вторник, 30 апреля 2019 г.

Отражатели (катафоты) для велосипеда

В темное, как и в вечернее, время суток видимость на дороге снижается. Снижается и бе­зопас­ность дви­жения велосипедистов на ноч­ных до­рогах: не обо­рудо­вав тран­спортное средс­тво оп­ти­чес­ки­ми при­бора­ми, ве­лоси­педист рис­ку­ют стать учас­тни­ком ДТП.

Обе­зопа­сить се­бя от ноч­ных ава­рий нес­ложно: дос­та­точ­но обо­рудо­вать ве­лоси­пед ос­ве­титель­ны­ми при­бора­ми и до­пол­ни­тель­ной све­то­ин­ди­каци­ей — све­товы­ми от­ра­жате­лями (катафотами, световозвращателями). Об Езде на велосипеде ночью подробнее написано отдельно.
Согласно международным правилам, любой велосипедист ночью должен иметь белую фару спереди и красный отражатель (габарит) сзади, а также белые или желтые отражатели на педалях на каждой стороне и катафоты на спицах. Эти же правила действуют и для России.

катафоты на велосипеде


Место для крепления отражателя велосипеда

Клас­си­чес­ки­ми зо­нами креп­ле­ния све­то­от­ра­жате­лей слу­жат:
  • передняя вилка или руль (для переднего катафота)
  • низ седла, так называемый подседельный штырь (для заднего)
  • спицы (для боковых светоотражателей)


Устройство и работа велосипедных светоотражателей

От­ра­жате­ли для ве­лоси­педа не спо­соб­ны из­лу­чать свет в тём­ное вре­мя су­ток, они лишь от­ра­жа­ют нап­равлен­ные на них лу­чи.
Принцип работы отражатели
Принцип работы катафотов
углового (1) и сферического (2)

Ка­тафо­ты "ра­бота­ют" на ос­но­ве про­цес­са све­товоз­вра­щения, то есть из­ме­нения нап­равле­ния лу­ча на 180 гра­дусов. Это воз­можно за счет от­ра­жения лу­ча дваж­ды от зер­кал, ус­та­нов­ленных под пря­мым уг­лом.

Обо­рудо­ван­ные ка­тафо­тами ве­лоси­педы уда­ёт­ся об­на­ружить в тем­но­те на бе­зопас­ном рас­сто­янии, так как свет от фар ав­то­моби­лей из­да­лека по­пада­ет на них и от­ра­жа­ет­ся.

В ка­чес­тве ма­тери­ала для из­го­тов­ле­ния ка­тафо­тов ис­поль­зу­ют плас­ти­ны цвет­но­го стек­ла ли­бо же ак­ри­лово­го плас­ти­ка. Они оди­нако­во хо­рошо от­ра­жа­ют па­да­ющие на них лу­чи све­та, и де­ла­ют ви­димым объ­ект на боль­шом рас­сто­янии — 150 м и боль­ше.

Све­то­от­ра­жа­ющие плас­ти­ны по­меща­ют в кор­пус, из­го­тав­ли­ва­емый из хро­миро­ван­ных ме­тал­лов или по­лип­ро­пиле­на. Ус­та­нав­ли­ва­емые на ве­лоси­педы ти­пы све­то­от­ра­жате­лей, име­ют та­кую фор­му и уни­вер­саль­ные уз­лы креп­ле­ния, ко­торые поз­во­ля­ют их мон­ти­ровать на дру­гие тран­спортные средс­тва: мо­тоцик­лы, ав­то­моби­ли, ка­тера и т.п.


Особенности боковых отражателей велосипеда

Бо­ковые от­ра­жате­ли обоз­на­ча­ют ве­лоси­пед на ноч­ной до­роге при бо­ковом его ос­ве­щении ав­то­моби­лем. Мес­том креп­ле­ния бо­ковых ве­лоси­пед­ных ка­тафо­тов оран­же­вого (жёл­то­го) цве­та слу­жат ве­лоси­пед­ные спи­цы.

За­час­тую ве­лоси­педис­ты иг­но­риру­ют та­кие эле­мен­ты бе­зопас­ности, или да­же счи­та­ют их при­чиной дис­ба­лан­са ко­лёс. Од­на­ко ка­чес­тво пе­ред­ви­жения мо­жет «пос­тра­дать» толь­ко при ез­де на мак­си­маль­ных ско­рос­тях.

Ма­лень­кий вес сов­ре­мен­ных бо­ковых ка­тафо­тов вряд ли ста­нет при­чиной «вось­мё­рок» на ко­лесе или на­руше­ния его ба­лан­си­ров­ки. Об­рести ду­шев­ное спо­кой­ствие по­может ус­та­нов­ка бо­ково­го от­ра­жате­ля на про­тиво­полож­ной нип­пе­лю сто­роне.




Также в качестве катафотов можно применять фликеры. Об них подробнее написано в
"Фликеры (светоотражатели) на одежду".

4 комментария:

  1. Я на заднее колесо вместо поломавшихся катафотов наклеил наклейки. Так же наклейки (светоотражающие) наклеил по бокам вела на раму

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток!
      Такие наклейки называются "фликерами". Их вполне может хватить как заменить катафотов. Но, ИМХО, лучше совместить.

      Удалить
  2. На спицах тоже есть светоотражающая фигня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток!
      Это называется боковые светоотражатели (или катафоты). Полезная вещь, которая позволит заметить вас автомобилю, который едет вам перпендикулярно.

      Удалить