понедельник, 30 августа 2021 г.

Узел "Автоблок"

Другое название

  • Autoblock
  • французский схватывающий узел
  • французский пруссик
  • несимметричный узел
  • косой узел
  • обмоточный узел
  • французский обмоточный узел
  • узел Машара (Serge Machard)


Узел "Автоблок" применяется в качестве самостраховки при спуске. А также в ситуациях, когда узел надо ослабить под нагрузкой – например при спуске по веревке с пострадавшим, когда узел Пруссика требует больших усилий для управления. Может использоваться в составе полиспаста.

Узел "Автоблок" вяжется ниже спускового устройства. Благодаря этому во время остановки при срабатывании "автоблока" не происходит сильного затягивания узла, что позволяет легко ослабить узел после срабатывания для дальнейшего спуска.
Для надежной и безопасной работы "автоблока" необходимо, чтобы сработавший узел не доставал до спускового устройства как минимум 10-15 см.

К еще одному плюсы узла "автоблок" можно отнести то, что панический рефлекс практически не влияет на его работу. Даже если спускающийся в панике схватится за узел и зажмет его в руке так, что узел не сможет полноценно сработать и начнет проскальзывать по веревке. В этом случае скорость спуска серьезно уменьшится, т.к. спускающийся будет сжимать веревку ниже спускового устройства. Теоретически, в такой ситуации возможно оплавление узла, но такие случаи на практике нигде не упоминаются.

Узел "Автоблок" - по существу тот же узел Маршара (поэтому у них названия совпадают), отличие же заключается в том, что на последнем этапе оба конца репшнура (диаметром 6-7 мм) прощелкиваются в карабин, а не проходит один через другой. И оборотов рекомендуется делать 6-7, при этом обороты репшнура должны ложиться на основную веревку плотно и без зазоров примыкать друг к другу. На двойной веревке количество оборотов можно уменьшить, на тонкой и скользкой веревке – увеличить. 

Как вязать узел "Автоблок"


"Автоблок" работает (затягивается) только при нагрузке в одну сторону — туда, где больше витков. По другой информации "автоблок" работает в любом направлении.
При этом чем мягче сам репшнур – тем лучше он затягивется (схватывается). Репшнур можно заменить стропой.

Работа узла сильно зависит от качества репшнура и веревки, и соотношения их диаметров. При каждом завязывании узла из новых материалов и в новых условиях (мокрые, грязные, обледенелые веревки и т.д.) требуется проверка работоспособности узла и подбор правильного количества витков.
Если же витков будет много, то узел может очень сильно затянуться (схватиться).

Концы репшнура для создания петли рекомендуется соединять узлом грейпвайн с длиной концов, равной 10-ти диаметрам верёвки. Длина петли подбирается индивидуально и зависит от конструктивных особенностей беседки, диаметра веревок и репшнуров, которые планируется использовать. Обычно длина петли из 7 мм репшнура в связанном виде для вязки "автоблока" составляет примерно 50-65 см.


Обычно узел "Автоблок" завязывается на карабине, расположенном на бедренной петле беседки.
Использование узла "Автоблок"

Более лучшим считается способ размещение "автоблока" на страховочном кольце беседки в комбинации с удлиняющей петлей для спускового устройства.
Этот способ исключает возможность зависания спускающегося вниз головой в случае получения травмы, а также при отказе или разрушении спускового устройства, или при обрыве спусковой веревки, закрепленной снизу. Этот способ также используется в том случае, когда есть сомнения в прочности бедренного кольца используемой беседки.
В работе такой способ несколько менее удобен, так как рука, контролирующая спуск, находится в непривычном положении.

Во время спуска контролирующая рука, также как и во время обычного спуска, должна находиться над узлом и сжимать веревку. Для того чтобы спуск проходил плавно и без рывков необходимо довольно сильно ослабить узел давлением контролирующей руки сверху, и удерживать его в таком ослабленном состоянии на протяжении всего спуска.

Комментариев нет:

Отправить комментарий