среда, 31 мая 2023 г.

Как настроить велосипедное седло

У велосипедного седла есть несколько важных настроек, один раз правильно сделав которые, можно повысить продуктивность педалирования, изменить посадку и убрать боли даже при очень длительных поездках.


Высота велосипедного колеса

Высота установки велосипедного седла является основной настройкой.

Большинство людей поначалу устанавливают велосипедное седло слишком низко. Это привычка с детства потому, что у быстрорастущих детей седло всегда оказывается слишком низко для эффективного педалирования. Во-первых, низкое седло безопаснее во время обучения езде на велосипеде, во-вторых, дети растут зачастую быстрее, чем им меняют регулировку седла.
Если вы постоянно ездите с низко установленным седлом, то вы к этому привыкаете, и не осознаете, что на самом деле это проблема, но проблема из-за этого на пропадает.


Вам не удастся сколько-нибудь точно определить высоту установки седла, просто посидев на нем или сделав небольшую поездку. 

Существует множество формул для вычисления высоты установки седла, большинство из которых вариации на тему длины ноги, умноженной на какой-то коэффициент.

Поэтому можно рекомендовать следующий способ.
  1. Сделайте расчёт по любой из формул. Вот вам два примера
    • Формула Грега Лемонда: эта формула позволяет сделать расчет высоты сидения, подошвы обуви, высоты велосипеда и угол велосипедного руля. Чтобы достичь идеальной высоты сидения, используя формулу Грега Лемонда, измерьте длину ноги по внутренней ее части, начиная от основания стопы, стоя ровно на полу, до промежности. Для этих измерений не надевайте обувь. Затем умножьте результат измерения (в дюймах или сантиметрах) на 0,883. Это и будет длиной между центром нижнего кронштейна на велосипеде и нижней точкой на вершине сидения.
    1. Формула 109%.Согласно этой формуле, идеальная высота сидения это 109% от длины внутренней стороны вашей ноги. В этот размер входит длина от ровно стоящей на полу стопы до промежности. Для этого измерения не следует надевать обувь. Затем нужно умножить это число (в дюймах или сантиметрах) на 1,09, чтобы найти требуемое число. Это даст вам количество дюймов, которое должно быть между вершиной седла и педалью в ее нижнем положении.
  2. Сделайте пробную поездку. Если вы сразу не почувствовали значительное неудобство, то прокатитесь ещё несколько километров.
  3. Поднимите велосипедное седло на 1 мм. Повторите поездку.
    Если раньше велосипедное седло стояло слишком низко, то вы ощутите, что с другой посадкой ваш велосипед стал легче на ходу и быстрее.
  4. Если подъем седла улучшил положение, поднимите его еще немного, и еще немного (по сути вы будете каждый раз повторять 3 пункт). Делайте так до тех пор, пока не почувствуете, что седло стоит слишком высоко, тогда опустите его совсем немного.
    Когда седло стоит слишком высоко, то вам придется переваливаться с боку на бок при педалировании. Возможно, при этом вы ощутите, что вам надо "тянуть" ногу, чтобы дотянутся до педали в ее нижнем положении. Если вам приходится сдвигаться вперед на узкий край седла, то это является еще одним признаком того, что седло стоит слишком высоко. Однако, этот признак может быть и следствием того, что седло имеет слишком большой наклон вниз, или руль находится слишком далеко.

Высота установки велосипедного седла также зависит и от типа педалей и обуви, которые вы используете. Если вы катаетесь в обычных ботинках, все усилие передается при ходе педали вниз, таким образом большая степень разгибания ноги необходима для развития максимума мощности. Если вы используете контактные педали/ботинки, вы можете прикладывать значительные усилия и при ходе педали ввверх, особенно вблизи нижней мертвой точки. Такая работа вовлекает мышцы задней стороны ноги и может быть достаточно эффективной. Если вы педалируете именно так, то вам надо установить седло чуть ниже, чем необходимо при педалировании в обычных ботинках. Чуть более низкая установка седла также помогает и при постоянном педалировании на высокой частоте.


Наклон велосипедного седла

  • Наклон седла вперёд (вниз) подходит для тех, кто много ездит вверх и у кого велосипедное седло находится достаточно высоко. Также это пригодится тем кто ездить ездит в сильном наклоне вперёд.
    В других же случаях в движении велосипедист будет сползает с седла вперед.
  • Нейтральный наклон (горизонтальный наклон) - это базовая настройка при более-менее "вертикальной" посадке. Такой наклон седла актуален для прогулочных и детских велосипедов.
  • Наклон седла назад (вверх) - в Слоупстайле, Дёрте и Стрите эта настройка позволяет зажимать ногами седло и хвататься за него руками во время трюков. А в горах, при спуске вниз по хорошему уклону, где обычно и прокладываются трассы для Скоростного Спуска и Фрирайда, наклон назад (вверх) позволяет не сползать с седла на спуске.
    В других же случаях в движении у велосипедиста промежность будет подвержена лишнему давлению


Смещение седла

Некоторые рейлы позволяют велосипедные сёдла двигать вперед или назад (в пределах шкалы, которая нанесена на рейлы). Таким образом можно корректировать посадку и смещать вес вперед или назад, что влияет на развесовку.

Если седло смещено слишком далеко назад, это загрузит заднее колесо и разгрузит переднее. Это чревато чрезмерной разгрузкой переднего колеса на спусках, а, следовательно, уменьшение его сцепления с поверхностью. В подъемах та же история, слишком разгруженное колесо будет норовить подняться ввысь, и вы будете бороться не только с самим подъемом, но и с передним колесом.
И наоборот, если седло смещено слишком сильно вперёд, то на спусках переднее колесо будет перегружено, а вилка будет "забиваться".


Нейтральное положение седла легко определить. Достаточно провести воображаемую линию от центра седла до земли. Если эта линия разбивает расстояние между кареткой и задней осью пополам, значит седло находится в нейтральном положении. Если ближе к каретке, значит смещено вперёд, а если ближе к задней оси, значит смещено назад.
Нейтральное положение велосипедного седла

Не забывайте, что смещение седла зависит от длинны ваших рук. Если у вас короткие руки, то для сохранения правильного положения на байке нужно смещать седло ближе к рулю. Хотя этого можно избежать, используя более короткий вынос.

Комментариев нет:

Отправить комментарий