вторник, 29 сентября 2020 г.

Ледовая связка (организация связки при движении по леднику)

Отредактировано 26.11.2021


Передвигаясь зарытому леднику есть риск провалиться в невидимую под снегом или фирном трещину. Для того чтобы полностью остановить и сократить глубину падения участника похода и организовать быстрое извлечение пострадавшего из трещины применяют ледовые связки. Особенность ледниковой связки в том, что попеременное движение по леднику просто в силу временных затрат не возможно. Поэтому, передвигаясь по леднику одновременно, надо быть всегда готовым к провалу напарника и к тому, что он потянет вас за собой. Поэтому первостепенную роль в движении по леднику приобретает дисциплина внутри группы: двигаться надо на всегда немного натянутой верёвке.


Свободный конец верёвки в ледовой связки

Свободные концы (остаток) верёвки (который обычно используется при спасательных работах), переносят первый и замыкающий участники связки. Если же свободной длины связочной веревки в большой группе не остается, то первый и замыкающий участники несут дополнительные веревки.


С блокировкой грудных колец

С блокировкой грудных колец
Такой способ применяется для равномерного рельефа, который не требует значительного изменения расстояния между участниками.

На верёвке вяжется восьмёрка в которую участник связки вщёлкивается посредством карабина с муфтой.

Плюсы:
  • бухта стабильна и удобно расположена
  • конец веревки ввязан в обвязку
  • надежность страховки сохраняется с течением времени (если правильно завязан узел)
Минусы:
  • сложно изменить длину веревки
  • сложно развязать узел, если он затянут вследствие срыва
  • необходимо использовать два карабина, расположенные муфтами в разные стороны


Без блокировки грудных колец

Без блокировки грудных колец
Такой способ применяется для рельефа, требующего быстрого изменения расстояния между альпинистами в связке.

Ввязывание верёвки осуществляется с помощью узла стремя.

Плюсы:
  • быстрая регулировка длины веревки
  • конец веревки ввязан в обвязку
  • узел просто развязать, даже после срыва

Минусы:
  • грудные кольца нестабильны и могут запутаться
  • необходимо использовать два карабина, расположенные муфтами в разные стороны.


Верёвка в рюкзаке

Верёвка в рюкзаке при использовании ледовой связки
Остаток верёвки убирается в рюкзак. При этом для быстрого извлечения верёвки в случае необходимости она ложится в самом верху рюкзака.
Данный способ подходит для длинных переходов.

Ввязывание верёвки осуществляется с помощью беседочного узла.

Плюсы:
  • удобно передвигаться
  • узел и веревка стабильны
  • просто развязать узел, даже если он затянут

Минусы:
  • конец веревки не крепится к обвязке
  • петля узла должна быть дополнительно подстрахована карабином


Расстояние для ввязывания в ледовую связку

В случае падения страхующий должен иметь возможность передвинуться вперед, чтобы погасить часть рывка. После этого замедлиться и затем полностью остановить падение. Для таких перемещений нужна остаточная длина веревки между страхующим и трещиной. Другими словами, длины веревки должно быть достаточно не только для того, чтобы в трещину не упали два человека одновременно, но и для всех маневров при остановке падения.

Каждый из членов команды должен иметь достаточно веревки для того, чтобы собрать полиспаст после срыва.

Дистанция между людьми на связке должна составлять:
  • 8 метров если участников более трёх. Это самый оптимальный вариант, т.к. большое количество связанных обеспечивает надёжную поддержку провалившемуся в трещину.
    Максимальное количество связавшихся на одной верёвке (50 м) - 7 человек. Больше нельзя, иначе возможно попадание в трещину нескольких людей сразу.
  • 10 метров если участников трое. Срыв напарника в трещину для тройки значительно выше, особенно на покатых склонах. 
  • 12 метров если участников двое. Это самое опасное количество для прохождения ледника в связке. Если возможно, то лучше объединиться даже с незнакомыми людьми для преодоления ледника в связке.  Основное условие для прохождения закрытого ледника в двойке - абсолютное владение техникой спасения и самоспасения из трещин.

Но лучше всего дистанцию выбирать в зависимости от гор и трещин в них.


Узлы для облегчения торможения

Для облегчения торможения в случае попадания участника в связке в трещину на верёвке рекомендуется вязать узлы. Узлы могут быть любыми: восьмёркисрединный проводник и т.п.

Завязывайте узлы на веревке через каждые 1-2 метра.

Также в эти петли в случае необходимости можно будет вставить ледоруб.


Но узлы на верёвке усложнят использования полиспаста для вытаскивания попавшего в трещину. В таком случае есть несколько вариантов действий:
  • каждый раз перевязывать полиспаст ниже узлов
  • использовать отдельную верёвку без узлов, спустив её пострадавшему


Передвижение в ледовой связке

  • Первым в связке идет наиболее опытный. Он выбирает маршрут подъема, дает темп движения, прощупывает ледорубом путь, определяя, нет ли здесь скрытых трещин (прежде чем сделать шаг, первый в связке втыкает ледоруб в то место, куда должна ступить нога, и, только удостоверившись, что ледоруб достиг плотного основания, ставит ногу и заканчивает шаг).
  • В середину связки ставится самый плохо подготовленный участник, технически и физически.
  • Первый и последний участник ввязываются как указано выше. Промежуточные участники в связке крепятся к веревке с помощью австрийского проводника и двух муфтованных карабинов, расположенными защёлками в разные стороны.
  • В трещине будет ничего не слышно, за верёвку не подергать. Поэтому надо иметь рации на приеме и в доступности.
  • Обязательно следует идти в каске, т.к. при срыве в трещину обычно ударяются головой.
  • Альпинисты идут медленно, осторожно, след в след.
  • При остановке впереди идущего все останавливаются
  • Интервал между альпинистами должен оставаться неизменным.
  • Если при проверке снега на трещину ледоруб входит в снег полностью, не достигая твердого основания, и под ледорубом прощупывается пустота, можно предполагать, что под снегом находится трещина. Тогда передний предупреждает сзади идущего, чтобы тот организовал охранение через ледоруб, и, не сходя с места, зондирует снег, прощупывая его на возможно большем расстоянии во все стороны.
  • Не следует злоупотреблять зондированием, т.к. альпинист может стоять на мосту, покров которого он сломает непрерывным прощупыванием. Правильная частота зондирования приходит только с опытом.
  • Обнаружив ледорубом трещину, альпинист устанавливает ее границы, и если трещина не слишком велика, ее осторожно переходят широким шагом, без рывков. Если же через трещину нельзя перешагнуть, то передний, охраняемый остальными, должен выяснить ее направление, пройдя для этого вдоль края трещины в поисках более узкого места. Лучше всего вернуться назад по оставленным следам и постараться пройти в другом месте.
  • Ни в коем случае не следует идти вдоль закрытых трещин одновременно всей связкой - альпинисты могут провалиться в трещину.
  • Не рекомендуется на привалах, в особенности при массовых восхождениях, собираться вместе большому количеству альпинистов, не проверив надежности покрова.
  • Во время движения ледоруб должен находиться в руках, для зарубки.
  • Рекомендуется страховать рюкзак пристегнув его к веревке или силовой петле страховочной системы. При этом обвязка должна быть под лямками рюкзака.
  • Ни у кого не должно быть в руках колец запасной веревки! Каждое кольцо – это возможность увеличения глубины падения.
  • Идти нужно на полную веревку (т.е. верёвка всегда должна быть в натяг), а одно-два кольца использовать лишь при преодолении микрорельефа ледника, когда скорость у разных участников будет разная. Если же верёвка будет расслаблена, пострадавший будет падать быстрее. Увеличивается шанс падения в трещину обоих человек.

Всегда следует помнить, что в трещину может провалиться любой участник связки, не обязательно первый или самый тяжелый.







Ниже — ролик ENSA, в котором дается практическая рекомендация по узлам на связочной веревке при движении по закрытому леднику. Предлагается первый узел завязывать в 3-х метрах от себя, а остальные узлы с шагом 2 метра. 



В ролике ниже показано, как отрабатывается экстремальная ситуация — срыв в открытую трещину, на практически открытом леднике (минимальный снежный покров). На закрытом леднике (когда трещин не видно) таких резких рывков при падении не будет — снег будет тормозить. Подобная ситуация может возникнуть при обвале снежного моста или в ледопаде — в этих случаях нужно организовывать страховку.

1 комментарий: