четверг, 23 января 2020 г.

Безопасная езда на велосипеде в городе

Езда по городу на велосипеде несет некоторую опасность. Но не надо ее преувеличивать! В конце концов, дорога - это всегда место повышенной опасности: хоть вы переходите дорогу, хоть вы едете в автомобиле.

Как показывает практика, если ехать, соблюдая правила дорожного движения (ПДД), вести себя на дороге предсказуемо и адекватно, и никому не создавать необоснованных помех, то подавляющее большинство водителей не будут относиться к велосипедисту с негативом, а езда станет достаточно комфортной и безопасной. Хотя, конечно, принципа давай дорогу дуракам никто не отменял и на дороге всё равно надо быть внимательным.



Рассмотрим требования безопасности более подробно.

Безопасность велосипедиста на городских улицах

На улицах с интенсивным автомобильным движением важно сделать себя заметным для водителей автомобилей. Важно, чтобы велосипед был оснащен световыми сигналами (даже при езде днем), и зеркалом заднего вида. Да и громкий звуковой сигнал не помешает. Обычный велозвоночек в автомобиле могут и не услышать.


Ваша одежда должна иметь яркий, броский цвет, иметь светоотражающие полосы. Если вы не можете себе позволить приобрести дорогую велоодежду, то сходите в магазин рабочей одежды, и купите сигнальный жилет оранжевого или ярко-зеленого цвета. Стоят такие жилеты недорого, зато вы заметите, что количество вежливых водителей вокруг вас сразу увеличится.

Хорошим вариантом является полностью одевать защитную экипировку... Или, хотя бы, надевать шлем.

Самое главное правило при езде на городских улицах - ехать надо уверенно и предсказуемо. Т.е. все ваши намерения должны быть понятны для всех остальных участников движения. И, естественно, надо хорошо знать ПДД.

Не забывайте, что велосипедист должен переходить перекресток, а не переезжать его.

Опасности при езде по тротуарам исходят обычно от пешеходов с не совсем предсказуемым поведением. К ним относятся дети, престарелые, а также нетрезвые личности. Пешеходы, относящиеся к этим категориям, могут оказаться в полуметре перед вами совершенно неожиданно для вас (и для них самих).

Подъезжая по тротуару к въезду во двор, следует снизить скорость и убедиться в отсутствии машин, собирающихся туда заехать или оттуда выехать. Если следовать ПДД, то автомобиль при заезде/выезде на прилегающую территорию должен пропустить всех движущихся перед ним по тротуару. Но мало того, что не все водители его соблюдают, так еще и вас могут просто не заметить.

Приближаясь к припаркованному автомобилю, следует объехать его на расстоянии открытой двери (не ближе 1 м.). Пассажир выходя из автомобиля может вас просто не заметить.

Помните, что согласно пункта 9.9. ПДД движение велосипедистов по тротуару запрещено. Согласно п. 24.1 ПДД
Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов. 
Хотя могут быть и исключение. Согласно п. 24.2. ПДД
по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
- велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
А также исключения указаны в пунктах 24.3 и 23.4. ПДД
24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

Если при езде на велосипеде по проезжей части правый ряд заставлен припаркованными автомобилями не плотно и между ними есть промежутки метров по 100-200, то лучше не нырять в эти промежутки, а ехать прямо - так безопаснее. Синусоида – не самая оптимальная траектория движения транспортного средства.

Если вы планируете ездить в сумерках и в темноте, то обязательно нужно сделать свой велосипед заметным для водителей автомобилей. Если вы будете ездить в потемках только по дворам, то будет достаточно светоотражателей. Но если вам придется выезжать на автомобильные дороги (даже на освещенные), лучше установить на велосипед фонари (фары). При этом включать фонари на велосипеде нужно, как только начало смеркаться.

Отдельных слов стоит описание проезда на велосипеде перекрестка. Более подробно об этом написано в Особенности проезда перекрестков на велосипеде. Однако позволю себе несколько важных советов. Если конфигурация перекрестка такова, что водители вынуждены снижать скорость до 20-30 км/ч, то вы можете спокойно проехать перекресток на велосипеде. А если на перекрестке наблюдается скопление автомобилей, то самое безопасное решение – перейти на тротуар и стать пешеходом.


Сигналы поворота и торможения

Согласно ПДД, при движении по проезжей части водитель любого транспортного средства, и в частности, велосипеда, обязан подавать сигналы поворота и торможения.

Согласна пункта 8.2. ПДД
Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Описание сигналов ПДД руками приведено в пункте 8.1. ПДД
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
Рука, согнутая в локте, велосипедисты обычно не используют: он предназначен для водителей автомобилей, у которых оказались неисправны указатели поворотов.

Особенно прошу обратить снимание, что сигнал торможения тоже надо подавать заблаговременно, за пару секунд до начала самого торможения (одновременно тормозить и подавать сигнал достаточно затруднительно). Сигнал торможения на практике подается только если прямо за вами едет автомобиль, или другой велосипедист, и для него ваше торможение может оказаться неожиданным.

Сигналы поворота и торможения нужно подавать четко и ясно - представьте себе, что вы, собираясь повернуть налево, вяло махнете рукой, а водитель едущего за вами автомобиля этот взмах рукой истолкует неправильно, и начнет вас обгонять.


По каким улицам не рекомендуется ездить на велосипеде

На велосипеде не рекомендуется ездить по магистральным улицам, т.е. те, на которых организовано бессветофорное движение транспорта. Например, это МКАД.

Зачастую на таких улицах разрешается двигаться со скоростью, большей, чем 60 км/ч. С точки зрения велосипедиста это означает, что даже в правом ряду автомобили медленней, чем 60-70 км/ч не едут. И велосипедисту оказываться рядом с ними на проезжей части не стоит: слишком велика разница между вашими скоростями.
Не получится спокойно проехать на велосипеде и по обочине такой дороги: представьте себе, что на обочине из-за неисправности остановился автомобиль, и вам необходимо его объехать. Вы не всегда сможете объехать его справа - автомобиль может стоять вплотную к ограждению. А выехать с обочины в правый ряд и объехать препятствие слева небезопасно...

Вторая проблема для велосипедиста, едущего по магистральной улице - перекрестки, точнее, их отсутствие. Перекрестки на таких улицах не оборудуются светофорами, вместо них сооружаются многоуровневые транспортные развязки. Зачастую развязки спроектированы так, что примыкающая дорога вливается в основную справа. То есть вы можете ехать на велосипеде по крайнему правому ряду, а через несколько десятков метров окажетесь уже не в правом, а в третьем ряду. Дальше вы не сможете ехать безопасно: справа от вас со скоростью 70-80 км/ч проносятся автомобили, водители которых меньше всего ожидают встретить прямо перед собой велосипедиста...


Чего нельзя делать при езде на велосипеде по автомобильной дороге

По сути всё что запрещено содержится в главе 24 "Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов".

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.
Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой; 
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; 
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства; 
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест; 
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах); 
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов); 
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.
24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Особенно хочу объяснить почему запрещается ехать на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой. Потому что при этом вы едете без тормозов: тормозные рукоятки на велосипедах находятся на руле, а возможностей ножного тормоза (даже если он есть на вашем велосипеде) может не хватить для экстренного торможения. Кроме того, любая, самая незначительная неровность на дороге может привести к тому, что вы вильнете в сторону, под колеса обгоняющего вас автомобиля.


А теперь несколько других полезных соеветов
  • Нельзя близко приближаться к автомобилю в движении, хотя такой соблазн существует - за движущимся автомобилем образуется воздушный поток, в котором можно ехать несколько быстрее. Опасность такой езды заключается в том, что дистанция между вами и автомобилем впереди получается недостаточной. Если водитель неожиданно применит экстренное торможение, то попутного столкновения избежать будет очень непросто. Возможна и другая ситуация: представьте себе, что водитель автомобиля, увидев небольшое препятствие (например, колдобина, камень), решил пропустить его между колесами, не сбавляя скорости. Успеете ли вы разглядеть эту колдобину и объехать ее на высокой скорости, если едете в двух метрах от автомобиля? В общем, соблюдайте дистанцию, и проблем при движении в потоке будет меньше. 
  • Нельзя ездить по улицам в низкой посадке, хотя она и обеспечивает лучшую аэродинамику. Водитель любого транспортного средства должен смотреть вперед на дорогу, а не на свое переднее колесо. Низкая посадка хороша только для гонок, когда свободную дорогу обязаны обеспечить организаторы соревнований.
  • Останавливаясь перед светофорами, не приближайтесь к едущему впереди автомобилю ближе, чем на 1,5-2 метра. Особенно, если он остановился на подъеме. Т.к. автомобиль перед началом движения этот может покатиться назад. Кроме того, неопытный водитель может по ошибке вместо первой передачи включить задний ход.
  • Небольшие габариты велосипеда – это одно из его преимуществ, особенно при движении в потоке транспорта. Но не стоит злоупотреблять этим преимуществом. Иногда появляется соблазн объехать справа автомобили, стоящие перед светофором в очереди: между правыми бортами автомобилей и тротуаром может быть расстояние, достаточное для проезда велосипедиста. Но только до тех пор, пока автомобили стоят неподвижно. А когда эта очередь начнет двигаться, даже с небольшой скоростью, то вас могут нечаянно притереть к тротуару. Особенно опасно оказываться рядом с правым бортом грузовика: из кабины грузового автомобиля велосипедист не виден! Если у перекрестка скопилась длинная очередь автомобилей, то велосипедисту следует перебраться на тротуар и проехать пару сотен метров на правах пешехода. 
  • Во время езды по дороге не затыкайте уши наушниками плеера. Велосипедист должен контролировать обстановку вокруг себя, а слух – весьма важный канал получения информации. Если уж совсем не можете жить без музыки, то оставьте свободным одно ухо. И не следует пользоваться сотовым телефоном во время движения. Немного подробнее об опасности хождения в наушниках по улице писал отдельно.
  • Не надо учить водителей соблюдать ПДД, рискуя своим здоровьем, а то и жизнью. 


Берегитесь собак

Беречься стоит как бездомных, так и собак с хозяевами.

С бездомными собаками можно повстречаться в районе промзон, строек, рынков, пустырей, в окрестностях городских кладбищ. Как правило бездомные собаки сбиваются в стаи по несколько штук, хотя случается встречать и стаи по десятку и более особей.
Если вы заметили издалека собак, то сбавьте скорость или совсем остановитесь, оцените расстояние до них, их поведение и состояние. Если они вас не заметили и продолжают мирно заниматься своим делом, то лезть на рожон не стоит, а просто попробуйте объехать их на безопасном расстоянии, не привлекая внимания. Если же они на достаточно близком расстоянии и заинтересовались вами, то имеет смысл остановиться и слезть с велосипеда, наблюдая за реакцией. Если интерес пропал, то спокойно пешком обходим их стороной, наблюдая за ними и садимся в седло на безопасном расстоянии. Если же интерес не пропал и они двигаются к вам, то имеет смысл отгородиться от них велосипедом и делать вид что вы на них наступаете. Как правило бездомные собаки довольно трусливы и имитации наступления с велосипедом достаточно чтобы их отогнать. При этом оглядывайтесь назад, бывает что помимо основной стаи где-то сзади в кустах находятся ещё несколько собак, которые вас могут застать врасплох внезапным нападением со спины. Если вы не уверены, то лучше не пытаться уехать от собак, они бегают очень быстро и способны на короткое время развивать скорость до 50−60км/ч. при этом будут стараться укусить вас за ноги. Так же можно сделать вид, что вы что-то поднимаете с земли чтобы кинуть в них. На многих собак это действует. Некоторые велосипедисты изготавливают специальное оружие против собак. Например велосипедный тросик с грузом на конце. Но лучше не доводить дело до его использования и не подпускать собак близко.

Хозяйские собаки так же представляют опасность. Они, как правило, гораздо смелее и сильнее, особенно бойцовые породы. У последних хозяева могут быть тоже не вполне вменяемыми людьми, со своими комплексами и загонами, а то зачем заводить такую собаку, как только не для самоутверждения, но конечно же это не про всех. Просто были случаи, когда в ответ на претензии о выгуливании собаки без поводка и намордника, хозяева ещё пуще натравливали её на потерпевшего. Поэтому с хозяевами лучше лишний раз тоже не ссориться и особо не возмущаться, а просто спокойно попросить забрать собаку. Велика вероятность встретиться с домашними собаками в вечернее время в парковых и около парковых зонах, на территории дворов, скверов. Так же как и от бродячих, от домашних тоже, в случае нападения старайтесь загородиться велосипедом, это очень выходная позиция в отношении собак.

Комментариев нет:

Отправить комментарий