащить анкер. И хотя эту конструкцию можно считать съемной, все-же шлямбуры обычно не убирают, а оставляют на месте для других.
- сплит (комбинированный шлямбурный скальный крюк). Конструкция сплитов такова, что одноразовый сердечник используют сначала для пробивания отверстия в камне, а потом его-же расклинивают в скале и привинчивают к нему проушину. Такая конструкция имеет одно преимущество, круглой коронкой пробить отверстие проще чем многоразовыми пробойниками, ведь каждая новая коронка всегда острая и не замятая. Однако, надежность такой конструкции ниже, чем при использовании классической системы. Это связано с тем, что коронка после пробития ей отверстия может иметь микротрещины. Хотя, абсолютное большинство пещер были пройдены с использованием именно сплитов, а это говорит в пользу надежности и практичности данной конструкции.
Очень близкими по смыслу к шлямбурам являются клеевые крючья (анкеры, батиноксы — от Batinox — модель такого крюка фирмы Petzl). Эти крючья представляют собой относительно длинные металлические стержни. Под них тоже требуется сделать отверстие. Сами же крючья сажаются на специальный раствор, позволяющий им удерживаться в скале. Клеевой крюк может выдерживать до 50 кН (5000 кгС).
Пробойник для шлямбурного скального крюка
Чтобы забить шлямбурный крюк надо предварительно специальным пробойником или перфоратором сделать глухое отверстие в скале.
Перфоратор используют самый обычный, который может быть у вас дома. Его используют при подготовке скалолазных дорожек или при оборудовании шлямбурами альпинистских или фриклайминговых маршрутов. На гору такой инструмент с собой не потащишь... да и не спортивно это.
При альпинистских восхождениях используют специальные пробойники. Любой пробойник представляет из себя рукоятку, к которой крепится рабочий орган, например сверло.
Есть несколько типов пробойников:
- без сменной рабочей части. Как правило, маленькие и легкие. Именно с них начинался шлямбурный альпинизм. Наилучший вариант: пробойник в сборе с грушей. Внутри пробойника имелось маленькое отверстие вдоль оси для продувки рабочей области от скальной крошки.
- со сменной рабочей частью. Это массивная ручка, к которой присоединяются сменные насадки. Ручка может иметь резиновое покрытие для удобства работы. Пластмассовое покрытие хуже, так как будет проскальзывать в руке. Покрытия может и не быть, но в этом случае должна быть предусмотрена возможность легкого проворота пробойника вокруг оси. Например, откидывающийся рычаг.
Пробойник со сверлом |
Пробойник - инструмент первопроходителя. Если у вас возникла необходимость использовать пробойник, то это может значить:
- вы делаете новый путь на этой стене
- вы ушли в сторону от линии маршрута, который уже ходили до вас
- вы - самый слабый альпинист из ходивших этот маршрут ранее
- при таких погодных условиях и состоянии этот маршрут еще никто не ходил. Например, вы делаете первое зимнее прохождение маршрута
- тот, кто ходил этот маршрут перед вами, убрал за собой стационарные шлямбурные крючья или сделал все дырки непригодными для использования.
Как устанавливается шлямбурный скальный крюк
При использовании шлямбурных крючьев последовательность действий альпиниста довольно простая:
- берётся пробойник, скальный молоток и, совершая вращательные движения пробойником после каждого удара, создаётся глухое отверстие. В зависимости от глубины и диаметра отверстия, твердости породы, вида применяемой насадки и степени ее износа, мастерства альпиниста и т.п. процесс может занять от 10-15 мину.
Недостаточная глубина отверстия недопустима, а в некоторых случаях недопустима и избыточная глубина. Для удобства контроля глубины, на сверло можно намотать несколько витков изоленты.
При создании отверстия выше уровня глаз быстро устают руки - отверстие очищается от пыли и крошки (полезно это делать и во время работы) с помощью грушы или другого способа (например, выдувать крошку ртом).
- в отверстие вставляется шлямбурный скальный крюк с проушиной на конце и забивается молотком. При забивке он расклинивается в стене. Хорошо забитый шлямбурный скальный крюк выдерживает нагрузку около 25 кН.
Надежность шлямбуров
Все привыкли, что шлямбур — это надежно и долговечно. При правильном креплении, он действительно может выдержать до 22 Кн. Обычно так и есть. Но шлямбуры, во многих случаях, установлены в горах годами, а иногда – десятками лет. За это время на них воздействуют не только люди, организующие страховку, но и коррозия. И если на нержавеющие материалы коррозия почти не действует, то на оцинкованные анкеры и проушины коррозия влияет сильно, ведь слой цинка стирается относительно быстро.
Еще сильнее коррозию ускоряет установка оцинкованных анкеров вместе с нержавеющими проушинами. Это создает гальваническую пару, и через лет пять, на вид хорошая проушина висит на ржавом и гнилом анкере.
Также может быть некорректная установка: живой камень, перетянутая гайка, слишком мягкий известняк, некачественный клей и т.п.
Исходя из этого, не стоит полагаться на один единственный шлямбур. Всегда организуйте свою страховку и, особенно самостраховку как минимум используя два шлямбура. А ржавые используйте только как ИТО или дополнительную точку страховки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий