среда, 23 декабря 2020 г.

Автоматический переносной радиомаяк АРМ-406П

АРМ-406П
АРМ-406П
Автоматический переносной радиомаяк АРМ-406П представляет собой переносной малогабаритный радиопередатчик сигналов бедствия и предназначен для определения координат терпящих бедствие воздушных судов с помощью передачи информации через ИСЗ системы КОСПАС-САРСАТ, а также обеспечения привода поисковых средств к месту аварии.АРМ-406П размещается в салоне воздушного судна с возможностью быстрого использования в аварийной обстановке.

Автоматический переносной радиомаяк АРМ-406П полностью соответствует:
  • спецификации КОСПАС-САРСАТ – CST.001
  • нормам летной годности – НЛГС-3; НЛГВ-2
  • квалификационным требованиям – КТ-23-01
  • стандарту RTCA ДО-204
  • нормам ИКАО (поправки №№6,19,24 к приложению №6 "Эксплуатация ВС" к конвенции о "Международной гражданской авиации")
  • требованиям технических условий
АРМ-406 П имеет сертификат КОСПАС-САРСАТ по одобрению типа №130 от 28.03.2002г. и свидетельство о годности комплектующего изделия № СГКИ-023-123-АРМ-406П от 29.05.2003г., выданное Авиарегистром МАК.


Устройство радиомаяка АРМ-406П

Автоматический переносной радиомаяк АРМ-406П включает:
  • моноблок (моноблок "П"), состоящий из двойного защитного кожуха с установленными в нем амортизаторами, датчиком перегрузки (ДП) и переносным моноблоком АС1А.
    Моноблок АС1А – собственно и является переносным радиомаяком, который включает передатчики ПРД 406 и ПРД 121, программно-временное устройство (ПВУ), блок управления (БУ), блок питания (БП) и антенну (АНТ). Аварийный режим работы моноблока АС1А может быть включен как от ПДУ, так и от ДП, а также вручную при извлечении его из защитного кожуха при покидании аварийного воздушного судна.
  • пульт дистанционного управления (ПДУ), устанавливаемый в кабине экипажа
  • внешнюю антенну АНТ-406В, устанавливаемую на корпусе воздушного судна. 

Моноблок АС1А
Моноблок АС1А радиомаяка АРМ-406П

ПДУ 406 радиомаяка АРМ-406П
Пульт дистанционного управления ПДУ 406 радиомаяка АРМ-406П



Характеристики радиомаяка АРМ-406П 

  • несущая частота:
    • ПРД-406 – 406,025 ± 0,002 МГц
    • ПРД-121 – 121,5 ±0,005% МГц
  • выходная мощность на нагрузке 50 Ом при КСВ < 1,5:
    • ПРД-406 – 5,0 Вт
    • ПРД-121 – 0,1 Вт
  • нестабильность частоты:
    • долговременная - ± 5 КГц (в течение 5 лет)
    • кратковременная - 2х10-9 за 0,1 сек
  • период излучения посылок ПРД-406 – 50 сек ± 5%
  • длительность посылки ПРД-406 – 440 мс ± 1%
  • диапазон рабочих/предельных температур: -40°С (предельное значение температуры: -55°С) … +55 °С (предельное значение температуры:+85°С)
  • время непрерывной работы:
    • не менее 24 часов на частоте 406,025 МГц
    • не менее 48 часов на частоте 121,5 МГц
  • электропитание
    • в дежурном режиме осуществляется от бортовой сети постоянного тока на 27 В
    • при работе в рабочем режиме - от автономных элементов питания LSN20 или ER20S0
  • Габарито-массовые характеристики в комплекте:
    • моноблок "П" – 180х184х290 мм; вес – 3,8 кг
    • ПДУ – 48´146´172 мм; вес – 1,2 кг
    • АНТ-406 В – выполнена в виде крыла (сечение – удлиненная капля) длиной 235 мм и максимальной толщиной 22 мм; вес – 0,7 кг
    • переносной моноблок АС1А - 77х82х190 мм, с АНТ – 165 мм; вес – 1,6 кг.
  • Общий вес - 5,7 кг.
  • Назначенный ресурс изделия 30 000 летных часов в течение назначенного срока службы 15 лет, в том числе срок хранения в складских помещениях 15 лет.
  • Гарантийный срок – 2 года с даты технической приемки ПЗ при соблюдении режимов и условий эксплуатации, правил хранения и транспортировки. 
Радиомаяк автоматически отключает режим излучения, если в результате неисправности длительность непрерывного излучения превысит 45 секунд.

Радиомаяк может быть закодированным одним из цифровых сообщений, структура которых определяется протоколами №№6.1-6.4. Приложения 1 Квалификационных требований КТ-23-0 1 "Аварийно-спасательные радиомаяки, работающие в системе КОСПАС-САРСАТ". Сообщение может содержать: № и модель АРМ, код страны, тип и пассажировместимость ВС, регистрационный знак ВС, наименование и адрес владельца и др.


Работа радиомаяка АРМ-406П

АРМ-406П функционирует в следующих режимах:
  1. Дежурный режим, в который АРМ-406П переходит сразу после подачи электропитания и завершения режима ВСК (режим встроенного контроля) или при последующем кратковременном нажатии кнопки "ДЕЖУРН - КОНТР" и завершения режима ВСК.
  2. Режим ВСК с выдачей результатов на световой индикатор "ОТКАЗ", расположенный па ПДУ 406. Переход в режим ВСК осуществляется сразу же после подачи питания от бортсети или при последующем кратковременном нажатии кнопки "ДЕЖУРН - KOНTP" на ПДУ 406.
  3. Рабочий режим, включение которого осуществляется вручную нажатием кнопки "АРМ-АВАРИЯ" (находящегося под предохранительным колпачком) на ПДУ 406 или автоматически по срабатыванию датчика удара. Рабочий режим представляет собой излучение аварийных сигналов (бедствие) продолжительностью не менее 24 часов для ПРД-406 и не менее 48 часов для ПРД-121. Переход АРМ-406П в рабочий режим сопровождается непрерывным звуковым сигналом и свечением, попеременно с миганием 1-2 раза после каждого излучения сигнала 406 МГц радиомаяком, надписи "АВАРИЯ" кнопки-табло "АРМ-АВАРИЯ".


После, подачи па радиомаяк напряжения бортовой сети воздушного судна произойдет автоматическое включение режима ВСК. При этом на панели ПДУ-406 кратковременно загорится и погаснет индикатор "ОТКАЗ" желтого цвета. Одновременно в течении 5 с на кнопке "АРМ-АВАРИЯ" загорится и будет мигать надпись "АВАРИЯ".

При этом проходит одиночное тестовое излечение сигнала радиомаяка с частотой 406,025 МГц,вызывающее мигающее свечение надписи "АВАРИЯ" не более 5 с. Во время прохождения всего цикла ВСК будет звучать двухтональный звуковой сигнал в динамике пульта и в телефонах гарнитур экипажа.
После окончания режима ВСК (через 5 с) в случае положи тельных результатов контроля, надпись "АВАРИЯ" кнопки "АРМ-АВАРИЯ" погаснет, после чего прекратится звуковой сигнал, а АРМ-406П перейдет в дежурный режим. В случае отрицательных результатов, загорится индикатор "ОТКАЗ", что означает неисправность радиомаяка. При включённом АРМ-406 П для проведения ВСК можно также нажать кнопку "ДЕЖУРН-КОНТР" на ПДУ 406.


Включение радиомаяка в рабочий режим осуществляется нажатием кнопки "АВАРИЯ АРМ" на ПДУ 406 (предварительно откинув защитный колпачок), или автоматически по срабатыванию датчика удара, расположенного на моноблоке "П". При этом загорается и горит непрерывно надпись "АВАРИЯ", переходя в мигающий режим после каждого излучения сигнала 406 МГц радиомаяком, а звуковой сигнал работает непрерывно. Для отключения звукового сигнала можно нажать кнопку -табло "ЗВУК-ОТКЛ".

В рабочем режиме происходит излучение аварийных сигналов (бедствие) продолжительностью не менее 24 часов для ПРД-406 и не менее 48 часов для ПРД-121. Излучение сигналов происходит через самолетную антенну АНТ-406В.


В случае необходимости использования радиомаяка вне воздушного суда следует извлечь из моноблока "П" моноблок АС1А и включить его в рабочий режим, для чего необходимо:
  1. Расстегнуть застежку ворсовую, тканную, потянуть за ручку вверх до упора и на себя до извлечения моноблока из кожуха рамы.
  2. Вынести моноблок АС1Ана открытое пространство. Отсоединить антенну от транспортного разъёма и присоединить ее к разъёму "ВЫХ".
  3. Установить антенну моноблока АС1А в вертикальное положение.
  4. Перевести тумблер "Вкл.- Выкл.- Контр." в положении "Вкл."
  5. Убедиться, что один раз в 50 с в мигающем режиме загорается индикатор "ИЗЛ" красного цвета.
  6. расположить моноблок АС1А в горизонтальной плоскости антенной вверх, по возможности, на возвышении.
  7. Чтобы не влиять па излучение моноблока, необходимо отойти от него, если возможно, на расстояние не менее 6-10 м (в разных источниках пишется разное значение).
Если включение радиомаяка уже произошло и радиомаяк работает, то переключать тумблер "Вкл. - Выкл. - Контр." в положении "Вкл." не нужно!


В случае благополучной аварийной посадки и необходимости в помощи поисково-спасательной службы нужно перевести радиомаяк в дежурный режим, нажав и отпустив кнопку "ДЕЖУРН - KOНТР" на ПДУ-406. После нажатия кнопки пройдет цикл ВСК и по его окончанию радиомаяк перейдет в дежурный режим.

Отключать бортовое питание рекомендуется не ранее чем через 15 секунд после окончания работы режима ВСК.

4 комментария:

  1. Прочитал про АРМ-406П и АРМ-406АС1.
    Так и не понял разницы.
    Можете объяснить чем отличается переносной вариант от стационарного?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток!
      Если совсем коротко и упрощённо...
      АРМ-406П можно запустить из кабины (с помощью пульта дистанционного упраления), имеет внешнюю антенну, питание осуществляется от бортовой сети и от аккумулятора (блока автономного питания). Есть возможность его запустить и вне самолёта, для чего можно вынести из самолёта один из блоков.
      АРМ-406АС1 не имеет установленных в самолёте элементов конструкции для работы. Питание только от аккумулятора (блока автономного питания).

      Удалить
    2. Весь сыр бор из-за типа (стационарный или переносной).
      Если АРМ стационарный, то для его установки нужен утверждённый разработчиком способ и место крепления для конкретного типа самолёта. Если его нет - то такой АРМ не разрешат использовать.
      Если АРМ переносной - то соответственно таких проблем нет.
      Но я не могу понять какие АРМ являются стационарными?
      Все модели, про которые я читал, получаются - переносные. Но об этом можно токмо догадываться. А это не аргумент для контролирующих органов. Как я понимаю им нужно, что бы в названии АРМ было указано что он переносной. Пример с АРМ-406АС1 - он переносной, но нигде об этом не сказано. Понятно токмо из руководства пользователя.
      АРМ-406П по описанию больше похож на стационарный вариант, т.к. антена находится вне самолёта и есть ПДУ. Соответственно, для каждого типа самолёта требуется документанция по его креплению ПДУ, блока АРМ и антены. С другой стороны в названии чётко указано, что он переносной. Но это дополнительная опция, а не основная.

      Удалить
    3. "какие АРМ являются стационарными?"
      Как правило авиационные стационарные радиомаяк имеют следующие особенности:
      - включается автоматически при срабатывании встроенного датчика удара или с помощью пульта дистанционного управления (который находится в кабине экипажа). Может включаться вручную переключателем на самом передатчике.
      - имеет подключение к бортовой электросети.
      - наличие внешней антенны.
      - зачастую одну из составных частей можно вынести из кабины.
      .
      .
      "Как я понимаю им нужно, что бы в названии АРМ было указано что он переносной."
      Мало ли что вы понимаете. Свяжитесь с контролирующими органами и уточните у них. Насколько я знаю проблем с регистрацией АРМ не было.
      Но если хотите именно в названии то посмотрите на что-то типа ПАРМ-406А
      .
      P.S. С такими вопросами я бы порекомендовал обратиться на форумы малой авиации. Ведь там лучше знакомы с действующим законодательством и требованиями контролирующих органов.

      Удалить