суббота, 4 декабря 2021 г.

Как пользоваться ручным лагом

Лаг - прибор, который предназначен для измерения скорости хода и пройденного судном расстояния.
На судах применяются механические, геомагнитные, гидроакустические, индукционные и радиодоплеровские лаги. И, конечно же, ручные лаги, которые нас и интересуют.


Устройство ручного лага

Ручной лаг состоит из лаглиня (троса), который разбит на равные отрезки и буйка.

Разбивку лаглиня начинают с расстояния в полторы-две длины корпуса судна от буйка. В этом месте вплескивают (вплетают) красный флагдух и далее равные отрезки лаглиня (например, через каждые 7,71 м) отмечают узелками.
Метки изготовляют из толстого шпагата или марлиня. Затем завязывают двойной или простой прямой узел на сложенном вдвое отрезке, из которого выполняют метку. При этом необязательно накладывать марку, т.к. конец лага и узлы в воде не изнашиваются. Последовательно на первых пяти отрезках делают один, два, три, четыре или пять узлов, затем один, два и три узла, что соответствует шестой, седьмой и восьмой меткам. Пропорционально между каждым узлом-меткой накладывают простую гладкую метку из сложенной вдвое каболки, которая делит пополам расстояние между узлам.
Схема разбивки лаглиня
Схема разбивки лаглиня на ручном лаге

Трос прикрепляется к буйку-сектору, который удерживается водой судна. Сектор изготовляется из дубовой доски толщиной 15 мм. К нижней его кромке крепится свинцовая пластинка, придающая сектору в воде вертикальное положение.
Буёк-сектор
Буёк-сектор, прикреплённый к ручному лагу
1 — сектор; 2 — свинцовая пластина; 3—клеванты; 4 — лаглинь; 5 — путики

Конец лаглиня, который находится на борту судна, всегда должен быть прикреплен к лаговому барабану.


Как пользоваться ручным лагом

Для определения скорости судна определяется по времени и количеству вытравленного (выпущенного за корму) лаглиня. При этом использование лагом нужно проводить с подветренной стороны, чтобы он легче выходил в кильватер, т.к. при ходе под парусами, кроме плавания при попутном ветре, лаг всегда отклоняется к наветренной стороне.

Для этого буёк-сектор и несколько витков лаглин выбрасывается за корму. Секундомер включается в момент прохода красного флагдуха за срез кормы судна. Ровно через 15 сек. лаглинь задерживается и по количеству вытравлено лаглиня от красного флагдуха до первого узелка определяется скорость судна (1 узел = 7,71 м за 15 с). Т.е. если судно идет со скоростью 1 узел, если вытравлено лаглиня до второго узелка — со скоростью 2 узла и т. д.

Можно использовать и другие отрезки времени: 30 и 60 сек. Тогда узелки на лаглине делаются, соответственно, через 15,43 и 30,87 м. Но это не так удобно из-за необходимости использования большого количества лаглиня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий