понедельник, 29 апреля 2019 г.

Велосипедные фонари

Отредактировано 8.09.2024


Первое, что нужно сделать, если вы собираетесь регулярно ездить на велосипеде вечером или ночью, это купить пару велосипедных фонарей. Велосипедные отражатели (катафоты) далеко не всегда смогут полноценно обеспечить вашу видимость и, соответственно, безопасность. Они работают только при определённых условиях, и если этих условий нет, то вы на дороге становитесь абсолютно невидимыми для водителей. К тому же вы сами не видите куда едите.


  • Обычно на велосипед ставятся 2 фонаря: спереди и сзади.
    Также на велосипед можно установить и другие светодиодные аксессуары - на колесо, руль, ниппель или раму. Этот вариант хорош тем, что вы становитесь заметны и при взгляде сбоку, чего не происходит при установке только классической световой пары спереди и сзади.
  • Передний велосипедный фонарь
    Передний велосипедный фонарь
    • Спереди должен стоять фонарь белого цвета.
    • Передний фонарь обычно ставят на руле.
    • При выборе переднего фонаря не забывайте об том, что свет рассеивается: нужно хорошее широкое пятно, чтобы можно было подсветить прилегающую часть дороги/тропинки на предмет неожиданных препятствий и т.п.
    • В зависимости от ваших предпочтений вам стоит выбирать комфортный для вас угол свечения. Как правило, это 120-180 градусов для обычного фонаря.
      Для фонариков точечной направленности комфортным считается угол в 15-20 градусов (аналог дальнего света на автомобиле). Такие фонари нужны для освещения предметов на значительном расстоянии, что особенно полезно при вашей быстрой езди или при езде за пределами города.
      Некоторые велосипедисты устанавливают сразу оба варианта фонарей.
    • Не маловажным является и световой поток для переднего фонаря: чем больше люмен, тем лучше и дальше светит фонарь. Минимальным для дальнего и хорошего освещения должно быть 300-400 люмен, но лучше больше раза в два. Меньшее количество не позволяет создать хорошее освещение... хотя кому-то хватает и 150 люмен. Но если он нужен больше для привлечения внимания (при езде по освещенной дороге) то пойдет и маломощный, в пределах 15-20 люмен.
      Существуют модели с регулировкой яркости света, но они стоят дороже.
    • Мигающий передний фонарь сделает вас более заметным, но мигание перед глазами будет раздражать вас... Но если вы едете по освещенной дороге (где фонарными столбами) и фонарь на велосипеде вам больше нужен для большей заметность - то мигающий спереди фонарь очень хорош.
      Впрочем для дорог не освещенных фонарными столбами можно использовать 2 фонаря: один освещает дорогу, а второй (желательно маломощный) мигает и привлекает к вам внимание. (Спасибо "Lone wolf", который предложил данный способ в комментариях.).
    • При использовании очень ярких передних фонарей стоит помнить, что вы не одни на дороге, поэтому, имея такую возможность, отводите их от едущего навстречу транспорта, если используется полная мощность, и снижайте мощность, если дорога хорошо освещена.
  • Задний велосипедный фонарь
    Задний велосипедный фонарь
    • Сзади должен стоять фонарь красного цвета.
    • Задний фонарь ставится под сиденьем, на подсидельный штырь или на багажнике.
      Как вариант фонарь на клипсе может крепиться к рюкзаку или одежде сзади. Но по мне такой вариант лучше использовать как дополнительный к основному.
    • Задний фонарь должен быть достаточно ярким, иначе его свет (особенно в городских условиях) будет не заметен. В результате велосипедист тоже будет плохо заметен.
    • Сзади очень хорошо поставить не обычный фонарь, а мигающий, который будет лучше привлекать внимание автомобилистов. Правда это мигание может раздражать тех, кто едет за вами. 
    • Можно порекомендовать сзади ставить 2 фонаря на случай если один из них сломается, а вы этого не заметите (что, скорее всего, и будет).
  • Электропитание велосипедных фонарей
    • Питание велосипедных фонарей осуществляется от батареек, аккумуляторов или от динамо-машины.
      Батарейки, как по мне, лучше использовать если вы в тёмное время практически не ездите. Иначе будет довольно дорого постоянно менять батарейки.
    • Значительно лучше освещают дорогу и имеют более продолжительное время свечения велосипедные фонари с выносными аккумуляторными батареями большой ёмкости. Так как они имеют сравнительно большой вес (от 0,3 до 1,2 кг), то крепятся во флягодержателе или в сумочке на раме
    • Аккумуляторы хороши тем что их можно снять (если встроенные - вместе с фонарём) и зарядить.
    • Использовать провод для питания велосипедного фонаря (от аккумулятора или динамо-машины) может быть не очень хорошо: есть вероятность что провод перетрется. Поэтом за ним нужен повышенный контроль.
    • При выборе велофонаря с питанием от батареек или аккумулятора следует помнит что чем дольше от них может проработать фонарь, тем лучше. Для города я бы ориентировался на показатель не менее 4 часов работы, а для поездок за пределами города - не менее 6 часов.
    • Если у вас используется аккумулятор в велосипедных фонарях, то заведите себе привычку после каждой ночной поездки ставить фонарь на зарядку. Так вы увеличиваете шанс что не забудете это и не останетесь без света на дороге.
  • Крепление велосипедных фонарей
    • Обычно велосипедные фонари продаются уже с креплениями, так что у вас не возникнет проблем с установкой.
      Но тут стоит обратить внимание что не все фонари можно будет закрепить на вашем велосипеде. Например, крепление может быть рассчитано на не тот который у вас руль. Поэтому на крепление тоже следует обратить внимание.
    • Существуют фонари с быстросъемными креплениями (то есть сняли и можете уносить) и без них (то есть установили и больше не трогаете).
    • Некоторые фонари можно закрепить на велосипедной вилке.
    • Существуют велосипедные фонари, которые крепятся на шлем. Это хорошее решение, потому как поворотами головы можно менять направление основного светового пучка. К такому фонарику нужно привыкать.
    • Еще один вариант крепления - это с помощью липкой ленты прямо на одежду. Такие фонари крайне редко используются как основной источник света. Чаще это дополнительный фонарь к основному или проблесковый маячок для других участников дорожного движения.
    • Еще один универсальный вариант крепления - эластичный ремень, с его помощью можно закрепить фонарик почти в любом удобном для вас месте. Данные ремешки очень удобные и практичные, но недолговечные и боятся низких температур воздуха.
  • Первоначально вам на велосипед хватит недорогих фонарей. Если же ваши поездки в тёмное время станут регулярными, то вы сами захотите приобрести более мощные фонари, которые будут хорошо освещать дорогу перед вами, чтобы было видно все препятствия на своём пути.
  • Тем кто часто ездит ночью рекомендуется иметь запасные фары, так как от поломок никто не застрахован, и запасные батарейки (если у вас они используются)... Правда если у вас используется по 2 фонаря, то на этот совет не обращайте внимание. Не забывайте проверять на запасных фарах батареи раз в несколько недель, особенно если они долгое время хранятся на дне рюкзака.
  • Принципиально важно знать, насколько долго будут работать фонари. В идеале на них должен быть индикатор, предупреждающий о половине и четверти заряда. Узнайте продолжительность жизни батарейки и убедитесь, что дома и на работе имеется шнур для зарядки.
  • Иногда можно встретить предложение вместо велосипедного фонаря брать 2-3 налобных фонарика... Собственно идея хорошая (поворотами головы можно менять направление основного светового пучка), но на мой взгляд в этом случае лучше совмещать велосипедный и налобный фонари: так в некоторых случаях обзор немного больше. Правда использование больше чем одного фонаря мне кажется всё-равно не удобным.
  • Существуют велосипедные фонари с встроенным указателем поворота (хотя их можно приобрести и отдельно). Они бывают полезными, так как другие водители могут не заметить когда велосипедист подаётся сигналы поворота рукой.
  • В последнее время в продаже появилась "Лазерная световая дорожка безопасности велосипедиста" (или какое-то такое название, в зависимости от продавца и производителя). Такую лучше не брать и не рассчитывать на неё, так как автомобилисты её издалека не видят: она проецируется на асфальт рядом с велосипедистом.

Велосипедный фонарь
Задний велосипедный фонарь

Велосипедный фонарь
Передний велосипедный фонарь

Велосипедный фонарь
Велосипедный фонарь на раму
Велосипедный фонарь
Велосипедный фонарь на колесо

Велосипедный фонарь
Велосипедный фонарь на ниппель

Световая дорожка велосипедиста
Лазерная световая дорожка безопасности велосипедиста

Велосипедный фонарь с поворотниками
Велосипедный фонарь с встроенным поворотником

Аккумуляторный велосипедный фонарь
Велосипедный фонарь с выносным аккумулятором

12 комментариев:

  1. Я покупал в Китае велофару Соларсторм. Не плохая штука, правда без переделки угол маловат. Бордюра можно не заметить.

    ОтветитьУдалить
  2. По поводу мигания спереди не согласен. Мигающая фара будет не только раздражать, но и хуже визуально освещать дорогу. Толку от того что будещь заметнее, но сам плохо видишь. Поэтому мой вариант таков - основной передний свет должен просто гореть, а вот в качестве привлечения внимания и заметности можно установить маломощный фонарик с режимом моргания. Ну типа как в машине - фары светят постоянно, поворотники и аварийка мигают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток!
      В городах есть улицы, освещенные фонарными столбами. Они дают достаточно света для освещения дороги. Мигание передней фары предлагалось мной именно для данного случая.

      Удалить
    2. Понятно :) Но я гоняю по лесам. Там нет фонарных столбов. В любом случае, предпочитаю не мигающий центральный свет.

      Удалить
    3. По моему 2 фонаря, один основной для освещения, второй (мигающий) для заметности будет лучше. Правда затратно :)

      Удалить
    4. Для леса или плохо освещенных мест так действительно будет лучше. Добавлю это в статью.

      Удалить
    5. Спасбо. Совместными усилиями выживем в этом мире :)

      Удалить
  3. Ещё не плохо, что бы фара или фонарь имели выносную кнопку, которая крепится на руль. Но такая весьма удобная фича доступна в основном для EDC фонарей. Там штатную кнопку можно заменить на выносную, без каких либо переделок. Опробовано мной на велосирене.
    Тут идёт аналогия с мотоциклом - все наиболее используемые и важные функции (включение и переключение фары, повороты, сигнал) расположены как можно ближе к рукам. То есть цель - как можно меньше отрывать руки от руля. Тоже самое и в машине. Мы же не шарим по приборной доске что бы наконец-то включить этот чёртов поворотник :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток!
      Согласен с вами, что выносная кнопка хорошее решение. Но для велосипедных фар, насколько знаю, это редкость.

      Если используется фонарь то там проще купить и установить такую кнопку.

      Но в любом случае этот метод не очень подходит для быстросъемных фар. А на колесо вообще не поставишь.

      Удалить
    2. Доброго времени суток! Верно, почему то выносная кнопка для велофар большая редкость, даже у китайских подельщиков :(
      Что касается быстросъёмных фар, не совсем согласен, лишние пара секунд не критична. Мы же не автомат Калашникова собираем или прячемся от ядерного взрыва :) Колёсное освещение это вообще специфическое дело. Вынос кнопки тут не нужен и не возможен. Если конечно это обычные светлячки, а не управляемые с помощью беспроводного пульта. Но такое решение вызовет рост цены. Так же лишние элементы колёсного фонаря вызовут рост веса. А это чревато разбалансировкой колеса. Учитывая эти два фактора, вернее три, фонарики на колёса будут минималистичны. Их задача светить, других функций не требуется. По сути это катафот, только светит, а не отражает. Другого от него не требуется.

      Удалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить