среда, 13 июня 2018 г.

Краткое описание системы КОСПАС-SARSAT

Отредактировано 7.07.2018

Система КОСПАС (Космическая система поиска аварийных судов) разработана для обнаружения судов и самолетов, терпящих бедствие в любой точке земного шара.

Сигнал от аварийного радиобуя поступает в систему, которая с заданной точностью определяет координаты места бедствия судна. Цель системы КОСПАС — существенно (до 10 раз), по сравнению с традиционными методами, сократить время проведения поисковых операций.



Система КОСПАС создавалась как самостоятельная система одновременно с аналогичной американо-канадо-французской системой SARSAT (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking). В то же время обе системы разрабатывались как взаимодействующие по единым согласованным требованиям, что позволило обеспечить их полную техническую совместимость и в конечном счете создать единую глобальную международную систему КОСПАС-SARSAT.


Система КОСПАС-SARSAT включает в себя:

  • аварийные радиобуи АРМ=ELTs для авиационного использования, АРБ=EPIRBs для морского применения и ПРБ=PLB для персонального использования, которые передают сигналы в аварийной ситуации;
  • оборудование на борту геостационарных и низкоорбитальных спутников, которое позволяет обнаруживать сигналы, передаваемые аварийными радиобуями. В последнее время стали вводиться и среднеорбитальные спутники. (об спутниках подробнее см. ниже)
  • наземные приемные станции, называемые Станциями приема и обработки информации (СПОИ=LUTs), которые получают и обрабатывают сигналы со спутников для генерирования аварийных сообщений в соответствующий КЦС (см. ниже)

Вся обработка принятых от ИСЗ сигналов осуществляется на СПОИ в автоматическом режиме и занимает 10-15 минут. Обработка принятой цифровой информации (частота 406 МГц) производится с помощью цифровых процессоров, а по аналоговым сигналам, принятым на 121,5 МГц, производится расчет доплеровской кривой, которая позволяет осуществить определение географических координат радиомаяка.
Для повышения точности определения координат при каждом приеме сигналов со спутника производится уточнение параметров орбиты. В этих целях в системе создана сеть высокостабильных орбитографических радиобуев 406 МГц, координаты которых известны с высокой точностью.
Каждая СПОИ проводит проверку своего функционирования на основе анализа принятых сигналов орбитографических радиобуев и сравнения точности определения координат.
В настоящее время в системе КОСПАС-SARSAT функционируют 38 СПОИ, развернутые в 21 стране. В России имеется 4 СПОИ: в Архангельске, Москве, Новосибирске и Находке.
  • Координационные центры Системы (КЦС=МССs), которые получают аварийные сообщения от СПОИ и направляют их в Спасательно-координационные центры (СКЦ=RCCs), Точки контакта для поиска и спасания (ТКПС=SPOCs) или другие КЦС.
Обмен информацией между центрами системы и поисково-спасательными службами осуществляется в соответствии с правилами, согласованными на международном уровне, в частности в рамках ИМО и ИКАО.
КЦС устанавливается в каждой стране, имеющей хотя бы одну СПОИ. Исключение составляет в настоящее время Новая Зеландия, которая свою СПОИ замкнула на Австралию. В России четыре СПОИ замыкаются на московский КЦС.

система КОСПАС-SARSAT.


Система КОСПАС-САРСАТ включает в себя три типа спутников:
- спутники на низкой орбите Земли (НИО), которые формируют систему НССПС
В эту сеть входят:
  • Сарсат-7 (на борту NOAA-15) 
  • Сарсат-8 (на борту NOAA-16) 
  • Сарсат-10 (на борту NOAA-18) 
  • Сарсат-11 (на борту MetOp-A) 
  • Сарсат-12 (на борту NOAA-19) 
  • Сарсат-13 (на борту MetOp-B)
- спутники на геостационарной орбите Земли (ГЕО), которые формируют систему ГССПС
В эту сеть входят
  • GOES-13 (East) (75° з.д.)
  • GOES-14 (105° з.д.) (в резерве)
  • GOES-15 (West) (135° з.д.)
  • INSAT 3A (93,5° в.д.)
  • INSAT 3D (82° в.д.) (тестовые испытания)
  • MSG-2 (9,5° в.д.)
  • MSG-3 (0°)
  • Электро-Л (76° в. д.)
  • Луч-5А (167° в. д.)
  • Луч-5В (94° в. д.)
- спутники на стредних орбиатх
В эту сеть входят
  • Глонасс-К1 № 11
  • Глонасс-К1 № 12


Система КОСПАС-САРСАТ наглядно показала, что элементы систем ГССПС и НССПС дополняют друг друга. К примеру, система ГССПС может подать почти мгновенный сигнал бедствия в зоне видимости геостационарного спутника, в то время как система НССПС:
- покрывает полярные районы (которые находятся вне видимости геостационарных спутников);
- может рассчитать местоположение бедствия, используя метод Доплеровского определения координат; и
- поскольку спутники постоянно находятся в движении по отношению к радиобую, то система НССПС менее чувствительна к препятствиям, которые могут блокировать передачу сигнала радиобуя в данном направлении.




В российскую часть международной системы КОСПАС-SARSAT входят следующие элементы:
  • орбитальная группировка спутников типа КОСПАС;
  • командно-измерительный комплекс (система контроля и управления спутниками);
  • международный координационно-вычислительный центр (МКВЦ), расположенный в Москве;
  • станции приема и обработки информации (СПОИ), расположенные, как было указано выше, в Архангельске, Новосибирске, Москве и Находке.

Российская часть системы КОСПАС-SARSAT является общегосударственной и широко используется в интересах Министерства по чрезвычайным ситуациям, морского судоходства, рыбопромыслового и речного флота, гражданской авиации, Минобороны, включая военно-морской флот и военно-воздушные силы.
Поручением правительства России функции головной организации по системе КОСПАС-SARSAT в стране возложены на Государственное предприятие «Морсвязьспутник».


В разработке и вводе в эксплуатацию спасательной системы принимали участие СССР (в дальнейшем Россия), США, Канада и Франция. Советская часть системы — Коспас (Космическая Система Поиска Аварийных Судов), иностранная — Sarsat (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking).

Международная спутниковая система «КОСПАС-SARSAT» — одна из основных частей ГМССБ и предназначена для обнаружения и определения местоположения судов, самолётов и других объектов, потерпевших аварию. Система «КОСПАС-SARSAT» одобрена Международной морской организацией (ИМО) и Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).

Первый практический случай спасения людей с помощью системы произошел 10 сентября 1982 года ещё на стадии отработки технических средств системы, когда советский спутник «Космос-1383» ретранслировал сигнал бедствия с разбившегося в горах Канады небольшого самолёта. Аварийный сигнал через спутник был принят канадской наземной станцией. В результате спасательной операции были спасены три человека. На начало 2002 года с помощью системы КОСПАС-SARSAT спасено более 10 000 человек. В одном только 1998 году произведено 385 спасательных операций, в результате которых было спасено 1334 человека.

5 декабря 1997 года на заседании межведомственной комиссии Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России принято решение рассматривать систему КОСПАС-SARSAT как необходимый элемент организации поиска и спасания объектов, попавших в кризисную ситуацию.

С 1 февраля 2009 года прекращена обработка сигналов ELT, работающих на частотах 121,5/243 МГц.

У этой системы есть свой сайт https://cospas-sarsat.int/ru/
На сайте можно произвести регистрацию радиобуя. Как написано на самом сайте Это гарантия того, что поисково-спасательные службы в аварийной ситуации смогут получить важную информацию о вас, вашем самолете или судне и ваших экстренных контактах.


Также рекомендую ознакомиться с:
- Радиотехнические сигнальные средства
- Как выбрать и купить радиобуй Коспас-Сарсат 406 МГц
- Регистрация аварийных радиобуев КОСПАС-САРСАТ
- Тестирование радиобуя в системе КОСПАС-САРСАТ
- Как проверять радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ
- Что делать при ложных и случайных срабатываниях радиобуя системы КОСПАС-САРСАТ
- Смена владельца радиобуя системы КОСПАС-САРСАТ
- Обслуживание радиобуя системы КОСПАС-САРСАТ
- Аварийный радиобуй (радиомаяк) (АРБ, EPIRB, ELТ, PLT)
- Избавление от старых радиобуев и старых батарей от них

Комментариев нет:

Отправить комментарий