среда, 13 июня 2018 г.

Краткое описание системы КОСПАС-SARSAT.

Система КОСПАС (Космическая система поиска аварийных судов) разработана для обнаружения судов и самолетов, терпящих бедствие в любой точке земного шара.

Сигнал от аварийного радиобуя поступает в систему, которая с заданной точностью определяет координаты места бедствия судна. Цель системы КОСПАС — существенно (до 10 раз), по сравнению с традиционными методами, сократить время проведения поисковых операций.



Система КОСПАС создавалась как самостоятельная система одновременно с аналогичной американо-канадо-французской системой SARSAT (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking). В то же время обе системы разрабатывались как взаимодействующие по единым согласованным требованиям, что позволило обеспечить их полную техническую совместимость и в конечном счете создать единую глобальную международную систему КОСПАС-SARSAT.


Система состоит из шести низкоорбитальных спутников, расположенных на околополярной орбите, девяти геостационарных спутников, локальной земной станции связи, центра управления и координационно-спасательных центров. Абонентами системы являются спутниковые аварийные радиобуи.
система КОСПАС-SARSAT.



Система КОСПАС-SARSAT включает в себя:
- аварийные радиобуи АРМ=ELTs для авиационного использования, АРБ=EPIRBs для морского применения и ПРБ=PLB для персонального использования, которые передают сигналы в аварийной ситуации;
- оборудование на борту геостационарных и низкоорбитальных спутников, которое позволяет обнаруживать сигналы, передаваемые аварийными радиобуями. В последнее время стали вводиться и средне орбитальные спутники.
- наземные приемные станции, называемые Станциями приема и обработки информации (СПОИ=LUTs), которые получают и обрабатывают сигналы со спутников для генерирования аварийных сообщений; и
- Координационные центры Системы (КЦС=МССs), которые получают аварийные сообщения от СПОИ и направляют их в Спасательно-координационные центры (СКЦ=RCCs), Точки контакта для поиска и спасания (ТКПС=SPOCs) или другие КЦС.


Система КОСПАС-САРСАТ включает в себя два типа спутников:
- спутники на низкой орбите Земли (НИО), которые формируют систему НССПС
В эту сеть входят:
  • Сарсат-7 (на борту NOAA-15) 
  • Сарсат-8 (на борту NOAA-16) 
  • Сарсат-10 (на борту NOAA-18) 
  • Сарсат-11 (на борту MetOp-A) 
  • Сарсат-12 (на борту NOAA-19) 
  • Сарсат-13 (на борту MetOp-B)
- спутники на геостационарной орбите Земли (ГЕО), которые формируют систему ГССПС
В эту сеть входят
  • GOES-13 (East) (75° з.д.)
  • GOES-14 (105° з.д.) (в резерве)
  • GOES-15 (West) (135° з.д.)
  • INSAT 3A (93,5° в.д.)
  • INSAT 3D (82° в.д.) (тестовые испытания)
  • MSG-2 (9,5° в.д.)
  • MSG-3 (0°)
  • Электро-Л (76° в. д.)
  • Луч-5А (167° в. д.)
  • Луч-5В (94° в. д.)
- спутники на стредних орбиатх
В эту сеть входят
  • Глонасс-К1 № 11
  • Глонасс-К1 № 12


Система КОСПАС-САРСАТ наглядно показала, что элементы систем ГССПС и НССПС дополняют друг друга. К примеру, система ГССПС может подать почти мгновенный сигнал бедствия в зоне видимости геостационарного спутника, в то время как система НССПС:
- покрывает полярные районы (которые находятся вне видимости геостационарных спутников);
- может рассчитать местоположение бедствия, используя метод Доплеровского определения координат; и
- поскольку спутники постоянно находятся в движении по отношению к радиобую, то система НССПС менее чувствительна к препятствиям, которые могут блокировать передачу сигнала радиобуя в данном направлении.




В разработке и вводе в эксплуатацию спасательной системы принимали участие СССР (в дальнейшем Россия), США, Канада и Франция. Советская часть системы — Коспас (Космическая Система Поиска Аварийных Судов), иностранная — Sarsat (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking).

Международная спутниковая система «КОСПАС-SARSAT» — одна из основных частей ГМССБ и предназначена для обнаружения и определения местоположения судов, самолётов и других объектов, потерпевших аварию. Система «КОСПАС-SARSAT» одобрена Международной морской организацией (ИМО) и Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).

Первый практический случай спасения людей с помощью системы произошел 10 сентября 1982 года ещё на стадии отработки технических средств системы, когда советский спутник «Космос-1383» ретранслировал сигнал бедствия с разбившегося в горах Канады небольшого самолёта. Аварийный сигнал через спутник был принят канадской наземной станцией. В результате спасательной операции были спасены три человека. На начало 2002 года с помощью системы КОСПАС-SARSAT спасено более 10 000 человек. В одном только 1998 году произведено 385 спасательных операций, в результате которых было спасено 1334 человека.

5 декабря 1997 года на заседании межведомственной комиссии Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России принято решение рассматривать систему КОСПАС-SARSAT как необходимый элемент организации поиска и спасания объектов, попавших в кризисную ситуацию.

С 1 февраля 2009 года прекращена обработка сигналов ELT, работающих на частотах 121,5/243 МГц.

У этой системы есть свой сайт https://cospas-sarsat.int/ru/
На сайте можно произвести регистрацию радиобуя. Как написано на самом сайте Это гарантия того, что поисково-спасательные службы в аварийной ситуации смогут получить важную информацию о вас, вашем самолете или судне и ваших экстренных контактах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий